скачать рефераты

МЕНЮ


Евросоюз (ЕС) и СНГ

Министров. Его роль была строго ограничена: его решения могут приниматься

большинством и в ограниченном ряде случаев. Правом на инициативу обладал

исключительно высший руководящий орган. Эта прерогатива. которой в наши

дни обладает Комиссия, имеет первостепенное значение. Обеспечивая защиту

интересов Сообщества. Диалог между 4 институтами, основанный скорее на

сотрудничестве, нежели на подчинении, начался в 1951 году. Каждый из них

осуществлял свои функции в рамках всесторонней системы принятия решений,

стоящей выше федеральной.

4. Равенство государств. После того как вопрос о представительстве

государств в Совете был согласован, необходимо было решить проблему их

относительного веса в Совете. Некоторые страны, опасаясь оказаться в

меньшинстве, учитывая их долю в общем производстве угля и стали,

настаивали на принципе равенства Германия отстаивала принцип

представительства с учетом доли производства. Это естественно создавало

препятствия согласию сторон. В итоге долгих дискуссий был заложен один из

основных правовых принципов со всеми подразумеваемыми этическими нормами,

благодаря которому концепция Сообщества обрела свое полное значение.

Европейская интеграция происходит в несколько этапов и в разных

формах. За Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), созданным в 1953

г., через 5 лет последовали Европейское сообщество по атомной энергии

(Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Таким образом,

сначала акцент был сделан на экономической интеграции. До создания этих

Сообществ, Европа имела уже неудачный опыт политического союза:

Европейское оборонительное Сообщество (ЕОС). основанного на договоре Шести

от 25 мая 52 г. и Европейского политического Сообщества (ЕПС). Цель этих

Сообществ интегрирование вооруженных сил европейских государств, но это

требовало общей внешней политики, что в свою очередь вызвало острые

дискуссии, приведшие к провалу плана.

Однако это не означало отказа Европы от объединения, памятуя о неудаче

идеи ЕОС, было решено начать создание Европейского союза в сфере

экономики. Европа снова приходит в движение. 29 мая 1956 года в Венеции

проходит встреча министров иностранных дел государств Шести, где

принимается решение о начале межправительственных переговоров, к участию,

в которых приглашаются и другие европейские государства.

25.03.57. Ведутся 2 серии переговоров, одна из которых завершается

подписанием государствами-членами ЕОУС Римских договоров, а другая

созданием Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) 3 мая 60 г.,

куда вошли Австрия, Дания, Норвегия,

Португалия, Швеция. Швейцария и Соединенное Королевство.

Римские договоры, учредившие ЕЗС и Евратом, в совокупности с

Парижским договором о создании объединения ЕОУС, образовали

конституционные основы Европейского Союза. Ратифицированные в течение

нескольких месяцев парламентами всех государств-членов, Римские договоры

получили гораздо большую поддержку, нежели Парижский договор о ЕОУС, что

еще раз подтвердило важность интеграционного процесса. Все Европейские

договоры имели единую цель – экономический рост и более высокий жизненный

уровень, опирающийся на политический союз народов Европы. Ближайшие цели

договора о ЕЭС состояли в создании Таможенного Союза. Предусматривающего

свободное движение товаров в пределах государств-членов, отмене квот и иных

препятствий на пути межгосударственной торговли, а также в свободном

движении лиц, капиталов и услуг.

Помимо этого договор предполагал ряд других направлений общей

политики как сельское хозяйство, транспорт и конкуренция, гармонизация

законодательства, социальная политика, внешнеторговая политика. А некоторые

статьи Договора уполномочивали органы Сообщества даже на создание

дополнительных направлений общей политики (не предусмотренные договором),

начиная с региональной политики и заканчивая политикой защиты потребителя.

Изначально Сообщество сделало упор на достижение 4 свобод – свобода

движения лиц, товаров, услуг и капиталов, затем акцент переместился на

решение проблемы права граждан Сообществ на жительство и экономическую

деятельность в других государствах ЕЗС. гармонизации законодательств и

формирования единой бюджетной политики. Тем не менее, внешняя политика

оставалась в ведении самих государств-членов. Что же касается отношений ЕЭС

с другими государствами, то здесь это регулировалось многочисленными

соглашениями.

Договор о создании Европейского Сообщества по атомной энергии

предусматривал совместное развитие ядерной энергии в мирных целях, но и

здесь государства-члены столкнулись с рядом трудностей, которые могли быть

решены только через единую согласованную политику.

