Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников
П.М. Якобсон под
направленностью подразумевает такое сложное образование в личности, которое
должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека,
определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношение
к другим людям, к себе, к своему будущему. Можно сказать, что направленность
личности проявляется:
а) в особенностях
интересов личности;
б) в особенностях целей,
которые человек перед собой ставит;
в) не только в интересах,
но и пристрастиях и потребностях человека;
г) в установках личности,
в отношении ее к существенным явлениям социальной и личной жизни.
П.М. Якобсон говорит о
временной направленности личности (например: сильная влюбленность, т.к. этому
человек подчиняет свой распорядок жизни, свои жизненные планы)[52].
Направленность личности
сказывается в разнообразных мотивах поведения человека, однако, она может быть
выражена в группе конфликтующих мотивов. Проявляются эти мотивы наиболее
отчетливо в достаточно острой и значимой ситуации, когда обстоятельства
выступают в ярко «обнаженном» виде. Тогда направленность личности, ее интересы,
устремления, моральные установки, принципы действительно выявляются в наиболее
ярко выраженных мотивах. В острой ситуации определенные мотивы становятся
доминирующими [52].
По справедливому
определению П.М. Якобсона понятие направленности личности «представляется
достаточно существенным, поскольку оно имеет прямое отношение к проблемам
воспитания в широком смысле слова» [52, с. 123].
В работах Л.И. Божович,
посвященных исследованию закономерностей формирования личности в детском и
подростковом возрасте, системообразующим признаком структуры личности выступает
«внутренняя позиция личности, или ее направленность». Последняя представляет
собой устойчивое доминирование некоторых мотивов деятельности и определяет
целостность, целенаправленность поведения и всей жизни индивида. Основное
внимание в исследовании уделялось выявлению роли индивидуального и социального
опыта, а так же социальных условий в формировании общей направленности
личности. Л.И. Божович, исходя из того, что основу мотивации формирует
эмоциональная значимость предмета потребности, трактует понятие направленности,
главным образом, как эмоциональный феномен[6].
Имеется попытка
объединить в более общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты
ценностной направленности. Это концепция умонастроения, предположенная Б.Д.
Парыгиным. Он отмечает, что умонастроение есть «особый вид устойчивого
настроения чувств, которые группируются вокруг каких-то идейных установок и
определяют способ восприятия и оценки человеком действительности, а также
направленность его волеустремлений» [34]. В связи с этим Б.Д. Парыгин
представляет структуру личности как целостное образование, включающее в себя
позицию и направленность личности, понятие нормы, роли и установки, ценностной
ориентации, состояния и отношения.
Многие авторы, стремясь
раскрыть структуру личности, рассматривают ценностные ориентации и социальные
установки как проявление ее направленности.
По мнению Б.Г. Ананьева,
«направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные
ориентации, которые выступают...как ценностная совокупность или система
сознательных отношений личности к обществу, труду, самой себе» [1, с. 56].
Ценностные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и
ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и
поведенческими компонентами. А установка в ее связи с направленностью
характеризует состояние личности, которое можно характеризовать как готовность,
направленную к определенной активности.
В рамках представлений о
том или ином содержании направленности осуществляются и попытки классификации
различных ее видов.
Как правило, эта
классификация основывалась на общефилософском представлении о том, что человек
в своей жизни реализует три самых важных типа отношений к объективной
действительности: к обществу, труду, к себе.
В соответствии с этим
направленность разделяется на «коллективистическую» (общественную), «деловую»,
«эгоистическую» (индивидуалистическую).
Обращение к изучению направленности
в отечественной психологии не случайно и имеет принципиально важное значение
для перспективы изучения личности. Исследования направленности как ведущей
характеристики личности, обладающей побудительной силой, благодаря которой
осуществляется избирательное поведение человека, фактически означало попытку
реализации нового подхода к изучению человека в психологической науке.
Анализ отечественной и
зарубежной литературы показывает, что все мотивы можно разделить на три группы:
1.
мотивы эгоистические
- связанные с личным благополучием, успехом, престижем, удовольствиями,
властью;
2.
