Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.1
Европейская Конвенция по правам человека (1950), представляет собой четкий
механизм контроля и защиты прав человека. Любой человек, считающий, что по
отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать
жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все
возможности судебной защиты своих прав в своей собственной стране. С 1950
года на рассмотрение в Совет Европы было передано более 25 000 жалоб.
Европейский Суд по правам человека, также как и Комитет министров, следит
за соблюдением Конвенции. В соответствии с Конвенцией, он рассматривает как
индивидуальные жалобы, так и иски со стороны государств-членов.
Согласно Протоколу N 11, единый Суд, функционирующий теперь постоянно,
заменил с 1998г действовавшие ранее Комиссию пр правам человека и Суд.
Реформа позволила ускорить судебные процедуры, сделать их более
эффективными и расширить возможность обращения в Суд. Нынешний единый Суд
по правам человека, функционирующий постоянно, заменил действовавшие ранее
Комиссию по правам человека и Суд. Реформа позволила ускорить судебные
процедуры, сделать их более эффективными и расширить возможность обращения
в Суд.
Конвенция по предотвращению пыток (1987), предусматривает выборочную
проверку мест заключения группой независимых экспертов Совета Европы в
государствах-членах, ратифицировавших эту конвенцию.
Социальная Хартия Европы (1961), и Дополнительный протокол к ней
детализирует Европейскую Конвенцию по правам человека в социальной сфере.
Ее целью является защита 23 основополагающих социальных прав и поддержка в
проведении эффективной социальной политики в Европе.
Иностранные рабочие: Конвенция о правовом статусе иностранных рабочих
провозглашает принцип равенства по отношению к трудоустройству иностранных
рабочих и граждан своих стран. Она признает право на воссоединение семьи.
Европейский Кодекс социального обеспечения: устанавливает критерии защиты
прав граждан в различных сферах социального обеспечения (пенсии, пособия по
безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и т.д.).
Равенство между женщиной и мужчиной: Главный Комитет за равенство между
мужчиной и женщиной обеспечивает содействие межправительственно- му
сотрудничеству в этой области.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.
Европейская Фармакопея: созданная в 1964 году, установила имеющие
обязательную юридическую силу стандарты в отношении примерно 800
медицинских препаратов, начиная с лекарственных растений и простых
химических соединений естественного или искусственного происхождения и
кончая более сложными препаратами, включая вакцины для людей или животных.
Биоэтика: В настоящее время Совет Европы разрабатывает рамочную Конвенцию
по биоэтике. Два дополнительных протокола будут посвящены медицинским
исследованиям, проводимым на человеке, а также трансплантации органов.
Переливание крови: Совет Европы создал сеть национальных центров
переливания крови, а также европейский банк хранения замороженной крови
редких групп, находящийся в Амстердаме. Недавно была опубликована Белая
книга по переливанию крови.
Наркомания: "Группа Помпиду", включающая квалифицированных экспертов,
созданная в 1971 году, координирует политику государств-членов в области
наркомании.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Борьба с терроризмом: в соответствии с Конвенцией 1977 года
устанавливается, что определенные виды террористических актов не будут
более квалифицироваться как политические преступления в случае
возникновения вопроса о выдаче преступника и осуществлении правового
взаимодействия в этой области.
Защита данных: конвенция 1981 года является единственным международным
соглашением, направленным на защиту граждан от неправомерного использования
компьютерных данных.
Акты насилия на стадионах: соответствующая конвенция была выработана после
трагедии, произошедшей в мае 1985 года на стадионе "Хейзель" в Брюсселе для
предупреждения актов насилия в ходе проведения спортивных состязаний.
ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, НАСЛЕДИЕ.
Европейская культурная конвенция (1954), устанавливает рамки
межправительственного сотрудничества в области образования, культуры,
наследия, спорта и молодежи. В числе конкретных примеров действия конвенции
можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования,
новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и
образование в сфере прав человека, создание базы данных по педагогическим
исследованиям в Европе (Eudise), организацию художественных выставок
европейской живописи, учреждение европейских культурных маршрутов и
разработку мер защиты кинематографического наследия Европы.
Культурное наследие: специальные конвенции по охране архитектурного и
археологического наследия устанавливают правовые принципы и создают
практические рамки для координации политики в Европе в этой сфере.
Традиционные ремесла: для экспертов-профессионалов, административных
учреждений и предприятий была создана "Европейская сеть традиционных
искусств и ремесел".
Европейский Центр по подготовке мастеров-реставраторов: созданный в Венеции
в целях сохранения архитектурного наследия, организует курсы для обучения
каменщиков, каменотесов, плотников и скульпторов.
СПОРТ.
Европейская Хартия спорта и Кодекс этики (1992): содержат нормы по развитию
нравственного, безопасного и здорового спорта, доступного каждому.
Европейская Конвенция против применения допинга в спорте (1989):
устанавливает нормы в целях унификации правил по борьбе с применением
допинга и содержит список запрещенных допинговых препаратов.
МОЛОДЕЖЬ.
