скачать рефераты

МЕНЮ


Права ребенка

Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие

практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в

обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует

положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том,

что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую

ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены

различные культурные, социальные, экономические и политические реалии

отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав,

каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для

выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет

универсальный характер.[33]

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она

утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его

дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития

личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед

потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально

выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально

депривилегированных группах детей:[34] сиротах, инвалидах, беженцах,

правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она

провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным

субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских,

политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция

устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает

специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.[35]

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов

ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые

должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение

активного участия в жизни общества.[36]

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный

из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это

признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному

праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.[37]

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до

достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен

более ранний возраст достижения совершеннолетия.[38]

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития

своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не

только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня

здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и

предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном

порядке, детям.[39]

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен

юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться

Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают

краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического

документа.

Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания

Конвенции.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка

в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой

области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо

до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций –

приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство;

сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на

выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались

в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных

категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе

получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны

государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им

правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы

информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением

государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-

правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции

ООН.[40]

Вывод по § 1 Главы II.

Международное сообщество впервые в мировой истории разработало

документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и

Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности,

основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация не имеет

обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные

принципы, 10 социальных и правовых принципов.

Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на

политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. В ходе

подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году

проявилась потребность в придании правам детей силы норм договорного права.

В 1989 году была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция имеет равное

значение для народов во всех регионах мира. Государства, которые

присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои

действия в отношении детей. И поскольку Конвенция содержит различные

культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных

государств – это дает основание утверждать, что Конвенция носит

универсальных характер. Конвенция о правах ребенка есть составная часть

единой системы международных документов о правах человека.

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных

стандартов о правах ребенка.

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как

существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.

Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,

которые способствуют политике в защиту детства. Каждая страна, с учетом

этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное

законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей

в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об

обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по

осуществлению этой декларации.[41]

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована

Верховным Советом СССР, а 15 сентября 19990 года вступила в силу для

Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав

международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития

детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать

соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные

организации в регионах к подготовке программ в интересах детства.[42]

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года

№ 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об

обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 августа 1993 года

№ 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации

об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана

Федеральная целевая программа «Дети России». Она одобрена Постановлением

Совета Министров – Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О

федеральной программе «Дети России» и включено в перечень программ,

принимаемых к финансированию из Федерального бюджета.

Целью данной программы является создание условий для нормального

развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их

социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований

и реформ. В состав Федеральной программы «Дети России» входят федеральные

целевые программы:

«Дети-инвалиды» направлена на формирование основ комплексного решения

проблем детей с ограниченными способностями, возможностями и семей, в

которых они воспитываются. Создание условий для независимой жизни этой

части населения, решение медико-санитарных, социально-экономических и

нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких

детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной

жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созданию наиболее

благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей,

к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке:

предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм

устройства детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа,

развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию

медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей.

Программа «Планирование семьи» ориентирована на создание системы,

обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку

новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального

и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усилений

ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию

службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования

семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в

нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме

планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.

Программа «Дети Чернобыля» нацелена на снижение воздействия на детей

неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс

мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и

реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях,

подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и

социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению

материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и

дошкольных учреждений.

Программа «Дети Севера» нацелена на обеспечение защиты интересов детей,

живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание

условий для достижения нормального уровня жизни и представления для них

равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом,

психологическом им социальном развитии в течение всего периода

социализации.

Позднее в состав Федеральной программы «Дети России» были включены

также: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей

беженцев и вынужденных переселенцев».

В содержание этой государственной программы входят акты, направленные

на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие

развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента

РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

защите их прав»); о поддержке детей, лишившихся родительского попечения,

приемных семей, решение ряда вопросов усыновления детей (Положение о

порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой) и др.

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных

региональных и территориальных социальных программ и планов,

предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих

детей. Именно через региональные и территориальные программы реализуется

принципы адресности и целенаправленности социальной работы. Некоторые из

них, которые учитывают климатические, экологические, демографические,

экологические, социально-экономические особенности и специфику проживания:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии», «Дети Липецкой

области» и многие другие. Во многих регионах созданы целевые программы:

«Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы

семейной политики, реформирования образования и ряд других.[43]

Постановлением Правительства РФ в августе 1993 года создана Комиссия по

координации работы, связанной с политикой в интересах детей. В целях

формирования единой государственной политики был разработан Национальный

план действий в интересах детей в РФ, утвержденный Указом Президента от 14

августа 1995 года №942. Порядок и источники финансирования соответствующих

расходов определяет Министерство социальной защиты населения по

согласованию с Министерством финансов.

