Нормы и принципы международного права
только соглашением. Императивным был принцип “договоры должны соблюдаться”,
без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства
и работорговли, а также некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в
том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс, определяющий
характер международного права, его цели и принципы, основное содержание.
Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.
Предпосылки для становления императивного права создал Устав ООН,
который заложил основы нового миропорядка, определив его цели и принципы.
Стала очевидной неприемлемость неограниченной свободы договоров. Устав
закрепил преимущественную силу вытекающих из него обязательств. Новым шагом
явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., которая
впервые в позитивном праве четко закрепила концепцию императивных норм.
В случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения
ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое
государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности
правонарушителя. Приведенные положения нашли выражение в практике
Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.
Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм
является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект
статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный
Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах,
охраняемых в таком порядке. К ним относятся принципы и нормы, запрещающие
агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного
господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности
за преступления против человечества.
Внедрение в практику механизма обеспечения императивных норм будет
означать вступление международного права в новую фазу своего развития.
Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по
соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться
права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и
локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое
выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового
регулирования.
Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты
не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в
случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не
в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право
субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей
нормой.
К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы
создания и осуществления международного права. Учитывая специфику
регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал,
можно говорить о формировании международного процессуального права.
Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом
случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так
и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.
Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые -
определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных
норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие
процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление
норм на первичные и вторичные.
Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее
существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении
эффективности международного права побуждала государства уделять больше
внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для
формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской
конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений
которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и
прекращение действия договорных норм. Многие из этих постановлений по
аналогии применимы и к обычным нормам. Важное место в процессуальном праве
принадлежит нормам права международных организаций. Для процессуального
права, как и для международного права в целом, главное значение имеют
основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов
создания и осуществления международного права.
Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или
осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в
зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или
недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения
норм.
Функционирование международного права - это не чисто юридический
процесс, понимаемый в духе “чистой теории права”. Это также политический и
нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не
принимать в нем участия и не взаимодействовать с процессуальными нормами.
По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и
управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы,
например запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.
Постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают,
а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во
имя достижения поставленной цели.
Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами,
содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во
многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к
принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и
решениям международных совещаний, например к документам ОВСЕ. Благодаря
отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в
рамках данного договора.
Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько
разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности
международных органов и организаций
Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических
связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических
норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую
силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.
Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а
сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение
устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему
содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия -
международно - правовыми.
Помимо правовых существуют и не правовые технические нормы. В отличие
от первых, они не обладают юридической силой и применяются в силу их
разумности. Особенно активно используются подобные нормы
специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как
Международная организация гражданской авиации или Международный союз
электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой
объем регулирования. Главным направлением в решении этой проблемы станет
специализация профессиональных юристов в той или иной области технического
сотрудничества.
В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве
программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют,
что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению.
Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.
Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый
состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых
норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств. Особенно
показателен принцип уважения прав человека, который для значительного числа
государств носит программный характер в результате неготовности их
социально-политических систем к реализации международного стандарта в
полном объеме.
Второй программный элемент принципов состоит в том, что они в
юридически обязательной форме определяют основные направления развития
международного права. Это же относится и к программному характеру целей
международного права.
Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно
важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных
органов и организаций.
Рекомендательные и иные неправовые нормы взаимодействуют с правовыми,
но, поскольку они ни в коей мере не обладают правовыми качествами, их
нельзя отнести к правовым явлениям. Едва ли могут существовать полуправовые
нормы.
Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни
прежде всего стремлением объяснить природу резолюций международных
организаций. При этом игнорируются различия двух явлений - рекомендательных
норм и рекомендаций как международных актов. В первом случае речь идет о
нормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом,
устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая
следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой
рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут
содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.
3. Цели
Международно-правовая цель - это модель желаемого состояния в будущем,
которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей
юридическую силу. Цели занимают важное место в системе международного
права. Как уже говорилось, они являются системообразующим и
системоорганизующим фактором. Действуя как элемент системы, цели
предполагают наличие принципов и норм, следование которым ведет к цели, а
также средств контроля за соответствием норм и поведения целям.
В отношении целей принципы и нормы являются средствами их достижения.
Достижение оптимального соотношения целей и средств - одна из основных
задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во
многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не
подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть
адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами.
Согласование целей - коренная проблема мировой политики международного
права. По существу, весь механизм политико-правового взаимодействия
государств представляет собой комплекс согласования целей.
Генеральной социально-политической целью международного права является
обеспечение нормального функционирования существующей системы международных
отношений и ее развитие. Характерная особенность современного
международного права состоит в том, что стимулирование социально-
экономического прогресса стало одной из главных его целей.
