скачать рефераты

МЕНЮ


Евросоюз (ЕС) и СНГ

странами-кандидатами так и странами ЕС, то вполне реальны пессимистичные с

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского

союза».Международная жизнь #3 1999 г.

И.Иванов «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» МЭМ0 №9

1998 г.

доводы тех политиков и экспертов, которые относят завершение этого этапа

расширения к 2005-06 гг. Коротко остановлюсь на доводах, которые лежат в

основе расширения ЕС. Официальный мотив – европейская демократия

возвращается в этот регион, который она покинула после мюнхенского сговора

60 лет назад, протягивая при этом руку дружбы и экономической поддержки.

Что касается мотивов кандидатов, то они таковы:

° возможность неограниченного внедрения на западноевропейские рынки

° право участвовать на равных в процессе приема решений о нормах

функционирования этих рынков

° внешняя (за пределами Европы) и внутренняя (по отношению к партнерам

по ЕС) защита торгово-экономических интересов каждого из членов ЕС

° защита интересов граждан любого из государств ЕС в их противостоянию

коррумпированным и обюрократившимся чиновникам, преступности, фирмам

монополистам

° помощь при охране государственных границ, взаимодействии с

прокуратурой, судами и полицией других европейских государств

° своего рода «знак качества» изделиям любого предприятия, находящихся

в пределах экономического пространства ЕС

° возможность получать финансовую поддержку из бюджета ЕС, формируемого,

в основном, за счет поступлений о более богатых европейских государств.

За 7 лет, минувших после начала перемен, реформируемые страны Центральной

и Восточной Европы (ЦВЕ) повернули свое централизованное плановое

хозяйство в сторону рыночной экономики, открыли свои рынки, освободили

цены, изменили правовые нормы. Наблюдается умеренный экономический рост,

его показатели наиболее высоки в 5 странах-кандидатах на вступление в ЕС.

Согласно недавнему докладу Европейского Банка (ЕБРР), экономический рост

станет и далее набирать темпы и в среднесрочной перспективе может

оказаться в 2 раза выше, чем в среднем в ЕС. Процесс преобразований,

считает ЕБРР, вступил в новую стадию. Теперь необходимо проводить

правильные, политически упорядоченные мероприятия. ЕБРР указывает на

остающиеся недостатки государственного управления, в неравномерном росте

доходов, в коррупции, и в сохраняющейся правовой неуверенности. ' Также

называется незавершенная приватизация, особенно в банковской сфере,

реструктуризацию предприятий и нерешенные вопросы правовой собственности.

Расширение ЕС на восток ни политически, ни экономически невозможно

получить даром. В отношении расходов Комиссия должна вести прозрачную

политику, дабы снизить отток денежных средств. Если в этой части Европы, по

которой неоднократно прокатывались войны, установиться наконец мир, то

выиграют все страны-члены ЕС.'" Политические и социальные условия

стабилизируются, однако. лишь тогда, когда стабилизируется и экономика.

Собственная готовность предприятий в сфере ЕС к нарастающему разделению

труда с реформируемыми странами поможет выжить и им самим. Расширение ЕС

на восток предстает как логический шаг по пути глобализации экономики.

По мере того как процесс расширения ЕС на Восток набирает динамику,

усиливается дискуссия о географических рамках расширения интеграции.

Постоянно увеличивается число претендентов. О своем желании присоединиться

к ЕС «на одной из следующих волн расширения» заявили также Албания.

Македония и Хорватия. Турция, состоящая в таможенном союзе, признана «пока

не соответствующей критериям демократии» и оставлена за порогом группы

претендентов (правда данная ситуация может измениться в зависимости от

турецкой политики и ее восприятия внутри ЕС). Укрепляются и расширяются

ряды сторонников вступления в Европейский Союз в Норвегии и Швейцарии. "

Аналогичные настроения проявляются и на пространстве СНГ. В ходе второго

саммита Украина-ЕС (Вена, 16 октября 1998 г.) украинская сторона

стремилась получить согласие на предоставление ей статуса ассоциированного

члена ЕС и, в качестве первого шага,

приглашение на Европейскую конференцию. В Брюсселе на данном этапе верх

взяла осторожность: там еще не готовы к подобному повороту событий, нет

единства мнений по поводу подтягивания к ЕС стран бывшего СССР. К тому же

не ясна возможная реакция соседей и друзей Украины из рядов СНГ. Поэтому

представители ЕС предпочли высказаться в общем плане в пользу

последовательно развития отношений с Украиной, начиная с реализации

соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в основном аналогичного

соответствующему документу Россия – ЕС.