мотивы
общественные - альтруистические, коллективистические, гуманистические,
связанные с заботой о других людях, с любовью к ним;
3.
мотивы, идущие
непосредственно от интереса к действительности, миропонимание, творчество,
деятельность, труд, мотивированные самой потребностью в познании, деятельности,
творчестве, а не другими какими - либо потребностями.
В зависимости от того,
какие мотивы доминируют, можно разделить направленность на три вида:
1) общественная
направленность - проявляется как доминирующее стремление действовать в
интересах других людей, сочувствовать их нуждам и переживаниям (действовать в
интересах своего коллектива);
2) личная направленность
проявляется в доминировании мотивов из группы эгоистических (доминирование
мотива личного самоутверждения, первенства);
3) деловая направленность
- проявляется как доминирующее стремление к бескорыстной деятельности, к
бескорыстному овладению новыми умениями и знаниями.
Н.Е. Щуркова в структуре
личности выделяет интерактивную направленность следующих типов: ориентация на
личные (эгоистические) интересы связывается с преобладанием мотивов
собственного благополучия; ориентация на взаимодействие, сотрудничество с
другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений
с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности; маргинальная
ориентация, выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и
импульсивности поведения.
Б. И. Додонов в структуре
личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции
выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы
направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический,
пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический,
акизитивный [12, с. 213].
Б.С. Братусем, в виде
четырех уровней направленности личности:
¾
первый уровень —
эгоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному
удобству, выгоде, престижу;
¾
второй уровень —
группоцентрический, определяемый стремлением идентифицировать себя с какой-либо
группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти
другие в его группу или нет;
¾
третий уровень –
просоциальный или гуманистический, определяемый устремленностью человека на
создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям,
обществу, человечеству в целом;
¾
четвертый уровень
— духовный или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его
связью с богом [7].
Н. И. Рейнвальд считает
тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые
человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения» [34,
с. 17]. Автор выделяет следующие типы направленности личности:
¾
тип созидания —
включение индивида в систему общественных отношений;
¾
тип потребителя —
потребление духовных, и, в особенности, материальных благ;
¾
тип разрушителя —
во имя корыстных интересов готов разрушать любые ценности, созданные другими
[34, с. 17].
Направленность личности
имеет многовекторное и многоуровневое строение и проявляется не столько в
выборе человеком деятельности, сколько во всей избирательной сфере
пристрастности психики.
В структуре и проявлениях
направленности субъекта может быть выделено несколько уровней, своего рода
психологических классов:
1.
Иерархизированная
и динамичная система потребностей, мотивов, связей между ними, которые отнюдь
не линейны, а являются своеобразной индивидуальной особенностью человека;
2.
Множественно
соподчиненные системы целей и задач субъекта, заданные как относительно
устойчивыми потребностно-мотивационными образованиями, так и текущими,
переменчивыми условиями жизни;
3.
Соответствующая
двум предыдущим иерархия деятельности субъекта, выбор, реализация и развитие
которой оформляет систему поступков, стиль поведения, этапы жизнедеятельности;
4.
Широкая система
субъективных и субъектных проявлений психики, куда входит психологическая
структура деятельности, поведения, сознания, самосознания, характера, смысла.
Таким образом,
направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями,
убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Итак, проводя
теоретический анализ проблемы, мы определи, структура мотивации
человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической
соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по
отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Мотивационная сфера индивида
определяет общую направленность личности.
Мотивация трудовой
деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих
человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность,
ориентированную на достижение определенных целей. В связи с этим различают
внутреннюю и внешнюю мотивацию трудовой деятельности. Внутренняя мотивация —
это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в
день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. Внешняя мотивация
— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но
обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Направленность определяет
жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет
ее социальную и нравственную ценность. Под направленностью понимается некоторое
психическое свойство, которое в общем виде задается как избирательное отношение
человека к действительности, влияющее на его жизнь и творчество, компонентами
которого являются идеалы, потребности, интересы. Направленность личности
сказывается в разнообразных мотивах поведения человека.