Сформулировав цели всемирной организации, Устав ООН тем самым
определил и основные цели международного права:
. поддерживать мир и безопасность;
. развивать дружественные отношения;
. осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем
экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в
поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;
. создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение
к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников
международного права.
Значение последней цели, заключающейся в обеспечении международной
законности, для реализации остальных целей не раз подчеркивалось
руководителями государств.
Перечисленные цели являются основными. Они занимают центральное место
в иерархии целей международного права.
О росте практического значения целей свидетельствует и тот факт, что в
международных договорах им уделяется большое внимание, расширяются
посвященные им преамбулы. Порой они закрепляются и в статьях центральной
части договора.
Будучи нормой общего характера, цель обладает спецификой. В отличие от
конкретной нормы, цель может достигаться в большей или меньшей степени.
Отсюда вытекает значение международного стандарта достижения цели.
Целям принадлежит важная роль как в правотворческом, так и в
правоосуществительном процессе. Нормы создаются с учетом целей
международного права, которые носят императивный характер и не допускают
отклонения от них по соглашению отдельных субъектов. Поэтому и
осуществление конкретных норм и актов должно проходить в соответствии с
целями международного права.
Цели играют важную роль в определении эффективности международного
права. Целесообразность означает признак деятельности, отражающей ее
соответствие поставленной цели. Эффективность определяется тем, в какой
мере достигнутое отвечает поставленной цели.
4. Принципы
Характерной особенностью международного права является наличие в нем
комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы,
отражающие характерные черты, а также главное содержание международного
права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также
особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической
практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня
любое сколь - нибудь значимое политическое решение может быть надежным,
если оно опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт
наличия ссылок на эти принципы во всех значительных международных актах.
Важность данного положения подчеркивается в международной практике.
Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для
функционирования системы международных отношений и международного права. С
другой - их существование и реализация возможны в данных исторических
условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного
сообщества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания
государствами закономерностей системы международных отношений, своих
национальных и общих интересов.
В рамках международного права существуют различные виды принципов.
Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и
сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в таких
актах, как Устав ООН, пакты о правах человека, и во многих других
документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи
осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя
их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором
международных отношений.
В многочисленных международных актах перечень основных принципов не
одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах,
каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной Ассамблеей в развитие
его положений Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии
с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы:
1. неприменение силы или угрозы силой;
2. мирное разрешение споров;
3. невмешательство;
4. сотрудничество;
5. равноправие и самоопределение народов;
6. суверенное равенство государств;
7. добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя
принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав
человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в
Декларации 1970 г., но были отражены в содержании других принципов. Что же
касается принципа нерушимости границ, то он не получил универсального
признания, а потому носит региональный характер.
Следовательно, принципы могут быть и региональными. Получили
распространение двусторонние акты о принципах (декларации, договоры).
Нередко в их число включаются политические и иные принципы, например
неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохранение общего
наследия человечества, охрана окружающей среды и др.
Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы
взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и
обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс
общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие
ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной
основой функционирования и развития международного права. Принципы - это
фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой
облик. Принципы являются критерием международной законности.
5. Обычные нормы
В международном праве существуют два вида обычных норм.
К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные
правила, за которыми субъекты признают юридическую силу. К новому виду
относятся нормы, которые также являются неписаными правилами, признаваемые
юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в
результате признания одного или нескольких прецедентов. Для создания норм
второго вида особое значение имеет нормативная практика, когда норма
формулируется в неправовом акте, чаще всего в резолюции международной
организации, а затем признается в качестве нормы международного права.
Важность обычных норм определяется тем, что они служат основным
строительным материалом для общего международного права. Обычными нормами
являются основные принципы. Велика роль обычных норм и в отраслях
международного права.
Обычная норма общего международного права принимается большинством
государств, представляющим главные формы цивилизации и основные правовые
системы мира, т.е. международным сообществом в целом.
Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех
непосредственно заинтересованных государств или организаций.
Согласие субъекта на обязательность для него обычной нормы общего
международного права может быть изъявлено путем ясно выраженного или
молчаливого признания (отсутствие протеста). Согласие с региональной или
локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.
Обычная норма необязательна для признавшего ее субъекта в отношении
любого действия или факта, которые имели место до признания.
Обычная норма должна толковаться добросовестно в свете ее объекта и
цели, с учетом всех доказательств ее содержания, в духе основных целей и
принципов Устава ООН.
Прекращение обычной нормы общего международного права может иметь
место с согласия международного сообщества в целом.
Отказ отдельного субъекта от принятой им обычной нормы допустим лишь в
том случае, если такая возможность вытекает из ее характера.
Существенное нарушение обычной нормы общего международного права одним
из субъектов дает другим субъектам право по согласованию приостановить ее
действие в своих отношениях с правонарушителем.
6. Договорные нормы
Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, которое
содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу.