Европейский Центр молодежи: образованный в 1972 году, является
образовательным учреждением, объединяющим молодых людей всех европейских
стран. Ежегодно свыше 1 750 представителей молодежи собираются здесь для
обмена идеями и выработки различных форм сотрудничества.
Второй Европейский Центр Молодежи: был открыт в Будапеште (Венгрия) в
декабре 1995г. Предусматривается, что первые три года он будет работать в
экспериментальном режиме. Основная задача Центра состоит в активизации
деятельности Совета Европы по проблемам молодежи в странах Центральной и
Восточной Европы.
Европейский Фонд молодежи (1972), предоставляет молодежным организациям
финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира
Европейского Центра и Фонда молодежи находится в Страсбурге.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
Охрана живой природы: Бернская Конвенция 1979 года направлена на защиту
многих редких, находящихся под угрозой исчезновения видов растений и
животных, и способствует унификации мер на международном уровне по охране
природы.
Охрана окружающей среды: новая Конвенция устанавливает основополоаю- щий
принцип гражданской ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде, и
определяет разумный баланс между необходимостью охраны окружающей среды и
развитием промышленности.
Центр "Натуропа": являющийся центром информации и документации по вопросам
охраны природы, проводит кампании по привлечению внимания общественности к
возникшим проблемам защиты окружающей среды и координирует деятельность,
проводимую в 1995 году в рамках Европейского Года Охраны Природы.
МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И РЕГИОНЫ.
Местное самоуправление: Европейская Хартия (1985) определяет
конституционные и правовые принципы местного самоуправления и
предусматривает соответствующий механизм и средства для выполнения местными
властями стоящих перед ними задач.
Трансграничное сотрудничество: Европейская рамочная Конвенция 1980 года
содействует заключению соглашений между регионами и муниципалитетами,
расположенными в приграничных районах, в таких областях, как региональное
развитие и планирование, охрана окружающей среды и улучшение работы
коммунальных служб.
Европейская Хартия местных языков: или языков национальных меньшинств
(1992) направлена против обеднения и исчезновения языков национальных
меньшинств.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Европейская Конвенция о трансграничном телевидении (1989), содержит минимум
правил для трансграничной ретрансляции телевизионных программ.
Евроимиджи: основанный в 1988 году, Европейский Фонд "Евроимиджи"
предназначен для развития совместного производства и распространения
европейской аудиовизуальной и кинематографической продукции. В 1994 году
его бюджет составил 155 миллионов французских франков.
Премия "Европа" в области телевидения: была учреждена в 1987 году.Она
присуждается лучшим телепрограммам европейских стран. В конкурсе на премию
"Европа" могут участвовать местные, региональные и национальные
телевизионные студии.
ФИНАНСЫ.
"Отмывание денег": конвенция 1990 года предусматривает как на национальном,
так и на международном уровнях меры по наложению ареста и конфискации
имущества, полученного преступным путем (торговля оружием, терроризм,
мошенничество и, в особенности, незаконная торговля наркотиками).
Преступные деяния биржевых спекулянтов ("инсайдеров"): конвенция 1989 года
направлена на выявление незаконных финансовых операций, совершаемых
биржевыми спекулянтами.
СОЛИДАРНОСТЬ.
Сотрудничество и программы содействия:такие как "Демосфен", "Фемида" и
"Местная демократия", были разработаны Советом Европы в 1990 году для
оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении своих
политических, законодательных и конституционных реформ. Эти программы
включают также помощь в работе местных органов власти, в организации
функционирования судебной системы и управлении исправительными учреждениями
и т.д.
Комиссия за демократию через право: Совета Европы, находящаяся в Венеции
(Италия), ведет аналитические исследования и дает юридические заключения по
вопросам создания и функционирования демократических институтов власти, а
также в сфере конституционного права.
Центр "Север-Юг": основанный в Лиссабоне в 1990 году после проведения
Кампании "Север-Юг" в 1988 году, считает своей главной задачей привлечение
внимания всех европейцев к вопросам глобальной взаимозависимости и мировой
солидарности.
Фонд Социального Развития Совета Европы: учрежденный в 1956 году,
занимается финансированием проектов, направленных на оказание помощи
беженцам и иммигрантам, а также людям, пострадавшим от природных бедствий.
Он также финансирует проекты по созданию дополнительных рабочих мест, дает
жилищные кредиты, предоставляет средства на развитие социальных
инфраструктур, образования, здравоохранения и защиты окружающей среды. В
1994 году кредитоспособность фонда составила 1,57 миллиарда ЭКЮ.
Комитет Министров Совета Европы.1
Комитет Министров является органом Совета Европы, принимающим решения.
