скачать рефераты

МЕНЮ


Нормы и принципы международного права

только соглашением. Императивным был принцип “договоры должны соблюдаться”,

без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства

и работорговли, а также некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в

том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс, определяющий

характер международного права, его цели и принципы, основное содержание.

Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.

Предпосылки для становления императивного права создал Устав ООН,

который заложил основы нового миропорядка, определив его цели и принципы.

Стала очевидной неприемлемость неограниченной свободы договоров. Устав

закрепил преимущественную силу вытекающих из него обязательств. Новым шагом

явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., которая

впервые в позитивном праве четко закрепила концепцию императивных норм.

В случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения

ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое

государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности

правонарушителя. Приведенные положения нашли выражение в практике

Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.

Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм

является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект

статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный

Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах,

охраняемых в таком порядке. К ним относятся принципы и нормы, запрещающие

агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного

господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности

за преступления против человечества.

Внедрение в практику механизма обеспечения императивных норм будет

означать вступление международного права в новую фазу своего развития.

Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по

соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться

права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и

локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое

выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового

регулирования.

Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты

не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в

случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не

в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право

субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей

нормой.

К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы

создания и осуществления международного права. Учитывая специфику

регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал,

можно говорить о формировании международного процессуального права.

Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом

случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так

и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.

Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые -

определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных

норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие

процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление

норм на первичные и вторичные.

Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее

существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении

эффективности международного права побуждала государства уделять больше

внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для

формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской

конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений

которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и

прекращение действия договорных норм. Многие из этих постановлений по

аналогии применимы и к обычным нормам. Важное место в процессуальном праве

принадлежит нормам права международных организаций. Для процессуального

права, как и для международного права в целом, главное значение имеют

основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов

создания и осуществления международного права.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или

осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в

зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или

недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения

норм.

Функционирование международного права - это не чисто юридический

процесс, понимаемый в духе “чистой теории права”. Это также политический и

нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не

принимать в нем участия и не взаимодействовать с процессуальными нормами.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и

управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы,

например запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

Постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают,

а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во

имя достижения поставленной цели.

Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами,

содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во

многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к

принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и

решениям международных совещаний, например к документам ОВСЕ. Благодаря

отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в

рамках данного договора.

Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько

разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности

международных органов и организаций

Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических

связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических

норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую

силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а

сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение

устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему

содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия -

международно - правовыми.

Помимо правовых существуют и не правовые технические нормы. В отличие

от первых, они не обладают юридической силой и применяются в силу их

разумности. Особенно активно используются подобные нормы

специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как

Международная организация гражданской авиации или Международный союз

электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой

объем регулирования. Главным направлением в решении этой проблемы станет

специализация профессиональных юристов в той или иной области технического

сотрудничества.

В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве

программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют,

что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению.

Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый

состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых

норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств. Особенно

показателен принцип уважения прав человека, который для значительного числа

государств носит программный характер в результате неготовности их

социально-политических систем к реализации международного стандарта в

полном объеме.

Второй программный элемент принципов состоит в том, что они в

юридически обязательной форме определяют основные направления развития

международного права. Это же относится и к программному характеру целей

международного права.

Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно

важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных

органов и организаций.

Рекомендательные и иные неправовые нормы взаимодействуют с правовыми,

но, поскольку они ни в коей мере не обладают правовыми качествами, их

нельзя отнести к правовым явлениям. Едва ли могут существовать полуправовые

нормы.

Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни

прежде всего стремлением объяснить природу резолюций международных

организаций. При этом игнорируются различия двух явлений - рекомендательных

норм и рекомендаций как международных актов. В первом случае речь идет о

нормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом,

устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая

следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой

рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут

содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.

3. Цели

Международно-правовая цель - это модель желаемого состояния в будущем,

которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей

юридическую силу. Цели занимают важное место в системе международного

права. Как уже говорилось, они являются системообразующим и

системоорганизующим фактором. Действуя как элемент системы, цели

предполагают наличие принципов и норм, следование которым ведет к цели, а

также средств контроля за соответствием норм и поведения целям.

В отношении целей принципы и нормы являются средствами их достижения.

Достижение оптимального соотношения целей и средств - одна из основных

задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во

многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не

подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть

адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами.

Согласование целей - коренная проблема мировой политики международного

права. По существу, весь механизм политико-правового взаимодействия

государств представляет собой комплекс согласования целей.

Генеральной социально-политической целью международного права является

обеспечение нормального функционирования существующей системы международных

отношений и ее развитие. Характерная особенность современного

международного права состоит в том, что стимулирование социально-

экономического прогресса стало одной из главных его целей.

