скачать рефераты

МЕНЮ


Международное космическое право

специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или

большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия,

существующие в рамках этого отношения.

С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и

существования, должен действовать принцип мирного разрешения международных

споров как общепризнанный императивный принцип международного права.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены Организации Объединённых

Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом,

чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность"[34].

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права

и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе

разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих

норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статуса Международного

Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает

применение:

1. Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих

правила, определённо признанные спорящими государствами.

1. Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в

качестве правовой нормы.

1. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

1. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по

публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для

определения правовых норм[35]. Статья 38 также устанавливает, что

обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права

не ограничивает его права разрешать дела ex aequo et bono (по

справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.

Общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться

к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их

следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции 1907 года о мирном

разрешении международных столкновений не запрещала обращение к войне

("прежде чем прибегнуть к оружию"), не обязывала обращаться к мирным

средствам ("обращаться, насколько позволяют обстоятельства") и

рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и

посредничество)[36].

Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена

серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того, как они

ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства

мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую

обязанность государств использовать такие средства.

Государства - члены ООН приняли на себя обязательство "проводить

мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного

права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые

могут привести к нарушению мира"[37] (п. 1 ст. 1 Устава ООН).

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров

существует в виде системы международно-правовых средств такого

регулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в

споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров,

обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного

разбирательства, обращения к региональным органам, или соглашениями, или

иными мирными средствами по своему выбору"[38].

В соответствии с современными концепциями международного права

государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На

международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к

произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова

"только" в формулировку принципа. При этом утверждают, что Устав не столько

закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами,

сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась

угроза миру и безопасности государств.

Однако положения Устава говорят об обратном. Общее положение п. 3 ст.

2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не

угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные

споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и

международного права". В приведённой статье названы почти все известные на

сегодняшний день средства мирного разрешения споров.

Однако, в ней не упоминается столь действенное средство, как

"консультации сторон". Как средство мирного урегулирования споров они стали

применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое

закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений.

Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч,

создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций

способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами,

непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых

договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и

кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе

добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию

консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для

предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в

зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами

договоренности о применении других средств урегулирования.

Применительно к космической деятельности это средство мирного

урегулирования споров нашло свое отражение во многих нормативных

документах. Например, в Договоре о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и

использовании космического пространства практические вопросы, которые

могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными

межправительственными организациями, решаются государствами-участниками,

либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или

несколькими государствами-членами этой международной организации. Если

какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет

основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим

государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других

государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные

консультации[39].

В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных

телах, в пунктах 2 и 3 статьи 15 говорится о том, что государство-участник

которое имеет основания полагать, что другой государство-участник не

выполняет обязательств, возлагаемых на него с настоящим Соглашением, или

что другое государство-участник нарушает права, которыми первое

государство пользуется в соответствии с настоящим Соглашением, может

запросить проведение консультаций с этим государством-участником.

Государство-участник, к которому обращен подобный запрос, незамедлительно

вступает в такие консультации. В таких консультациях имеет право принять

участие любое другое государство-участник, которое этого требует. Каждое

государство-участник, принимающее участие в таких консультациях, стремится

к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывает права и

интересы всех государств-участников. Информация о результатах этих

консультаций направляется Генеральному секретарю ООН, который передает

полученную информацию всем заинтересованным государствам-участникам. Если

консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным

учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные

стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными

средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером

спора. Если возникают трудности в связи с началом консультаций или если

консультации не позволяют прийти к взаимоприемлемому урегулированию, любое

государство-участник в целях урегулирования спора может обратиться за

содействием к Генеральному секретарю, не заручаясь согласием другой стороны

в споре. Государство-участник, которое не поддерживает дипломатических

отношений с другим заинтересованным государством-участником, принимает

участие в таких консультациях по своему усмотрению либо непосредственно,

либо через другое государство-участника или Генерального секретаря,

выступающих в качестве посредника[40].

По мнению большинства государств, ссылки в Уставе на справедливость

лишь подчёркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых

международных споров.

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора

таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для

разрешения данного спора. Практика обсуждения этого вопроса на

международных конференциях показывает, что многие государства в системе

мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью

которых разрешается большинство споров.

Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого

разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть

использованы для разрешения как политических, так и юридических споров,

наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность

приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют

не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать

международному миру и безопасности.