К ЕС присоединяются в основном малые страны со структурой экономики.

перегруженной тяжелой и горной промышленностью и обширным массовом

застойного сельского хозяйства, требующими коренной модернизации. В них еще

не завершены рыночные реформы, в том числе приватизация. На региональные

проблемы развития накладываются и этнические, ибо национальные меньшинства

составляют 13 % в Румынии, 14 % - Болгарии, 18 % - Словакии, не говоря

уже о Прибалтике.

В результате вступления вышеупомянутых стран ЦВЕ население ЕС увеличится

примерно на 100 млн. жителей и составит 470 млн. человек. Значительно

расширится территория Евросоюза. Это позволит усилить политических вес ЕС

в мире, большая часть Европы будет объединена в рамках общей системы

политической, экономической и экологической безопасности.

И все чаще слышны следующие высказывания: «Именно конец холодной войны и

распад СССР, - декларируют эксперты КЕС в своем программном документе

«Повестка дня 2000» - подводят Евросоюз к ключевой роли ... на просторах

Европы». «Расширение, - вторят ему документы Европарламента - это прежде

всего политическая цель, политическая важность вопроса далеко превосходит

вкладываемые в это финансовые средства. Другими словами за расширением

стоит открытое стремление к переделу наследства, оставшегося в Европе от

социалистического лагеря.'"

Учитывая, что к новобранцам взят курс стандартного подхода, в отличии от

предыдущих государств, оговариваются масса деталей. указывается доля

участия в принятии решений, таким образом новое расширение выглядит не как

слияние, а скорее как поглощение ЕС очередной партии государств.

Проведем анализ присоединения новых стран к ЕС с точки зрения того, как

расширение может повлиять на взаимоотношения ЕС с Россией и СНГ. Многие

политики склоняются к выводу, что такой «разворот» стран ЦВЕ может реально

повредить тому товарообороту и финансовым связям, которые имеются на данный

момент. Скорая переориентация этих стран на рынок ЕС повлечет смену

стандартов, уход с рынка СНГ более дешевых товаров ЦВЕ, усложнение въезда

выезда из-за визового контроля и т.п. И, наконец, уменьшится инвестиционный

поток, который пойдет по новому руслу. Это в экономическом плане. что

касается политической перспективы, то, вероятно, несмотря на лозунги

«...для расширяющегося ЕС будет весьма важным углублять связь с Россией»"-

', Россия может лишиться «прописки» в изменившейся Европе, т.е. остаться

вне или на краю континента. Если коротко, то эти опасения можно выделить в

5 пунктов:

1. Планы расширения разрабатывались ЕС практически без учета существования

и интересов России в Европе.

2. Желание закрепиться на новой территории, пока СНГ не может адекватно

считаться равным партнером. Пример тому постулат Ж Сантера, что расширение

«знаменует собой конец разделения Европы», определение ясно ссужается с

географического до политического, т.е. Европа за минусом России и СНГ.

3. ЕС расширяется на восток одновременно с НАТО, и хотя это автономные

процессы, однако связь очевидна, особенно с учетом того, что в рамках

альянса в 1996 г. сформировалась Европейская подсистема безопасности и

обороны.

4. Понимание безопасности в Европе с акцентом на оборону от России, может

означать изменение характера партнерских отношений ЕС с СНГ.

5. КЕС четко не установил. где будут проходить внешние границы ЕС. что

означает - Евросоюз может расширяться и дальше, и накрыть уже и территорию

СНЕ. Тем более, в числе кандидатов, со ссылками на заявления их нынешних

лидеров - Украина. Молдавия, Грузия, Азербайджан", а также Белоруссия, в

случае победы там оппозиции. Это означало бы крест на СНГ и привело бы к

изоляции России на территории самого пост советского пространства.