В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует,
что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет
доказано. Поэтому важно отличать политические договоренности от
международно-правовых договоров. Решающим фактором является намерение
сторон, а судят о нем прежде всего по форме акта.
Роль договоров неуклонно растет.
Основная особенность договорных норм заключается в их форме. Они
обладают преимуществами писаного права и уже в силу этого представляют
собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.
Усложнение международных отношений и интенсификация их регулирования
предъявляют повышенные требования к точности, конкретности норм. В
результате регулирование все большего объема международных отношений можно
гарантировать лишь при помощи договорных норм, которые обеспечивают четкое
регулирование нередко при помощи географических карт, графиков, цифр,
формул и т. п. Многие важнейшие области сотрудничества вообще немыслимы без
договорных норм, например сокращение вооруженных сил, вопросы безопасности,
мирное урегулирование и др.
Важным качеством договорных норм является стабильность их содержания.
Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости
поведения участников. Большинство обычных норм в этом плане менее надежны.
Процесс создания договорных норм отличается демократизмом. В нем на равной
основе участвуют все заинтересованные государства, отстранение от участия
любого из них неправомерно.
Все более высокие требования предъявляются к качеству, к научной
обоснованности норм. В этом отношении кодификационные конвенции как
источник общего международного права не имеют себе равных, поскольку
готовятся при непосредственном участии большого числа ученых и опытных
юристов.
7. Взаимосвязь обычных и договорных норм
Рассматривая особенности обычных и договорных норм, нельзя обойти
вопросы их взаимосвязи. Следует подчеркнуть большое практическое и научное
значение проблемы.
В доктрине существуют различные мнения относительно взаимосвязи
обычных и договорных норм и их роли в этом процессе. Вместе с тем получает
распространение убежденность в неразрывности связи двух видов норм и ее
необходимости для функционирования международного права.
После закрепления в договоре обычная норма не утрачивает своего
характера.
При определении соотношения договорных и обычных норм ссылаются на ст.
38 Статута Международного Суда ООН, которая на первое место поставила
конвенции. Думается, что в данном случае это объясняется тем, что конвенция
четко формулирует норму, неоспоримо доказывает ее принятие сторонами и,
наконец, является как бы специальной нормой , которая подлежит применению
при расхождении с нормой общей.
Договоры служат средством осуществления норм обычного права. Они
укрепляют их авторитет, придают им четкую форму, конкретизируют содержание,
определяют способы проведения в жизнь.
Представляется, что в качестве общего правила договорная норма должна
изменяться и дополняться в той же ясно выраженной форме, в какой она была
принята, т. е. конвенционным путем
Изменение или замена обычной нормы договорной происходит не
автоматически, а осуществляется в порядке, присущем изменению обычных норм
вообще. Договор, в том числе и кодификационный, выступает в таких случаях
как практика и как доказательство намерения участников изменить
соответствующие обычные нормы.
Решения Международного Суда ООН признают возможность создания норм
общего международного права при помощи договоров. При этом выдвигаются
следующие критерии:
1. положение договора должно носить нормообразующий характер в отношении
общего международного права, т. е. должно быть пригодным для этого по
содержанию и выражать соответствующее намерение участников;
2. будучи конвенционной по своему происхождению, норма включается в состав
общего международного права в результате принятия ее в качестве таковой;
3. принятая таким путем норма становится обязательной даже для государств,
которые никогда в конвенции не участвовали.
Сам по себе договор не создает нормы общего международного права. Для
этого необходимо признание его положений в качестве таковых. Это служит еще
одним доказательством того, что общее международное право является правом
обычным.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Человечество приближается к историческому рубежу – наступает третье
тысячелетие н. э. Прошедшее наполнено величайшими свершениями и вместе с
тем бесчисленными страданиями и жертвами.
Современное международное право – это право Устава ООН, воплотившего
чаяния человечества, исстрадавшегося от постоянных войн и особенно
потрясенного жертвами Второй мировой войны. В сложившихся условиях по-
новому должны решаться многие проблемы внешней политики, и прежде всего
проблема отношения национальных и интернациональных интересов.
Одна из главных функций международного права состоит в гармонизации
интересов государств, а также интересов государств и международного
сообщества в целом.
Сегодня интересы международного сообщества должны занять центральное
положение в международно-правовой концепции государства, с тем чтобы
обеспечить мир и безопасность, развитие мировой экономики, науки и техники,
достичь современного уровня управляемости мировой системы. С этим связаны
коренные национальные интересы каждой страны.
Список используемой литературы
1. Лукашук И.И. Международное право. Учебник. М., 1996.
2. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические
проблемы. М., 1993.
3. Шестаков Л.Н. Имперактивные нормы в системе современного международного
права. М., 1982.
4. Лихачев В.Н. Устранение пробелов в современном международном праве.
Казань, 1989.
Страницы: 1, 2
|