скачать рефераты

МЕНЮ


Права ребенка

формируется в результате международной практики государств и постепенно

признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы,

провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время

государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных

норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы

постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все

новых и новых международных соглашений.[17]

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником

вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о

правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека

и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем

европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании

международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е

годы и явилось результатом идеологического и политического раскола

последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала

Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным

детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных

споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября

1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На

сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.

Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве

наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и

эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов

обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому

каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и

международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное

развитие современных государств.

Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного

обеспечения прав человека.[18]

Вывод по § 1 Главы I.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и

свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека

реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и

образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые

меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит

также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством

и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но

целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы

международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав

человека.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились

недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание

ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу

межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на

государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы

человека.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и

экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии

международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником

вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных

свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным

детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская

Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,

синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.

§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.

В научной и монографической литературы по теории государства и права

вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как

общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.

В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей

и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности

совершенствования не только норм международного права, но и успешного

осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как

общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,

благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-

юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и

реализуемой на практике.[19]

Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав

человека стали непосредственным объектом международно-правового

регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в

рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

(ОБСЕ).

Развитие современных международных отношений убедительно

свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав

человека стали объектом международно-правового регулирования. Это

регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ

охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя

конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод

человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости

правопорядка.[20]

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно

недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке

государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола

родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном,

в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,

детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав

ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания

ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной

Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное

время является главным механизмом международной помощи детям.[21]

В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается,

что дети должны быть объектом особой помощи.[22]

Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от

мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто

декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе

юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие

представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей

приобрела более широкий характер.[23] Потребность в придании правам детей

более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе

подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В

этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта

Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей

группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский

профессор Адом Лопатка.[24]

Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой

участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи,

деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира

разрабатывали этот проект.[25]

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла

Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что

многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой

хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка.[26]

С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам

защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем

уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-

министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать

идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего

подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.

Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания,

защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в

90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000

году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе,

обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного

развития детей во всем мире.[27]

В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на

одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа

случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания

среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и

нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех

детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них.

Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а

также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и

другие конкретные цели.[28]

Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и

развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только

совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о

создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в

том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества

и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень

цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество

защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в

отношении детства, провозглашенной на этой встрече.[29]

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как

существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.

Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,

которые способствуют политике в защиту детства.

Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей,

совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую

деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями

Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и

Плана действия по осуществлению этой декларации.[30]

Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских

неправительственных организаций (НПО), предоставленный в Комитет ООН по

правам ребенка независимо от официального государственного документа.

Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения,

в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую

очередь не экономические, а организационные.

Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении

ответственности за ребенка между различными министерствами и

департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи

конретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые

бы заставили персонал органов исполнительной власти и государственных

учреждений выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей и др.

Для формирования общественного мнения вокруг проблемы детства,

эффективного осуществления контроля за соблюдением прав детей, содействия

их защите в ряде стран мира учрежден институт уполномоченных - комиссаров

по правам ребенка. Это новое, но быстро развивающееся явление в

правозащитной практике. С 1998 года в пяти регионах России Министерством

труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ,

учреждены региональные уполномоченные по правам ребенка.

Вывод по § 2 Главы I.

В результате демократических движений за реформы в XIX веке государства

взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка.

Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН в 1945 году было создание

Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). А в 1959 году ООН принимает Декларацию прав

ребенка. В декларации было провозглашено 10 социальных и правовых

принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и

международном уровне. Со временем появилась необходимость в принятии нового

документа мирового сообщества, т.к. за 30 лет после принятия ООН Декларации

многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав

детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей

более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о

правах ребенка (20 ноября 1989 г.).

Также в поддержку Конвенции в 1990 году в Нью-Йорке состоялась

Всемирная встреча, глее была принята Всеобщая декларация об обеспечении

выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой

декларации. Принятие Декларации и Плана действий по ее осуществлению, это

не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о

создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.

Вывод по Главе I.

В данной главе описаны этапы развития теории прав человека в

международном плане и необходимость правового оформления прав человека и

ребенка. Становление международного права и отношений. Если до начала XX

века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, то в

дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке

и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и

заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод

человека.

Образование Лиги Наций – начало развития и становления международных

отношений, но целью всех достижений явилось лишь обеспечение некоторых прав

человека. После Второй мировой войны происходит создание Организации

Объединенных Наций, провозглашение Устава ООН, ряда необходимых

международных документов, а также Всеобщей Декларации о правах человека в

1948 году и Европейской Конвенции о защите прав человека в 1950 году.

Приятая в 1948 году в качестве стандарта, к достижению которого должны

стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация сегодня

является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко

используется многими странами для разработки конституций, различных законов

и документов, относящихся к правам человека. В декларации отмечается, что

дети должны быть объектом особой помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис

состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно

имеет». Декларация призывала родителей и отдельных лиц, все организации,

власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и

достоинства.

Время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от

мирового сообщества принятие нового документа, в котором на основе

юридических норм фиксировались меры защиты прав детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о

правах ребенка. Конвенция свела в один документ права ребенка, которые

раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов,

относящихся к различным областям права.

Глава II. Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и

российском праве.

§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.

Международные документы, в том числе Ио правах человека, условно можно

разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это

рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные

положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному

вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему

присоединились (подписали, ратифицировали).[31]

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.[32]

Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и

правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном

и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц,

неправительственные организации, местные власти и правительства признать

изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное

влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях

мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается,

что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал

в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в

частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических

правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих

документах специализированных учреждений и международных организаций,

занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.