мотивация трудовой
направленность личность
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации
трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона
2.1
Организация и методы исследования
Исследование проводилось
на базе автосалона в январе – марте 2009 г.
Исследование поводилось в
несколько этапов:
На первом этапе нами была
определена проблема.
На втором этапе был сформулирован методологический аппарат:
цель, задачи, объект, предмет, были выдвинуты гипотезы.
На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. В
исследовании принимали участие 48 сотрудников автосалона. Выборку составили 21 женщин и 27 мужчин в возрасте от 22 до
40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]), со стажем работы от 3 до 5
лет.
Четвертый этап
исследования состоял в подборе диагностического инструментария для проведения исследования.
Пятый этап – проведение диагностического обследования
сотрудников автосалона Исследование проводилось отдельно с каждым респондентом.
На шестом этапе была
проведена обработка первичных данных. Нами были определены количественные
показатели выраженности мотивации труда и направленности личности сотрудников
автосалона, проведен статистический и корреляционный анализ данных
В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи
мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона.
Объект исследования:
мотивационная сфера сотрудников автосалона.
Предмет исследования:
взаимосвязь мотивации
трудовой деятельности сотрудников автосалона с их направленностью личности.
Гипотеза: мы
предполагаем, что
¾
для сотрудников
автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность
личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество;
¾
для сотрудников автосалона
с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на
собственные интересы.
Задачи:
1.
Изучить мотивацию
трудовой деятельности у сотрудников автосалона;
2.
Изучить общую
направленность личности у сотрудников автосалона:
3.
Изучить
интерактивную направленность личности у сотрудников автосалона;
4.
Изучить
эмоциональную направленность личности у сотрудников автосалона;
5.
Выявить
взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности у
сотрудников автосалона;
Методики исследования:
1.
Мотивация
трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
2.
Методика
«Направленность личности» Б. Басса
3.
Диагностика
интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П.
Фетискина)
4.
Диагностика
эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонова в модификации Е.Р.
Гореловой)
Методики исследования
1.
Мотивация трудовой
деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) [44].
Методика может
применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том
числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена
концепция о внутренней и внешней мотивации.
Методика состоит из 7
утверждений, которые необходимо оценить по 5-тибальной системе. (Приложение 1)
Подсчитываются показатели
внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной
(ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 +
оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 +
оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З +
оценка п. 4)/2
Показателем выраженности
каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том
числе возможно и дробное)
На основании полученных
результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный
комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации:
ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным,
мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ>ВПМ>ВОМ и
ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным
комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ
Между этими комплексами
заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные
комплексы.
При интерпретации следует
учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно
один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
2. Методика «Направленность личности» Б. Басса[37]
Методика «Направленность личности» была опубликована в 1967
году Б. Бассом. Опросник состоит из 27 утверждений к которым необходимо выбрать
два варианта ответа: вариант, который лучше всего отражает точку зрения
испытуемого и вариант, который наименее ценен. Обработка методики ведется по
ключу. За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в
рубрике «меньше всего» - 0 баллов. Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой
направленности – от 54 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0
(если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).
Методика позволяет выявить следующие типы направленности: на
себя, на дело, на общение
3. Диагностика
интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н. П.
Фетискина) [37].
Методика предназначена
для изучения вектора интерактивной направленности и личной социализации.
Испытуемому предлагается опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами
«а», «в» и «с». Ему следует выбрать тот ответ, который в большей степени
соответствует его мнению и наиболее ценен для него.
Методика предполагает
определение трех видов направленности: ориентации на личные (эгоистические)
интересы; ориентации на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми;
маргинальной ориентации.
Обработка и интерпретация
результатов производится с помощью ключа. Ответы, совпадающие с ключом,
оцениваются в 1 балл, а несовпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим
подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании
той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству
баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида
направленности можно говорить исходя из следующих показателей: 24 балла и выше
– высокий уровень; 14-23 балла – средний уровень; 13 баллов и менее – низкий
уровень
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|