Договоры об ЕЭС и Евратоме вступили в силу 1 января 1958 г. Все три

Сообщества (ЕОУС, ЕЭС, и Евратом) имели общие Парламентскую Ассамблею и

Суд. Буквально в первые годы создания Европейских Сообществ были налицо

заметные сдвиги и успехи, это и снижение таможенных пошлин для торговли

внутри ЕЭС, единая сетка тарифов для торговли с остальным миром. Эти успехи

начинают привлекать другие страны не входящие в ЕЭС. 8 июля 1959г. –

Греция заявляет о просьбе получения статуса ассоциированного члена. Через

полгода ее примеру следует Турция.

Совершенно неожиданно возникает необходимость регулирования

социальной политики Европы и как следствие этого – создание Европейского

социального фонда. Цель – предоставление помощи рабочим и фирмам с тем,

чтобы они могли адаптироваться к быстро меняющимся экономическим условиям.

Приоритетными объектами стали – занятость профессиональное обучение или

переобучение.

Вновь возник вопрос о политическом союзе, «второй план Фуше», но и он

не был одобрен Шестеркой, основная проблема заключалась в том, что не было

согласия в вопросе механизма политического сотрудничества.

09.07.61. ЕЭС и Греция подписали Соглашение об Ассоциированном

членстве, что положило началу параду заявлений с просьбой о членстве в

Европейских Сообществах (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство,

Норвегия).

Основной заботой Сообщества долгое время оставалась единая аграрная

политика, которая требовала осторожного подхода и тщательной

подготовительной работы. Аграрная политика касалась ряда принципиальных

вопросов – от создания единого рынка и, следовательно, цен на большинство

продукций сельского хозяйства, до гарантий поддержки как лиц, занятых в

сельском хозяйстве, так и товаров, производимых в ЕЭС.

09.02.62. – Испания изъявляет желание вступить в ЕЭС, 3 месяца спустя

ее примеру следует Португалия.

Прогресс ЕЭС не мог пройти без критических этапов своего развития, это

и период 65 г. «политика пустого кресла», проводимая Францией в ответ на

желание Комиссии полностью контролировать через Европарламент общий

бюджет, что расширило бы полномочия Европарламента. В апреле 67 года

в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание

соглашения ЕЭС с Грецией об ассоциированном членстве. В том же году

Франция в очередной раз противится присоединению Соединенного Королевства

к Сообществу.

Несмотря на некоторые ослабления позиций Сообщества, вызванные

нефтяными кризисами 1973-79 гг. оно, тем не менее, сумело противостоять

центробежным силам и укрепило свои внутренние связи, создав в 1975 г.

Европейскую валютную систему.

В 1984 г. – Европарламент принял проект Договора о Европейском Союзе,

который предполагал колоссальный скачок в развитии интеграции.

1985 г. – принятие Белой книги, содержащую конкретную программу

завершения строительства внутреннего рынка, где было отмечено, что 1

января 1993 года – срок ее полной реализации.

В 1986 г. – государства-члены подписали Единый Европейский акт. Основная

цель, которую поставили перед собой страны ЕС – это создание единого

рынка, свободного от физических, технических и налоговых границ. Единый

Европейский акт вступил в силу 1 июля 1987 г. Важным элементом Единого

Европейского акта стал принцип «субсидарности». Суть которого в том, что

ни одно решение не может быть решено на более высоком уровне, если с ним

успешнее справятся на более низком уровне; кроме тех сфер, где требуется

коллективное принятие решений. Стандарты, касающиеся промышленности,

продукции, охраны труда и защиты интересов потребителей – все они должны

быть согласованы, дабы избежать нарушения в их функционировании и

либерализации.

1993 г. Договор о Европейском Союзе. В декабре 1991 года главы государств-

членов и правительств стран ЕС, собравшись на заседании Европейского

Совета в г. Маастрихт (Нидерланды) приняли решение о создании ЕС.

Основой Союза стали Европейские Сообщества, дополненные новыми формами

сотрудничества. После завершения процесса ратификации, Договор о ЕС

вступил в силу.

В соответствии с Договором о ЕС учреждаются:

1. Единое европейское гражданство

2. Экономический и валютный союз (ЭВС)

° Экономический союз. Основное направление экономической политики

государств-членов и Сообщества определяется Советом Министров. При

наличии нарушений или несоответствий, Совет Министров вправе принимать

определенные меры.

° Валютный союз. Его цель – единая валютная политика, создание единой

валюты (Евро) и нового института – Европейского Центрального Банка,

который вместе с центральными банками государств-членов образует

Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ).

1. Политический союз.

° Общая внешняя политика и политика безопасности.