Сформулировав цели всемирной организации, Устав ООН тем самым

определил и основные цели международного права:

. поддерживать мир и безопасность;

. развивать дружественные отношения;

. осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в

поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

. создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение

к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников

международного права.

Значение последней цели, заключающейся в обеспечении международной

законности, для реализации остальных целей не раз подчеркивалось

руководителями государств.

Перечисленные цели являются основными. Они занимают центральное место

в иерархии целей международного права.

О росте практического значения целей свидетельствует и тот факт, что в

международных договорах им уделяется большое внимание, расширяются

посвященные им преамбулы. Порой они закрепляются и в статьях центральной

части договора.

Будучи нормой общего характера, цель обладает спецификой. В отличие от

конкретной нормы, цель может достигаться в большей или меньшей степени.

Отсюда вытекает значение международного стандарта достижения цели.

Целям принадлежит важная роль как в правотворческом, так и в

правоосуществительном процессе. Нормы создаются с учетом целей

международного права, которые носят императивный характер и не допускают

отклонения от них по соглашению отдельных субъектов. Поэтому и

осуществление конкретных норм и актов должно проходить в соответствии с

целями международного права.

Цели играют важную роль в определении эффективности международного

права. Целесообразность означает признак деятельности, отражающей ее

соответствие поставленной цели. Эффективность определяется тем, в какой

мере достигнутое отвечает поставленной цели.

4. Принципы

Характерной особенностью международного права является наличие в нем

комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы,

отражающие характерные черты, а также главное содержание международного

права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также

особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической

практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня

любое сколь - нибудь значимое политическое решение может быть надежным,

если оно опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт

наличия ссылок на эти принципы во всех значительных международных актах.

Важность данного положения подчеркивается в международной практике.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для

функционирования системы международных отношений и международного права. С

другой - их существование и реализация возможны в данных исторических

условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного

сообщества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания

государствами закономерностей системы международных отношений, своих

национальных и общих интересов.

В рамках международного права существуют различные виды принципов.

Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и

сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в таких

актах, как Устав ООН, пакты о правах человека, и во многих других

документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи

осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя

их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором

международных отношений.

В многочисленных международных актах перечень основных принципов не

одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах,

каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной Ассамблеей в развитие

его положений Декларация о принципах международного права, касающихся

дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии

с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы:

1. неприменение силы или угрозы силой;

2. мирное разрешение споров;

3. невмешательство;

4. сотрудничество;

5. равноправие и самоопределение народов;

6. суверенное равенство государств;

7. добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя

принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав

человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в

Декларации 1970 г., но были отражены в содержании других принципов. Что же

касается принципа нерушимости границ, то он не получил универсального

признания, а потому носит региональный характер.

Следовательно, принципы могут быть и региональными. Получили

распространение двусторонние акты о принципах (декларации, договоры).

Нередко в их число включаются политические и иные принципы, например

неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохранение общего

наследия человечества, охрана окружающей среды и др.

Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы

взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и

обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс

общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие

ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной

основой функционирования и развития международного права. Принципы - это

фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой

облик. Принципы являются критерием международной законности.

5. Обычные нормы

В международном праве существуют два вида обычных норм.

К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные

правила, за которыми субъекты признают юридическую силу. К новому виду

относятся нормы, которые также являются неписаными правилами, признаваемые

юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в

результате признания одного или нескольких прецедентов. Для создания норм

второго вида особое значение имеет нормативная практика, когда норма

формулируется в неправовом акте, чаще всего в резолюции международной

организации, а затем признается в качестве нормы международного права.

Важность обычных норм определяется тем, что они служат основным

строительным материалом для общего международного права. Обычными нормами

являются основные принципы. Велика роль обычных норм и в отраслях

международного права.

Обычная норма общего международного права принимается большинством

государств, представляющим главные формы цивилизации и основные правовые

системы мира, т.е. международным сообществом в целом.

Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех

непосредственно заинтересованных государств или организаций.

Согласие субъекта на обязательность для него обычной нормы общего

международного права может быть изъявлено путем ясно выраженного или

молчаливого признания (отсутствие протеста). Согласие с региональной или

локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.

Обычная норма необязательна для признавшего ее субъекта в отношении

любого действия или факта, которые имели место до признания.

Обычная норма должна толковаться добросовестно в свете ее объекта и

цели, с учетом всех доказательств ее содержания, в духе основных целей и

принципов Устава ООН.

Прекращение обычной нормы общего международного права может иметь

место с согласия международного сообщества в целом.

Отказ отдельного субъекта от принятой им обычной нормы допустим лишь в

том случае, если такая возможность вытекает из ее характера.

Существенное нарушение обычной нормы общего международного права одним

из субъектов дает другим субъектам право по согласованию приостановить ее

действие в своих отношениях с правонарушителем.