Политическое расширение ЕС на восток может быть приемлемым лишь в том

случае, если оно будет базироваться на принципе ненанесения экономического

и политического ущерба, такова основная идея в официальных отношении

Российской Федерации к Европейскому союзу. И крайне важно избежать

конфронтации и противоречий через широкомасштабные консультации по

проблемам расширения. Это позволило бы сохранить и укрепить Европу как

единое экономическое пространство, развивающееся в условиях подлинной

политической безопасности, Страны-претенденты на членство в ЕС должны

И.Иванов «Расширение евросоюза: сценарий. проблемы, последствия» МЭМО №9

1998 г. Москва

следовать признаваемой ведущей интеграционной группировкой в Европе логике

недопущения ущерба третьим странам. а если это невозможно - то адекватных

компенсаций." Все это необходимо прежде всего для того, чтобы не допустить

нового раскола Европы, дабы не создавать дополнительных препятствий для

сложно протекающего процесса восстановления нарушенных экономических

связей России и ее партнеров по СНГ с государствами ЦВЕ и Балтии,

приграничного и регионального сотрудничества.

3.Европейский союз и СНГ

Быстрый рост экономического могущества ЕС и его влияние на международную

жизнь сделали его одним из 3-х ведущих партнеров, определяющих ход событий

в современном мире. Поскольку ЕС не обладает собственными значительными

природными ресурсами, его экономическое процветание в большей степени

зависит от свободы мировой торговли.

ЕС – самый крупный мировой торговый партнер, на его долю приходится 20%

всего объема мировой торговли. Помимо этого ЕС – крупнейший поставщик

гуманитарной помощи и технического содействия как странам бывшего

социалистического блока, ставшим на путь демократии, так и странам третьего

мира. ЕС поддерживает дипломатические связи с 130 государствами, участвует

в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а

также имеет статус наблюдателя в ООН. Ниже перечислен неполный перечень

соглашений и договоров, подписанных ЕС с различными странами и

организациями,

1990 г. – США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию.

1991 г. – ЕС и Япония заключили специальное торговое соглашение и подписали

совместную декларацию, регулирующую их взаимоотношения.

1990 г. – ЕС и Канада подписали хартию, подобно Трансатлантической хартии с

США.

1991 г. – 4-я Ломейская конвенция (70 африканских, карибских и

тихоокеанских государств).

1990 г. – Парижская хартия для Новой Европы (между 34 государствами СБСЕ и

ЕС).

1989 г. – Создание программы ФАРЕ.

1991 г. – Программа ТАСИС.

В конце 40-х и начале 50-х гг. страны, составляющие сегодня Европейский

Союз, переживали сложные и трудные времена. Их экономика в значительной

мере была подорвана второй мировой войной. Западная Европа нуждалась в

иностранной помощи, и вскоре план Маршалла стал отправной точкой отсчета

строительства новой Европы. В настоящее время Европейские Сообщества

объединяют страны с высоким уровнем развития, особенно в экономике и

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского

союза».Международная жизнь № 3 1999 г.

социальной сфере. Сообщества объединяют государства, отличающиеся друг от

друга как численностью населения и площадью территорий, так и объемом

экономического потенциала и тенденциями развития. Но разнообразие

характеристик не стало препятствием на пути к единению. Были найдены пути,

механизмы и гарантии, делающих для стран выбор в пользу содружества

привлекательным и результативным. Что касается сравнительного анализа ЕС с

СНГ, то здесь следовало бы подробнее остановиться на

обстоятельствах, побудительных мотивах и результатах, имевшихся в этих

союзах.

Самое слабое место стран пост советского пространства – отсутствие четко

налаженной системы рыночных отношений с соответствующей инфраструктурой

(банковской, торговой, биржевой), в государствах экс - СССР еще только

развертывался переход от жесткой централизованной системы плановой

экономики к рыночной. И в некоторых странах СНГ рынок либо был в стадии

становления, либо вообще отсутствовал, Это был экономический аспект.

Политическая сторона – Россия и ее партнеры по Союзу только недавно стали

по настоящему освобождаться от имперских обручей, насильственно стягивающих

их в единое государство. Пример тому «взрыв» национальных претензий к

России и друг к другу наций, населявших СССР. Самое главное – интересы

создания национальной государственности пока еще превалируют над

интересами интеграции, как политической, так и экономической. Губительным

для СНГ является также демонтаж плановых и административных механизмов,

бывших в прежнее время, что привело к разрыву связей и отношений.