° Увеличение роли Европейского Парламента.

° Расширение сферы компетенции Сообщества.

° Общая политика в области внутренних дел и правосудия, (создание

европейского полицейского ведомства - Европол).

Принятие этих ключевых договоров о Европейском Союзе значительно

приблизило идею создания единой Европы, став доказательством необратимости

интеграционных процессов в этих государствах.

Основные цели Договора о Европейском Союзе:

- закрепить результаты, достигнутые на предшествующих этапах интеграции

стран ЕС, включая создание единого рынка; повысить эффективность

механизмов и органов Сообщества.

- содействовать сбалансированному и устойчивому развитию экономики и

социальной сферы в странах членах ЕС в условиях ликвидации внутренних

границ между ними и продвижения к Экономическому и валютному союзу.

- повысить роль Сообщества на международной арене путем проведения

единой внешней политики безопасности странами ЕС, выступающими как

единое целое.

- усилить защиту прав и интересов граждан стран – членов путем

введения гражданства Европейского союза.

Маастрихтский договор, на основе которого образованы ЕЭС и Валютный

союз, довершил процесс экономического объединения Западной Европы. Он

также стал 1-м этапом формирования институциональной структуры

политического объединения, сотрудничество правительств становится

непременной чертой ЕС; оно распространяется на внешнюю политику и принятую

общую систему безопасности, а также на юстицию, судопроизводство и

внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету,

состоящему из глав правительств и председателя Комиссии, общеполитические

ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент, Совет, Комиссия и

Суд становятся общественными органами Союза, единство которого они должны

укреплять, как предусмотрено договором.

Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал

экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли новые сферы

(промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование,

культура). Утвержден принцип дополнительности: деятельность Сообщества

строго ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и

установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда

государства-члены не могут добиться удовлетворительных результатов

самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и

демократичными. Пакеты договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) –

изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский

договор обозначает важный этап на пути европейского строительства.

Ратификация договора заняла больше времени, чем предполагалось, и

почти на год задержала его вступление в силу. Главная проблема заключалась

в том, что новообразование не укладывалось в рамки привычных национальных

представлений. Дания – 2 референдума, прежде чем они согласились на

ратификацию, Германский Конституционный Суд совещался 6 месяцев и лишь

после этого вынес изложенное на 85 страницах заключение, что текст договора

соответствует Конституции Федеральной Республики. Воплощение договора в

жизнь будет идти поэтапно, в течение нескольких лет и потребует от

государств-участников и от учреждений политической воли и упорства, тем

более что работу по реализации договора предстоит проводить одновременно с

расширением рамок и углублением сотрудничества, что задано состоявшимися

международными контактами и переговорами. Увеличение числа государств-

членов потребует изменения институциональных норм Союза. Да и в самом

Маастрихтском договоре подтвержден принцип его периодического пересмотра

для поддержания «эффективности общих механизмов и учреждений», уже

оговорено, что будут созываться конференции государств-членов. которые

будут заниматься пересмотром. '

Институты Европейского союза.

Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении

Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов.

Главными из них являются Европейская Комиссия, Совет Министров,

Европарламент, суд и Европейский Совет.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20

представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые

назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей

деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из

членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2

представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия.

Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-

квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на

другие департаменты.

Функции. В широком смысле роль Комиссии такова:

Инициировать выработку политики

Выполнять решения

Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию.

Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или

направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует

соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат).

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и

немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и

публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует

корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств-

членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции,

сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными

фондами и программами ЕС.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать

решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств

государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают

либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один

Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой,

таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому

хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам.

Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но

их решения не могут быть отменены.

Состав. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное

представительство, где '

работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств, В ходе

рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы,

требующие решения на уровне Совета Министров.

Пост Председателя Совета через каждые 6 месяцев переходит, следуя

алфавитному порядку, к представителю следующего государства-члена. Для того

чтобы обеспечить преемственность в управлении и политике, Председатель

тесно сотрудничает с предшествующим и последующим Председателями в рамках

структуры, которая называется Тройка. Местонахождением Совета является

Брюссель, но он также собирается в Люксембурге, и в столице страны,

представитель которого выполняет функции Председателя.

У Совета имеется генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным

Секретарем, который выполняет всю работу, необходимую для деятельности

Совета и его вспомогательных органов.

Функции. В системе институтов Европейского Союза Совет является органом,

уполномоченным принимать решения. Европейский Совет был создан в 1974 году.

Он представляет собой собрание глав государств-правительств, Председателя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.