6. Договорные нормы

Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, которое

содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу.

В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует,

что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет

доказано. Поэтому важно отличать политические договоренности от

международно-правовых договоров. Решающим фактором является намерение

сторон, а судят о нем прежде всего по форме акта.

Роль договоров неуклонно растет.

Основная особенность договорных норм заключается в их форме. Они

обладают преимуществами писаного права и уже в силу этого представляют

собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

Усложнение международных отношений и интенсификация их регулирования

предъявляют повышенные требования к точности, конкретности норм. В

результате регулирование все большего объема международных отношений можно

гарантировать лишь при помощи договорных норм, которые обеспечивают четкое

регулирование нередко при помощи географических карт, графиков, цифр,

формул и т. п. Многие важнейшие области сотрудничества вообще немыслимы без

договорных норм, например сокращение вооруженных сил, вопросы безопасности,

мирное урегулирование и др.

Важным качеством договорных норм является стабильность их содержания.

Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости

поведения участников. Большинство обычных норм в этом плане менее надежны.

Процесс создания договорных норм отличается демократизмом. В нем на равной

основе участвуют все заинтересованные государства, отстранение от участия

любого из них неправомерно.

Все более высокие требования предъявляются к качеству, к научной

обоснованности норм. В этом отношении кодификационные конвенции как

источник общего международного права не имеют себе равных, поскольку

готовятся при непосредственном участии большого числа ученых и опытных

юристов.

7. Взаимосвязь обычных и договорных норм

Рассматривая особенности обычных и договорных норм, нельзя обойти

вопросы их взаимосвязи. Следует подчеркнуть большое практическое и научное

значение проблемы.

В доктрине существуют различные мнения относительно взаимосвязи

обычных и договорных норм и их роли в этом процессе. Вместе с тем получает

распространение убежденность в неразрывности связи двух видов норм и ее

необходимости для функционирования международного права.

После закрепления в договоре обычная норма не утрачивает своего

характера.

При определении соотношения договорных и обычных норм ссылаются на ст.

38 Статута Международного Суда ООН, которая на первое место поставила

конвенции. Думается, что в данном случае это объясняется тем, что конвенция

четко формулирует норму, неоспоримо доказывает ее принятие сторонами и,

наконец, является как бы специальной нормой , которая подлежит применению

при расхождении с нормой общей.

Договоры служат средством осуществления норм обычного права. Они

укрепляют их авторитет, придают им четкую форму, конкретизируют содержание,

определяют способы проведения в жизнь.

Представляется, что в качестве общего правила договорная норма должна

изменяться и дополняться в той же ясно выраженной форме, в какой она была

принята, т. е. конвенционным путем

Изменение или замена обычной нормы договорной происходит не

автоматически, а осуществляется в порядке, присущем изменению обычных норм

вообще. Договор, в том числе и кодификационный, выступает в таких случаях

как практика и как доказательство намерения участников изменить

соответствующие обычные нормы.

Решения Международного Суда ООН признают возможность создания норм

общего международного права при помощи договоров. При этом выдвигаются

следующие критерии:

1. положение договора должно носить нормообразующий характер в отношении

общего международного права, т. е. должно быть пригодным для этого по

содержанию и выражать соответствующее намерение участников;

2. будучи конвенционной по своему происхождению, норма включается в состав

общего международного права в результате принятия ее в качестве таковой;

3. принятая таким путем норма становится обязательной даже для государств,

которые никогда в конвенции не участвовали.

Сам по себе договор не создает нормы общего международного права. Для

этого необходимо признание его положений в качестве таковых. Это служит еще

одним доказательством того, что общее международное право является правом

обычным.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Человечество приближается к историческому рубежу – наступает третье

тысячелетие н. э. Прошедшее наполнено величайшими свершениями и вместе с

тем бесчисленными страданиями и жертвами.

Современное международное право – это право Устава ООН, воплотившего

чаяния человечества, исстрадавшегося от постоянных войн и особенно

потрясенного жертвами Второй мировой войны. В сложившихся условиях по-

новому должны решаться многие проблемы внешней политики, и прежде всего

проблема отношения национальных и интернациональных интересов.

Одна из главных функций международного права состоит в гармонизации

интересов государств, а также интересов государств и международного

сообщества в целом.

Сегодня интересы международного сообщества должны занять центральное

положение в международно-правовой концепции государства, с тем чтобы

обеспечить мир и безопасность, развитие мировой экономики, науки и техники,

достичь современного уровня управляемости мировой системы. С этим связаны

коренные национальные интересы каждой страны.

Список используемой литературы

1. Лукашук И.И. Международное право. Учебник. М., 1996.

2. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические

проблемы. М., 1993.

3. Шестаков Л.Н. Имперактивные нормы в системе современного международного

права. М., 1982.

4. Лихачев В.Н. Устранение пробелов в современном международном праве.

Казань, 1989.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.