Права ребенка
формируется в результате международной практики государств и постепенно
признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы,
провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время
государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных
норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы
постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все
новых и новых международных соглашений.[17]
В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о
правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека
и основных свобод.
Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем
европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.
Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании
международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е
годы и явилось результатом идеологического и политического раскола
последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала
Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных
споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября
1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На
сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.
Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве
наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и
эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов
обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому
каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и
международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное
развитие современных государств.
Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного
обеспечения прав человека.[18]
Вывод по § 1 Главы I.
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и
свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека
реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и
образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые
меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит
также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством
и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но
целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы
международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав
человека.
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание
ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу
межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на
государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы
человека.
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии
международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных
свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская
Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,
синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.
§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.
В научной и монографической литературы по теории государства и права
вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как
общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.
В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей
и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности
совершенствования не только норм международного права, но и успешного
осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как
общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,
благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-
юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и
реализуемой на практике.[19]
Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали непосредственным объектом международно-правового
регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в
рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ).
Развитие современных международных отношений убедительно
свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали объектом международно-правового регулирования. Это
регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ
охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя
конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод
человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости
правопорядка.[20]
Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно
недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке
государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола
родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном,
в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,
детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав
ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания
ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной
Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное
время является главным механизмом международной помощи детям.[21]
В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается,
что дети должны быть объектом особой помощи.[22]
Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от
мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто
декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе
юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие
представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей
приобрела более широкий характер.[23] Потребность в придании правам детей
более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе
подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В
этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта
Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей
группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский
профессор Адом Лопатка.[24]
Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой
участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи,
деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира
разрабатывали этот проект.[25]
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла
Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что
многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой
хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка.[26]
С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам
защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем
уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-
министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать
идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего
подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.
Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания,
защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в
90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000
году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе,
обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного
развития детей во всем мире.[27]
В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на
одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа
случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания
среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и
нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех
детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них.
Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а
также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и
другие конкретные цели.[28]
Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и
развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только
совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о
создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в
том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества
и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень
цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество
защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в
отношении детства, провозглашенной на этой встрече.[29]
Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как
существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.
Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,
которые способствуют политике в защиту детства.
Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей,
совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую
деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями
Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и
Плана действия по осуществлению этой декларации.[30]
Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских
неправительственных организаций (НПО), предоставленный в Комитет ООН по
правам ребенка независимо от официального государственного документа.
Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения,
в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую
очередь не экономические, а организационные.
Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении
ответственности за ребенка между различными министерствами и
департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи
конретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые
бы заставили персонал органов исполнительной власти и государственных
учреждений выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей и др.
Для формирования общественного мнения вокруг проблемы детства,
эффективного осуществления контроля за соблюдением прав детей, содействия
их защите в ряде стран мира учрежден институт уполномоченных - комиссаров
по правам ребенка. Это новое, но быстро развивающееся явление в
правозащитной практике. С 1998 года в пяти регионах России Министерством
труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ,
учреждены региональные уполномоченные по правам ребенка.
Вывод по § 2 Главы I.
В результате демократических движений за реформы в XIX веке государства
взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей.
В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка.
Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН в 1945 году было создание
Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). А в 1959 году ООН принимает Декларацию прав
ребенка. В декларации было провозглашено 10 социальных и правовых
принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и
международном уровне. Со временем появилась необходимость в принятии нового
документа мирового сообщества, т.к. за 30 лет после принятия ООН Декларации
многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав
детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей
более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о
правах ребенка (20 ноября 1989 г.).
Также в поддержку Конвенции в 1990 году в Нью-Йорке состоялась
Всемирная встреча, глее была принята Всеобщая декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой
декларации. Принятие Декларации и Плана действий по ее осуществлению, это
не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о
создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.
Вывод по Главе I.
В данной главе описаны этапы развития теории прав человека в
международном плане и необходимость правового оформления прав человека и
ребенка. Становление международного права и отношений. Если до начала XX
века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, то в
дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке
и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и
заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод
человека.
Образование Лиги Наций – начало развития и становления международных
отношений, но целью всех достижений явилось лишь обеспечение некоторых прав
человека. После Второй мировой войны происходит создание Организации
Объединенных Наций, провозглашение Устава ООН, ряда необходимых
международных документов, а также Всеобщей Декларации о правах человека в
1948 году и Европейской Конвенции о защите прав человека в 1950 году.
Приятая в 1948 году в качестве стандарта, к достижению которого должны
стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация сегодня
является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко
используется многими странами для разработки конституций, различных законов
и документов, относящихся к правам человека. В декларации отмечается, что
дети должны быть объектом особой помощи.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис
состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно
имеет». Декларация призывала родителей и отдельных лиц, все организации,
власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и
достоинства.
Время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от
мирового сообщества принятие нового документа, в котором на основе
юридических норм фиксировались меры защиты прав детей.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о
правах ребенка. Конвенция свела в один документ права ребенка, которые
раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов,
относящихся к различным областям права.
Глава II. Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и
российском праве.
§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.
Международные документы, в том числе Ио правах человека, условно можно
разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.
Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это
рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные
положения.
Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному
вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему
присоединились (подписали, ратифицировали).[31]
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.[32]
Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать
ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и
правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном
и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц,
неправительственные организации, местные власти и правительства признать
изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное
влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях
мира.
В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается,
что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал
в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в
частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических
правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих
документах специализированных учреждений и международных организаций,
занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла
Страницы: 1, 2, 3
|