Также существует немаловажный аспект. Интеграция в Западной Европе – это

процесс объединения государств, ни одно из которых не могло бы стать

супергигантом и абсолютным лидером (когда в состав Сообщества входило 6

государств, Франция и Германия как бы уравновешивали друг друга). Россия же

традиционно была сверхдержавой, которая доминировала в территориальном,

демографическом и экономическом плане. Отсюда и проистекает известный

«российский синдром», симптомами которого выступает боязнь партнеров

гегемонии России и желание заранее предупредить ее тенденции в любом союзе

с ней или даже дистанцироваться от такого союза.

Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную задачу,

хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты,

право, инфраструктуру. А СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР

и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых

институтов и правовой основы, чтобы быть гарантированным от потрясений и

даже прекращения своего существования.

Судьба СНГ может сложиться по-разному. Разумеется, для создания прочного и

эффективного союза необходимо постепенное налаживание утерянного чувства

взаимовыручки и желание строить свое будущее вместе, через интеграцию и

взаимозависимость. Тем не менее, необходимо отметить, что для создания

подобного союза есть немало существенных предпосылок, которые, на мой

взгляд, являются «ахиллесовой пятой» в свою очередь у ЕС. А именно:

близость культур, владение русским языком, который, несомненно, помог бы

созданию единых институтов и права, наличие опыта сотрудничества и

соседства государств друг с другом. Отсутствие каких-либо серьезных

конфликтов между ними. (Пример: Франция. Германия и Великобритания долго

шли к идее сотрудничества и взаимопомощи, имея большой опыт вражды и

недоверия). Однако влияние этих и многих других факторов в пользу союза

государств ослабевается или почти перекрываются подъемом национального

самосознания, перерастающего порой в национализм и сепаратизм. Очевидно,

что до реальной интеграции стран СНГ есть еще длинная дистанция. Возникает

вполне закономерный вопрос, а стоит ли нам обращаться к ЕС как возможной

модели подражания. В качестве ответа следует заметить, что опыт Сообществ

– это, прежде всего опыт становления и укрепления интеграционных связей

между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это опыт

межгосударственного союза, основанного не на принуждении или силе, а на

сознании общности интересов и понимании того, что такие интересы наиболее

эффективнее, экономнее и быстрее реализуются путем совместных

согласованных действий, координации и обьединения сил и средств. И,

наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов

интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов.

Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического

копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций.

При сравнении СНГ и ЕС особо следует указать, что помимо Сообществ, в

Европе активно функционируют множество других организаций, решающих

проблемы сотрудничества, это и ЗЕС, АСТ, ОЕСР, НАТО и др.' В отличие от

этого на территории экс-СССР существует фактически только СНГ в сферу

деятельности которого входят все проблемы и дела межгосударственного

сотрудничества. Перегрузки, которые испытывает СНГ – это не следствие его

многофункциональности, а отсутствие налаженного рабочего механизма.

Необходимость анализа европейских сообществ обусловлена не только

интересами организации сотрудничества и взаимодействия государств на

территории бывшего СССР. Европейский Союз играет все более заметную роль в

жизни государств СНГ. История этих взаимоотношений уходит корнями в еще

советскую эпоху, в конце 80-х годов между СССР и Сообществами были

установлены официальные отношения. Широкомасштабное соглашение о торговле

и сотрудничестве между Европейским Сообществами и СССР было подписано 18

декабря 1989 года в Брюсселе. Вскоре стороны обменялись миссиями,

руководители которых получили ранг посла. Это была основа, на которой в

порядке правопреемства стали строиться отношения между Сообществами и

государствами, которые составили затем СНГ.

Самой высокой оценки и внимания заслуживает помощь со стороны Сообществ в

форме различных программ, наиболее значимыми из которых являются ТАСИС.

Субсидии направляются, прежде всего, для оказания технической помощи,

передачи ноу-хау, консультаций, идущих на подготовку кадров в управлении,

бизнесе, энергетике, транспорте и финансовой службе.

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского

союза».Международная жизнь № 3 1999 г.

Программы Европейского союза для стран СНГ.

ТАСИС.

В июле Комиссия передала в Европарламент доклад о промежуточных итогах

реализации программы ТАСИС. Это первое полномасштабное исследование

подобного рода за весь период существования ТАСИС, т.е. с 1991 г. по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.