Достижение целей, определенных в Национальном плане, ежегодно

отражается в Государственном докладе о положении детей в РФ. Осуществление

Национального плана ведется в нескольких направлениях: законодательство,

охрана здоровья детей, социально-правовые гарантии детей-инвалидов,

образование, государственная поддержка молодежных и детских общественных

объединений, защита трудовых прав несовершеннолетних, усиление гарантий

прав детей в семейных отношениях, усиление защиты несовершеннолетних от

преступных посягательств и др.[44]

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс РФ.[45]

В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в

семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах

ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе

Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со

стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения

несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено

обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об

изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-

летноего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах

родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи

ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье

любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным

в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс

включена глава о приемной семье (гл. 21) – принципиально новой форме

устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.[46]

Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ. Кроме

многочисленных постановлений глав администрации краев и областей

правительств республик о мерах по выполнению федеральных законов, на местах

разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные

акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.

Вывод по § 2 Главы II.

С учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка,

страна совершенствует национальное законодательство, осуществляет

деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах

ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР; 15 сентября 1990 года

вступила в силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав

международные документы ООН, взяло на себя обязательства принимать

соответствующие этим документам – акты, а также поощрять различные действия

неправительственных организаций по деятельности в области детства.

Соответственно со стороны РФ были приняты ряд документов, а также

разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы

является создание условий для нормального развития детей, находящихся в

сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных

социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной

программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-

сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные

дети», «Организация летнего отдыха детей».

В содержание программы также входят акты, направленные на улучшение

воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию

криминалистических тенденций в среде несовершеннолетних. Именно через

региональные и территориальные программы реализуются принципы адресности и

целенаправленности в социальной работе.

Вывод по Главе II.

В данной главе раскрывается процесс стандартизации прав человека и

ребенка в международном и российском законодательстве.

Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка является

документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребенка

полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей,

которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических,

культурных прав человека, Конвенция о правах ребенка устанавливает и

правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых и

детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе

которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное

отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит

формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других

людей, уважительного отношения к ним.

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание

благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и развитие детей –

ключевая цель национального развития. Приоритет интересов и благосостояния

детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах

ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательство по

выполнению которой на себя взяла РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ Правительством РФ разработана

федеральная целевая программа «Дети России».

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных

региональных и территориальных социальных программ и планов,

предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих

детей.

Заключение

До начала XX века права человека регулировались внутригосударственным

правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что

вопросы, касающиеся прав человека относятся исключительно к их внутренней

юрисдикции. Было лишь одно исключение -0 считалось правомерным применение

силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем

порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на

территории другого государства. «Право на вмешательство» официально

закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода

истории. После образования Лиги Наций это право государств подвергается

ограничениям, но целью этого ограничения явилось лишь обеспечение некоторых

прав личности. Создание ООН положила начало качественного нового этапа

межгосударственных отношений в области прав человека. Основные права и

свободы должны соблюдаться повсюду – как на территории независимых

государств, так и на колониальных территориях.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

прав и свобод человека, как гражданских и политических, социальных и

культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. В

принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что

дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году ООН принимает

Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество

обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены

основные социальные им правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия

детей на национальном и международном уровне. Но время и продолжающееся

ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятия

нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались бы

меры защиты прав детей. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея

Организации Объединенных Наций единогласно принимает Конвенцию о правах

ребенка.

Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный

стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция

имеет равное значение для народов Во всех регионах мира.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она

провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным

субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов

ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям,

которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и

обеспечение активного участия в жизни общества.

В докладе «Положение детей в мире, 1997 г.», изданном ЮНИСЕФ,

отмечается, что Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила

отношение к детям в мире. Она заложила в международное право новые нормы, к

соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.

15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребенка вступила в силу для

Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года

и постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от

23 августа 1993 года была разработана Федеральная целевая программа «Дети

России». Целью данной программы являются создание условий для нормального

развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их

социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований

и реформ.

