Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников
4. Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И.
Додонова в модификации Гореловой ) [34]
Методика состоит из 50 утверждений, степень согласия с
которыми оценивается по четырехбалльной шкале: «безусловно да» - 2 балла; «пожалуй,
да» - 1 балл; «пожалуй, нет» - 0 баллов; «безусловно нет»- минус 2 балла.
В результате обработки определяется выраженность следующих
типов направленности: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, праксическая,
пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная.
2.2
Описание полученных
данных
Результаты исследования
мотивации профессиональной деятельности у сотрудников автосалона представлены в
таблице 1 и в приложении 5.
Таблица 1 Результаты
исследования мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона (по методике
К. Замфир в модификации А. Реана)
|
Тип мотивации труда
|
Внутренняя
|
Внешняя положительная
|
Внешняя отрицательная
|
Кол-во человек
|
18
|
16
|
14
|
%
|
38
|
33
|
28
|
Как мы видим из таблицы
1, 38% сотрудников имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные
сотрудники ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и
личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому
характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя
мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе
человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
33% сотрудников автосалона
имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности
ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по
службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают
нужным приложить свои усилия.
Отрицательная внешняя
мотивация характерна для 28% сотрудников автосалона, то есть мотивами их
деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций
негативного характера.
Результаты исследования
представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели
выраженности мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона.
В результате обработки данных по методике «Направленность »
Б.Басса мы получили результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 Результаты исследования направленности личности у
сотрудников автосалона (по методике «Направленность» Б. Басса)
|
На себя
|
На общение
|
На дело
|
Кол-во чел.
|
19
|
14
|
15
|
%
|
40
|
29
|
31
|
Из таблицы 2 мы видим, что среди сотрудников автосалона 40%
имеют направленность на себя. Им свойственна ориентация на прямое
вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников,
агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству,
раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
31% сотрудников автосалона имеют ведущей направленность на
дело, то есть данные сотрудники заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся
к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им
свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое
полезно для достижения общей цели.
У 29% сотрудников автосалона ведущей направленностью является
направленность на общение. Характерными для сотрудников с данной ведущей направленностью является
стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на
совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы,
потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Результаты изучения направленности личности с помощью
методики «Направленность» Б. Баса представлены на рисунке 2
Рис.2 Показатели
выраженности направленности личности у сотрудников автосалона.
Результаты исследования
интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице
3.
Таблица 3 Результаты
исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона (по
методике Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)
Направленность
|
Уровень выраженности
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
кол-во чел.
|
%
|
кол-во чел.
|
%
|
кол-во чел.
|
%
|
на личные интересы
|
22
|
46
|
22
|
46
|
4
|
8
|
на взаимодействие
|
25
|
52
|
22
|
46
|
1
|
2
|
маргинальная ориентация
|
5
|
10
|
12
|
25
|
31
|
65
|
Анализ результатов исследования
интерактивной направленности личности показал, что у 46% сотрудников автосалона
имеют высокую направленность на личные интересы, у стольких же она выражена на
среднем уровне, лишь у 8% на низком уровне. При выраженной данной
направленности у сотрудников преобладают мотивы собственного благополучия, во
взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных
потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего
игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и
обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.
Высокий уровень
направленности на взаимодействие имеют 52% средний- 46% а низкий всего 2%
сотрудников автосалона. Выраженность данного типа направленности говорит о
стремлении к сотрудничеству с другими людьми, обусловленного потребностями в
поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе
к совместной деятельности. Соответствует оптимальной социализации и адаптации.
Маргинальная ориентация
на высоком уровне выражена у 10% сотрудников автосалона у 25% сотрудников она
выражена на среднем уровне у оставшихся 65% на низком уровне. Маргинальная
ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности
поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма,
неконтролируемости поступков, подражания.
Ведущей направленностью
мы считали ту, которая выражена на высоком уровне. Результаты исследования
ведущей интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона
представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели
выраженности интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона.
Как мы видим из рисунка 3,
46% сотрудников автосалона имеют выраженной интерактивную направленность на
взаимодействие, 38% на личные интересы, менее всего тех сотрудников, у кого
выраженной является маргинальная направленность (10%). У 6% испытуемых на
высоком уровне выражена, как направленность на взаимодействие, так и
направленность на личные интересы.
Результаты исследования
эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице
4 и в приложении 8.