Анализ принципа мирного разрешения международных споров,

зафиксированного в Декларации о принципах международного права, 1970 года и

Заключительном акте СБСЕ, 1975 года, показывает, что, несмотря на

сопротивление, удалось отстоять ряд важных положений, которые, несомненно,

являются дальнейшим развитием соответствующих положений Устава ООН.

В их числе - обязанность государств "прилагать усилия к тому, чтобы в

короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном

праве", обязанность "продолжать искать взаимно согласованные пути мирного

урегулирования спора" в тех случаях, когда спор не удаётся разрешить,

"воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой

степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и

безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более

трудным"[41]. Все они должны действовать в соответствии с целями и

принципами Устава ООН. Факты свидетельствуют о довольно интенсивном

развитии содержания принципа мирного разрешения споров[42].

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный

космическими объектами 1972 года, предусматривается процедура

урегулирования споров по вопросу о компенсации ущерба: если переговоры

сторон в споре не приводят к разрешению спора в течении одного года, по

просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению

претензий с чертами согласительного, следственного и арбитражного органа.

Комиссия по рассмотрению претензий состоит их трех членов: члена

Комиссии, назначаемого государством-истцом, члена Комиссии, назначаемого

запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя

сторонами. Каждая сторона производит соответствующее назначение в

двухмесячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по

рассмотрению претензий. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления

требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора

председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю

Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателя в течение

последующего двухмесячного периода[43].

Принцип сотрудничества.

Идея всестороннего международного сотрудничества государств независимо

от различий в их политическом, экономическом и социальном споре в различных

сферах поддержания мира и безопасности является основным положением в

системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип она сформулирована в

Декларации о принципах международного права 1970 года.

Определены основные направления сотрудничества:

поддержание мира и безопасности;

осуществление международных отношений в различных областях в соответствии с

принципами суверенного равенства;

сотрудничество с ООН и принятия мер, предусмотренных её Уставом и так

далее.

Из этого видно, что принцип немногое добавляет к содержанию других

принципов. Эта связь понятна, так как реализация всех принципов возможна

только путём сотрудничества. Очевидно в этом и заключена суть принципа

сотрудничества. Например, в советско-индийско Делийской декларации 1986

года говорилось: "Мирное сосуществование должно стать универсальной нормой

международных отношений: в ядерный век необходимо перестроить международные

отношения таким образом, чтобы на смену конфронтации пришло

сотрудничество."

Сегодня Генеральная Ассамблея ООН подчёркивает, что "упрочение мира и

предотвращение войны является одной из главных целей Организации

Объединённых Наций"[44]. В Комиссии международного права подчёркивалось,

что основной предпосылкой, на которой основано международное сообщество,

является сосуществование государств, то есть их сотрудничество[45].

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в

уставах многих международных организаций, в международных договорах,

многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что

обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный

характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной

действительности. Разумеется, было время, когда сотрудничество представляло

собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии

требования развивающихся международных отношений привели к превращению

добровольного акта в правовую обязанность.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял своё место в ряду

других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному праву.

Так, в соответствии с Уставом государства обязаны "осуществлять

международное сотрудничество в разрешении международных проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а

также обязаны "поддерживать мир и безопасность и с этой целью принимать

эффективные коллективные меры". Разумеется, конкретные формы сотрудничества

и его объёмы зависят от самих государств, их потребностей и материальных

ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных

обязательств.

Обязанность всех государств сотрудничать друг с другом, естественно,

предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного

права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои

обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного

права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом,

полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с

исследованием и использованием космического пространства. О стремлении

максимально содействовать всестороннему развитию международного

сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по

космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает

основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании

космического пространства к числу основных принципов международного

космического права.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип

сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал

международного космического права. Целый ряд положений Договора по космосу

1967 года вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К

примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других

государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать

потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать

возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о

характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом

пространстве и т.д.

Основным содержанием принципа сотрудничества международного

космического права является обязанность государств сотрудничать друг с

другом при освоении космического пространства и обязанность максимально

благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению

совместных работ по изучению и использованию космоса в рамках ООН.

Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и

использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее

ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в области правового

регламентирования космической деятельности, и её по праву считают центром

международного сотрудничества в области разработки норм международного

космического права.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.