скачать рефераты

МЕНЮ


Международное космическое право

В настоящее время это сотрудничество активно не осуществляется.

30 декабря 1991 года в Минске было подписано и в этот же день вступило

в силу Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию

космического пространства, участниками которого являются Азербайджан,

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан

и Узбекистан.

Согласно этому соглашению, совместная деятельность девяти государств

подлежит осуществлению на основе межгосударственных программ. Их реализация

координируется Межгосударственным советом по космосу. Выполнение военных

космических программ обеспечивается Объединенными стратегическими

вооруженными силами. Основы финансирования - долевые вклады государств-

участников.

Участники соглашения подтвердили свою приверженность нормам

международного права и ранее принятым СССР обязательствам по международным

договорам в области исследования и использования космического пространства.

Соглашение исходит их сохранения существующих космических комплексов и

объектов космической инфраструктуры, которые находились на территориях

государств-участников во время их пребывания в составе СССР.

Еще одно направление в формировании международного космического права

- это учреждения международных органов и организаций.

С 80-х годов происходит процесс приватизации и коммерциализации

космической деятельности, что ставит в повестку дня формирование

международного частного космического права. Этой тенденции способствует

развитие в ряде стран национального космического законодательства. Вместе с

тем существует точка зрения, согласно которой международная космическая

деятельность может регулироваться исключительно нормами международного

публичного права, поскольку юридические и физические лица различных стран

не могут вступать по этим вопросам в правоотношения без согласия

государств, несущих ответственность за всю национальную космическую

деятельность.

В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем

слияния ранее существовавших Европейской организации исследований (ЭСРО) и

Европейской организации по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Согласно

учредительному акту, задача ЕКА - налаживание и развитие сотрудничества

европейских государств в области разработки и применения космической науки

и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квартира ЕКА находится в

Париже.

В 1964 была учреждена на основе Соглашения о временных условиях

создания глобальной системы спутников связи Международная организация связи

через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 году были подписаны

постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. Членами ИНТЕЛСАТ являются свыше 120

государств. Задача ИНТЕЛСАТ - создание и эксплуатация на коммерческой

основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ

находится в Вашингтоне.

В 1971 году была создана Международная организация космической связи

«Интерспутник». Целью этой организации является координация усилий

государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через

искусственные спутники Земли. Штаб-квартира «Интерспутник» находится в

Москве.

Международная организация морской спутниковой связи ( ИНМАРСАТ) была

создана в 1976 году. Ее членами является более 60 государств. Цели этой

организации - обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения

морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях

и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности

работы судов и управления ими, совершенствования служб морской общественной

корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира ИНМАРСАТ

находится в Лондоне.

Существует ряд других международных правительственных космических

организаций, в том числе Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ),

Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников

(ЕВМЕТСАТ) и других. Определенные направления космической деятельности

входят в сферу интересов некоторых специализированных учреждений ООН:

Международный союз электросвязи (МСЭ);

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);

Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

(ЮНЕСКО);

Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО).

Договор по космосу 1967 года не исключает космическую деятельность

неправительственных юридических лиц при условии, что она будет проводиться

с разрешения и под наблюдением соответствующего государства-участника

Договора. Государства несут ответственность за такую деятельность и за

обеспечение ее проведения в соответствии с положениями Договора.

Наиболее авторитетными международными неправительственными

космическими организациями являются Комитет по исследованию комического

пространства (КОСПАР) и Международная астронавтическая организация (МАФ).

КОСПАР был создан в 1958 году по инициативе Международного совета

научных союзов. Основная задача Комитета - содействие прогрессу в

международном масштабе во всех областях научных исследований, связанных с

использованием космической техники. В состав КОСПАР входят академии наук и

приравненные к ним национальные учреждения около 40 государств, а также

более 10 международных научных союзов.