Таблица 4 Результаты
исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона (по
методике Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)
Тип направленности
|
Кол-во чел
|
%
|
Тип направленности
|
Кол-во чел
|
%
|
альтруистическая
|
1
|
2
|
эстетическая
|
0
|
0
|
коммуникативная
|
8
|
17
|
гедонистическая
|
4
|
8
|
глористическая
|
7
|
15
|
акизитивная.
|
7
|
15
|
праксическая
|
8
|
17
|
эстетическо-гедонистическая
|
1
|
2
|
пугностическая
|
4
|
8
|
альтруистическо-коммуникативная
|
2
|
4
|
романтическая
|
3
|
6
|
праксическо - гностическая
|
1
|
2
|
гностическая
|
2
|
4
|
Как мы видим из таблицы 4
у 17% сотрудников автосалона выраженной является праксическая направленность.
Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и
своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов
деятельности. Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального
компонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, а
во-вторых — своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в
направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути.
Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более «придирчивы» к их
форме, организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с
большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго
задуманному плану и приносит желаемые результаты.
17% сотрудников автосалона
имеют выраженной коммуникативную направленность. Наиболее характерные для людей
этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий
положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для
этого типа личности переживаний — это удовлетворяемое желание общаться,
делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии,
расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности.
Глорическая
направленность выражена у 15 % сотрудников автосалона. Этот тип направленности
характеризует людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими
любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются.
Также у 15% сотрудников
автосалона выраженной является акизитвная направленность. Главным наслаждением
людей с данным типом направленности является удовольствие от накопления
чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя
многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной
болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в
накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в
коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных
знакомств.
8% сотрудников автосалона
свойственна гедонистическая эмоциональная направленность. «Гедонисты» любят испытывать
чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением
чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и
духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство
беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на
танцах, вечеринках; нега, сладострастие.
Также у 8% сотрудников
автосалона выраженная пугностическая направленность. Это тип людей, которых
неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней.
Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько
непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми
ощущениями.
У 6 % сотрудников
автосалона выражена романтическая направленность. Под романтической
направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному,
необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Романтический тип людей
близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако
далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не
свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного,
необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать
какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не
связанных друг с другом явлений.
4% сотрудников имеют
выраженную гностическую направленность. Наиболее привлекательной эмоциогенной
ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных
проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в
познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность
явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных
рассуждениях, привести все в систему.
Альтруистическая
направленность свойственна всего 2% сотрудников автосалона. Лицам,
принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность
полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны
и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия,
сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует
формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в
виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от
многих факторов, и, прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.
У 4% сотрудников
выраженными являются как альтруистическая, так и коммуникативная
направленность.
У 2% выраженными являются
практическая и гностическая направленность, у других 2% сотрудников выражена
гедонистическая и эстетическая направленность, то есть им свойственно как стремление
к наслаждению и получению физического удовольствия, так и эстетического от
созерцания прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного.
Результаты исследования
эмоциональной направленности отображены на рисунке 1.
Рис. 4. Показатели
выраженности эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона.
Таким образом, по
результатам диагностики мотивации трудовой деятельности и направленности
личности сотрудников автосалона, мы можем отметить, что среди них больший
процент имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, чуть меньше – внешнюю
положительную мотивацию и еще меньше внешнюю отрицательную мотивацию.
Также было установлено,
что среди сотрудников автосалона преобладают сотрудники с направленностью на
себя, около треть имеют направленность на дело, меньше всего тех кто направлен
на общение, интерактивная направленность на взаимоотношения является также ведущей
у большего количества сотрудников, меньше тех кто направлен на личные интересы и
еще меньше сотрудников с маргинальной ориентацией.
По типу эмоциональной
направленности среди сотрудников больше всего тех, кто имеет коммуникативную и
практическую направленность, меньше всего сотрудников, имеющих альтруистический
тип направленности.
2.3
Анализ
результатов исследования
Для выявления взаимосвязи
между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности сотрудников
автосалона необходимо сопоставить результаты исследования.
Анализ результатов
исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности
представлен в таблице 5.
В ходе анализа
результатов исследования ведущей направленности личности и мотивации трудовой
деятельности было выявлено, что среди сотрудников, ориентированных в
профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость;
удовлетворение, которое приносит работа 56% сотрудников с внутренней мотивацией
имеют направленность на общение, то есть стремятся при любых условиях поддерживать отношения с людьми.
Таблица 5 Результаты
исследования направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой
деятельности (в %).
Направленность личности
|
Мотивация трудовой деятельности
|
внутренняя
|
внешняя положительная
|
внешняя отрицательная
|
на себя
|
11
|
57
|
57
|
на общение
|
56
|
12
|
43
|
на дело
|
33
|
31
|
0
|
Треть из них направлены
на дело, заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению
работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна
способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для
достижения общей цели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|