29 декабря 1995 года принят новый Семейный Кодекс РФ. В нем

предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных

отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской

Федерации.

Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем

просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации.

Он призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих

в основе этих прав.

В связи с этим ООН объявила период с 1995 по 2005 год Десятилетием

просвещения в области прав человека.

Список использованных источников и литературы

-----------------------

[1][2] Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.: Народное

образование, 1995, с. 3-18.

[3] Президентская программа «Дети России», под ред. Н. И. Полежаевой.

Библиотека Российской газеты. – М., 1994 г. – 160 с.

[4] Шнекендорф З. К. Права ребенка в законодательных актах// История, 1997,

№40. с. 43-47.

[5] Мартинес Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т1

СПб, 1882. с. 327.

[6] Блюнчли И. Соврменное международное право цивилизованных государств,

изложенное в виде Кодекса. Вып. 2М, 1877ю с. 316

[7] Гефтер А. Европейское международное право, СПб, 1880, С. 99

[8] Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев, 1917.

с. 87.

[9] Общая теория прав человека/ под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1996. с.

417-435.

[10] Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод. - ОБЖ. 2002, №5. с. 45-

51.

[11] Ключников Ю. В. Международная политика новейшего времени в договорах,

нотах и декларациях. Ч II, 1926. с. 330-337.

[12] Права человека. Учебник для ВУЗов под ред. Е. А. Лукашевой. – М.,

2000. с. 3-11.

[13] Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека//ОБЖ, 2002, №5.

С. 45-51.

[14] Хлобустов О. Права человека: история и современность. – Диалог, 1998,

№11. с. 17-19.

[15] Крылов С. Б. История создания ООН. - 2-е изд. М., 1960. с. 43.

[16] Международное право/ под ред. В. И. Кузнецова. – М.: Юристъ, 2001. с.

224-227.

[17] Николаинко И. В. Права человека и система ООН. – Киев, 1991. с. 168.

[18] Хлобустов О. Прва человека: история и современность// Диалог, 1998,

№11. с. 17-19.

[19] Славкина Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных

свобод. – Власть, 2000, №4. с. 43-47.

[20] Курс международного права. Т6. Отрасли международного права, отв.ред.

Н. А. Ушаков. – М., 1992. с.166-168.

[21] Права человека как фактор стратегии устойчивого развития под ред. Е.

А. Лукошевой. – 2000. с. 263

[22] Азаров А., Роитер В. Защита прав человека. Международные и российские

механизмы. – М., 2000. с. 96.

[23] См. также: Всеобщая декларация прав человека. ОБЖ, 1998, №2. с. 3-7.

[24] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции прав ребенка. – М.,

2000. с. 3-27

[25] Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8. с. 60-69.

[26] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка.

Омск, 2000. с. 3-27.

[27] Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. – История,

1997, №40. с. 1-3

[28] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка.

Омск, 2000. с. 3-27

[29] Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8

[30] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка.

Омск, 2000 с. 3-27

[31] Хлобустов О. Права человека: история и современность – Диалог, 1998,

№4. с. 17-19

[32] Международное право: Учебник для ВУЗов, под ред. В. И. Кузнецова. –

М.: Юристъ, 2001. с. 227

[33] См. также Всеобщая декларация прав ребенка. Сб. нормативных документов

по правам человека, 1994 г.

[34] Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. – История,

1997, №40. с. 1-3

[35] Общая теория прав человека: Учебник, под ред. Е. А. Лукашевой. – М.:

изд-во НОРМА, 1995. с. 417.

[36] Аширова Э. День защиты без детей// Российская газета, 2002, 1 июня. С.

1-7.

[37] Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8. с. 60-69.

[38] Косова О. Особенности международного усыновления. – Законность, 2001,

№1. с. 16-19.

[39] Конвенция о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах,

образовании. – М., 1995. с.3-7.

[40] См. полный текст Конвенции о правах детей. – Педагогика, 1993, №10.

[41] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. –

Омск, 2000. с. 3-27.

[42] Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. – История,

1997, №40. с. 1-3.

[43] Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика// История, 1997,

№40. с. 33.

[44] См. также: Постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН

о правах ребенка…» от 23.08.1993 . Прехиденская программа «Дети России»

[45] Национальный План действий в интересах детей в РФ. Утвержден Указом

Президента РФ 14.08.1995. с. 42.

[46] См. также Семейный кодекс РФ.

[47] Шнекендорфт З. К. приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8. с. 60-69

См. также Семейный Кодекс РФ.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.