МАФ была официально учреждена в 1952 году, однако временем ее

возникновения принято считать 1950 год, когда астронавтические общества

ряда западноевропейских стран и Аргентины решили создать международную

неправительственную организацию, которая занималась бы проблемами полетов в

космос. Цели Федерации включают в себя содействие развитию астронавтики,

распространение всевозможной информации о ней, стимулирование интереса и

поддержки общественностью развития всех направлений астронавтики, созыв

ежегодных астронавтических конгрессов и так далее. В состав МАФ входят: во-

первых, национальные члены - астронавтические общества различных стран

(таким членом от России является Совет «Интеркосмос» при Российской

академии наук), во-вторых, различные учебные заведения, готовящие

специалистов ил проводящие исследования по космической тематике, и, в-

третьих, соответствующие международные организации. В состав МАФ входят

более 110 членов. В 1960 году МАФ учредила Международную академию

астронавтики (МАА) и Международный институт космического права (МИКП),

который впоследствии стали самостоятельными организациями тесно

сотрудничающими с МАФ.

Успехи человечества в освоении космоса, глобальный характер этой

деятельности, высокие затраты на ее осуществление ставит в повестку дня

вопрос о создании Всемирной космической организации, которая бы соединяла и

координировала усилия по исследованию и использованию космического

пространства. В 1986 году СССР внес в ООН предложение об учреждении такой

организации и впоследствии представил проект основных положений Устава ВКО,

содержавший описание ее целей, функций, структур и порядка финансирования.

В этом предложении предусматривалось, в частности, что помимо развития и

углубления международного сотрудничества в области мирного освоения космоса

ВКО осуществляла бы контроль за соблюдением будущих соглашений по

предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.

Глава 2. Принципы

международного космического права.

1. Понятие принципов международного права.

Особенностью международного права является наличие в нем комплекса

основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие

характерные черты, а также главное содержание международного права и

обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой

политической и моральной силой. Очевидно поэтому в дипломатической практике

их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня любое сколь-

нибудь значимое политическое решение может быть надежным, если оно

опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт наличия

ссылок на эти принципы во всех значительных международных актах.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для

функционирования системы международных отношений и международного права, с

другой - их существование и реализация возможны в данных исторических

условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного

общества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания

государствами закономерности системы международных отношений, своих

национальных и общих интересов.

Появление принципов обусловлено и интересами самого международного

права, в частности необходимостью координации огромного многообразия норм,

обеспечения единства системы международного права.

В рамках международного права существует различные виды принципов.

Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и

сотрудничества, гуманизма, демократии и так далее. Они нашли отражение в

таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека и во многих других

документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи

осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя

их действия.

Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы

взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и

обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс

общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие

ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной

основой функционирования и развития международного права. Принципы - это

фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой

облик. Принципы являются критерием международной законности.

Будучи ядром системы международного права, принципы определяют общее

авангардное регулирование при появлении новых субъектов или новой сферы

сотрудничества. Так, например, при возникновении такой новой сферы как

сотрудничество государств в космосе - действие принципов было немедленно

распространенно и на данную сферу. Кроме того, и возникшее государство

будет связано принципами международного права.

Значительна роль принципов в восполнении пробелов в международном

праве.

Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же

международно-правовые нормы, но одни их них издавна назывались принципами,

другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-

правовом регулировании. Следует отметить, что принципы права - это

нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики,

закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об

этих процессах.

Принципы международного права - это руководящие правила субъектов,

возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные

начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение

установившейся практики международных отношений, это норма международного

права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.

Соблюдение принципов международного права является строго

обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив

общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе

государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в

одностороннем порядке «исправить» общественную практику, даже нарушая

принципы. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации в 1989

году говорится: «Произошла ощутимая перемена, корни которой - в признании

того факта, что для обеспечения долговременных решений международных

проблем необходимо основывать эти решения на общепринятых принципах,

заложенных в Уставе ООН.»[14]

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем.

Они выполняют две функции: способствуют стабилизации международных

отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками и закрепляют

все новое, что определяется в практике международных отношений, и таким

образом способствует их развитию.

