скачать рефераты

МЕНЮ


Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников

4. Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонова в модификации Гореловой ) [34]

Методика состоит из 50 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по четырехбалльной шкале: «безусловно да» - 2 балла; «пожалуй, да» - 1 балл; «пожалуй, нет» - 0 баллов; «безусловно нет»- минус 2 балла.

В результате обработки определяется выраженность следующих типов направленности: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, праксическая, пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная.


2.2 Описание полученных данных


Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у сотрудников автосалона представлены в таблице 1 и в приложении 5.


Таблица 1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона (по методике К. Замфир в модификации А. Реана)


Тип мотивации труда

Внутренняя

Внешняя положительная

Внешняя отрицательная

Кол-во человек

18

16

14

%

38

33

28


Как мы видим из таблицы 1, 38% сотрудников имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные сотрудники ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

33% сотрудников автосалона имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.

Отрицательная внешняя мотивация характерна для 28% сотрудников автосалона, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Показатели выраженности мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона.


В результате обработки данных по методике «Направленность » Б.Басса мы получили результаты, представленные в таблице 2.


Таблица 2 Результаты исследования направленности личности у сотрудников автосалона (по методике «Направленность» Б. Басса)


На себя

На общение

На дело

Кол-во чел.

19

14

15

%

40

29

31

Из таблицы 2 мы видим, что среди сотрудников автосалона 40% имеют направленность на себя. Им свойственна ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.

31% сотрудников автосалона имеют ведущей направленность на дело, то есть данные сотрудники заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

У 29% сотрудников автосалона ведущей направленностью является направленность на общение. Характерными для сотрудников с данной ведущей направленностью является стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Результаты изучения направленности личности с помощью методики «Направленность» Б. Баса представлены на рисунке 2


Рис.2 Показатели выраженности направленности личности у сотрудников автосалона.

Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице 3.

Таблица 3 Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона (по методике Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)

Направленность

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

на личные интересы

22

46

22

46

4

8

на взаимодействие

25

52

22

46

1

2

маргинальная ориентация

5

10

12

25

31

65


Анализ результатов исследования интерактивной направленности личности показал, что у 46% сотрудников автосалона имеют высокую направленность на личные интересы, у стольких же она выражена на среднем уровне, лишь у 8% на низком уровне. При выраженной данной направленности у сотрудников преобладают мотивы собственного благополучия, во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Высокий уровень направленности на взаимодействие имеют 52% средний- 46% а низкий всего 2% сотрудников автосалона. Выраженность данного типа направленности говорит о стремлении к сотрудничеству с другими людьми, обусловленного потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация на высоком уровне выражена у 10% сотрудников автосалона у 25% сотрудников она выражена на среднем уровне у оставшихся 65% на низком уровне. Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

Ведущей направленностью мы считали ту, которая выражена на высоком уровне. Результаты исследования ведущей интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены на рисунке 3.


Рис. 3. Показатели выраженности интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона.


Как мы видим из рисунка 3, 46% сотрудников автосалона имеют выраженной интерактивную направленность на взаимодействие, 38% на личные интересы, менее всего тех сотрудников, у кого выраженной является маргинальная направленность (10%). У 6% испытуемых на высоком уровне выражена, как направленность на взаимодействие, так и направленность на личные интересы.

Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице 4 и в приложении 8.


Таблица 4 Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона (по методике Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)

Тип направленности

Кол-во чел

%

Тип направленности

Кол-во чел

%

альтруистическая

1

2

эстетическая

0

0

коммуникативная

8

17

гедонистическая

4

8

глористическая

7

15

акизитивная.

7

15

праксическая

8

17

эстетическо-гедонистическая

1

2

пугностическая

4

8

альтруистическо-коммуникативная

2

4

романтическая

3

6

праксическо - гностическая

1

2

гностическая

2

4


Как мы видим из таблицы 4 у 17% сотрудников автосалона выраженной является праксическая направленность. Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности. Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых — своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более «придирчивы» к их форме, организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.

17% сотрудников автосалона имеют выраженной коммуникативную направленность. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний — это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности.

Глорическая направленность выражена у 15 % сотрудников автосалона. Этот тип направленности характеризует людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются.

Также у 15% сотрудников автосалона выраженной является акизитвная направленность. Главным наслаждением людей с данным типом направленности является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств.

8% сотрудников автосалона свойственна гедонистическая эмоциональная направленность. «Гедонисты» любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие.

Также у 8% сотрудников автосалона выраженная пугностическая направленность. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями.

У 6 % сотрудников автосалона выражена романтическая направленность. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений.

4% сотрудников имеют выраженную гностическую направленность. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.

Альтруистическая направленность свойственна всего 2% сотрудников автосалона. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и, прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.

У 4% сотрудников выраженными являются как альтруистическая, так и коммуникативная направленность.

У 2% выраженными являются практическая и гностическая направленность, у других 2% сотрудников выражена гедонистическая и эстетическая направленность, то есть им свойственно как стремление к наслаждению и получению физического удовольствия, так и эстетического от созерцания прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного.

Результаты исследования эмоциональной направленности отображены на рисунке 1.


Рис. 4. Показатели выраженности эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона.


Таким образом, по результатам диагностики мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона, мы можем отметить, что среди них больший процент имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, чуть меньше – внешнюю положительную мотивацию и еще меньше внешнюю отрицательную мотивацию.

Также было установлено, что среди сотрудников автосалона преобладают сотрудники с направленностью на себя, около треть имеют направленность на дело, меньше всего тех кто направлен на общение, интерактивная направленность на взаимоотношения является также ведущей у большего количества сотрудников, меньше тех кто направлен на личные интересы и еще меньше сотрудников с маргинальной ориентацией.

По типу эмоциональной направленности среди сотрудников больше всего тех, кто имеет коммуникативную и практическую направленность, меньше всего сотрудников, имеющих альтруистический тип направленности.


2.3            Анализ результатов исследования


Для выявления взаимосвязи между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона необходимо сопоставить результаты исследования.

Анализ результатов исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности представлен в таблице 5.

В ходе анализа результатов исследования ведущей направленности личности и мотивации трудовой деятельности было выявлено, что среди сотрудников, ориентированных в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа 56% сотрудников с внутренней мотивацией имеют направленность на общение, то есть стремятся при любых условиях поддерживать отношения с людьми.


Таблица 5 Результаты исследования направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности (в %).

Направленность личности

Мотивация трудовой деятельности

внутренняя

внешняя положительная

внешняя отрицательная

на себя

11

57

57

на общение

56

12

43

на дело

33

31

0


Треть из них направлены на дело, заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.