Он представляет непосредственно правительства государств - членов Совета
Европы. Комитет Министров состоит из Министров иностранных дел государств -
членов Совета Европы. Министры иностранных дел могут замещаться кем-либо из
заместителей министров правительств их стран или какими-либо другими
высокопоставленными чиновниками. На каждой очередной сессии Комитета раз в
полгода председательство в Комитете Министров переходит в соответствии с
алфавитным порядком от одного государства - члена к другому. Английский
язык является рабочим языком Комитета. Комитет собирается на уровне
министров два раза в год - в апреле или мае и в ноябре. Повседневная работа
Комитета осуществляется представителями - делегатами министров иностранных
дел. Каждый министр назначает одного представителя - делегата, который чаще
всего является также и Постоянным представителем государства - члена Совета
Европы. Азербайджан на заседаниях КМ как правило представляет Постоянный
Представитель АР при СЕ в Страсбурге. Обычно представители - делегаты
министров собираются на пленарные заседения два раза в месяц. Принимаемые
ими решения равноценны решениям Комитета Министров. Процедура проведения
заседаний Министров и их представителей - делегатов регулируется Уставом
Совета Европы и внутренним регламентом Комитета и института представителей
- делегатов. При представителях - делегатах имеется Секретариат, группы
экспертов и группы ad hoc.
Деятельность Комитета Министров включает в себя следующее:
· проведение политического диалога;
· осуществление связей с Парламентской Ассамблеей Совета Европы;
· осуществление связей с Конгрессом местных и региональных властей стран
Европы;
· подготовка и заключение конвенций и соглашений;
· принятие рекомендаций государствам - членам;
· принятие бюджета;
· принятие и контроль за выполнением Межправительственной программы
деятельности;
· прием новых государств - членов;
· выработка программ сотрудничества и содействия странам Восточной и
Центральной Европы;
· контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод
человека;
· участие в организации и проведении специализированных конференций
министров.
Межправительственная программа действий.[1]
Межправительственная программа действий ежегодно принимается Комитетом
министров Совета Европы и представляет собой рабочую программу этой
организации, имеющую целью углубление равноправного сотрудничества между
государствами - членами Совета Европы. Эта программа далеко не закостенелый
документ. Напротив, она четко отражает политические изменения, новые
крупные начинания Совета Европы и фиксирует те или иные реалии сегодняшнего
времени.
Программа, отвечающая вызову времени, стоящим перед новой Европой.
В своем нынешнем виде программа объединяет следующие три политические
задачи:
· укрепление сплоченности и стабильности в рамках демократического
пространства, созданного между государствами - членами Совета Европы;
· поощрение действенной интеграции в Совет Европы государств Центральной и
Восточной Европы, недавно вступивших в эту организацию;
· придание Совету Европы большей открытости в отношении различных форм
углубленного сотрудничества с другими международными организациями,
местными и региональными властями, гражданским обществом.
Объектом особо пристального внимания Совета Европы являются такие
весьма актуальные проблемы общества, как положение национальных меньшинств,
борьба против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, роста
преступности и коррупции.
Три полюса взаимного притяжения в пространстве безопастности и демократии.
Для осуществления вышеизложенных задач в программе заложено свыше 56
крупных проектов, а также множество мероприятий и действий оперативного
характера или связанных с практической реализацией или содействием
европейским конвенциям, объединенным вокруг трех крупных задач:
- Демократическая сплоченность;
- Единение общества и высокое качество жизни;
- Культурные связи и плюрализм различных культур.
Понятия демократии, прав человека и примата права пронизывают всю
программу. Это отражает гуманистическую сущность Совета Европы и тот вклад,
который государства и общества, основанные на принципе примата
человеческого достоинства, могут внести в укрепление безопастности в
условиях демократии на всем европейском континенте. Эта сущность Совета
Европы проявляется в следующих сферах деятельности:
- демократия на основе плюрализма и права человека,
- СМИ и связь,
- демократия на местах и трансграничное сотрудничество,
- сотрудничество в области юриспруденции и правовое государство,
- социальные вопросы и проблемы общества,
- здравоохранение,
- охрана окружающей среды и благоустройство территорий,
- образование, культура и национальное наследие,
- спорт и дела молодежи.
Ресурсы.
Человеческие ресурсы: к коллективу сотрудников Совета Европы , которые
призваны вносить свой вклад в реализацию программы как таковой, добавляются
в усиление на разовой основе и для выполнения конкретных задач эксперты,
назначаемые государствами - членами Совета Европы. В особых случаях
выделяются также советники и консультанты по программе. Таким образом
ежегодно тысячи людей работают на выполнение программы. С технической точки
зрения программа закладывается в бюджет Совета Европы: в 2000 году для ее
осуществления были выделены средства общей суммой в 37 697 760 ЕВРО, то
есть немногим более 10% от всего бюджета. Однако эта сумма покрывает только
прямые расходы, связанные с выполнением конкретных дел (заседания
экспертов, организация симпозиумов и конференций, проведение исследований,
выделение субсидий),исключая при этом расходы на оплату деятельности
персонала и служб, обеспечивающих всю эту работу (командировки,
переводческая работа на заседаниях, письменный перевод и рассылка
документов и т.д.). К упомянутой сумме добавляются финансовые инвестиции
(прямые и непрямые) специализированных министерств, административно
-территориальных образований, в случае необходимости - частных партнеров.
Соответственно, средства, поступающие таким образом на реализацию
программы, выходят за рамки общей суммы, выделяемой на эти цели Советом
Европы единым пакетом в рамках обычного бюджета.1
Согласованное программирование.
Стремление государств-членов Совета Европы совместно действовать в рамках
Межправительственной программы деятельности по осуществлению конкретных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|