Характерной особенностью принципов международного права является их

универсальность. Это значит, что субъекты международного права обязаны

строго соблюдать принципы, поскольку любое их нарушение будет с

неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных

отношений. Это значит также, что принципы международного права являются

критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие

принципов распространяется даже на те области субъектов, которые по каким-

либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Также характерной чертой является их взаимосвязанность. Лишь во

взаимодействии они способны выполнить свои функции. При высоком уровне

обобщенности содержание принципов, применение предписаний каждого их них

возможно лишь путем сопоставления с содержанием других. Значение их

взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декларации о принципах

международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества

между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 года (

Декларация о принципах) «при толковании и применении изложенные выше

принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться

в контексте всех других принципов»[15].

Комплексу принципов присуще некоторая иерархия. Центральное место

занимает принцип неприменения силы. Задаче обеспечения мира так или иначе

подчинены все принципы. Принцип мирного разрешения споров дополняет принцип

неприменения силы и угрозы силой, что отмечалось и Международным Судом ООН.

В пункте 3 резолюции Совета Безопасности ООН 670 сказано, что события,

связанные с агрессией Ирака против Кувейта, подтвердили, что в отношении

государства, нарушившего принцип неприменения силы и угрозы силой, может

быть приостановлено действие иных принципов, включая принцип добровольного

выполнения обязательств.[16]

Не подлежит сомнению, что между правом и внешней политикой существует

не разрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение

космоса. Руководящим началом в проведении государством внешней политики в

любой области в наши дни должны служить общие международно-правовые

принципы.

Содержание принципов развивается с некоторым опережением

действительности. Постепенно реальные международные отношения подтягиваются

до уровня принципов. Опираясь на достигнутое, государства делают новые шаг

в развитии содержания принципов. Осуществляется это главным образом при

помощи резолюций международных органов и организаций. Но основной

юридической формой их существования является обычай, именно та его

разновидность, которая складывается не в поведенческой, а в нормативной

практике. Резолюция формулирует содержание принципа, государства признают

за ним юридическую силу (opinio juris).

Для того, что бы принцип стал общеобязательным, необходимо признание

его международным сообществом в целом, то есть достаточно представительным

большинством государств. Особенности формирования и функционирования

принципов в значительной мере определяется тем, что они отражают и

закрепляют необходимые основы мирового порядка и международного права. Они

представляют собой необходимое право (jus necessitatis ).

При изложении принципов международного права нельзя остановиться на

понятии «общие принципы права». Оно активно обсуждается в связи со ст. 38

Статуса Международного Суда ООН, согласно которому Суд на ряду с

конвенциями и обычаями применяет «общие принципы права, признанные

цивилизованными нациями»[17].

По этому поводу существуют разные мнения. Сторонники широкого

понимания считают, что это понятие охватывает общие принципы естественного

права и справедливости и что речь идет об особом источнике международного

права.

Приверженцы другой концепции полагают, что под общими принципами

следует понимать основные принципы международного права. Однако последние

не скоро станут общими принципами национального права. Кроме того, понятие

общих принципов права получило известность задолго до признания понятия

основных принципов международного права.

Наконец, согласно третьей концепции, под общими принципами понимаются

принципы, общие для национальных правовых систем. В основном речь идет о

правилах, отражающих закономерности применения норм в любой правовой

системе. Для международного права такие принципы важны в силу неразвитости

в нем процессуального права. Чтобы войти в систему международного права,

недостаточно быть принципом, общим для национальных правовых систем,

необходимо быть пригодным для действия именно в этой системе. Он также

должен быть включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке,

в результате подразумеваемого согласия международного сообщества.[18] Став

таким образом обычными нормами, общие принципы не могут рассматриваться как

особый источник международного права. Даже в условиях европейской

интеграции судебная практика исходит из того, что общие принципы права -

«это не только общие принципы национального права государств-членов, но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.