скачать рефераты

МЕНЮ


Интеграция России в мировую экономику

процессы. В новой системе регулирования ВЭД основное внимание было

сосредоточено на отмене административных ограничений экспортно-импортных

валютных операций, а центр тяжести в их регулировании был перенесен на

использование экономических инструментов.

Кардинальное изменение геополитического и геоэкономического положения

России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического

фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России

хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним

зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем

удвоилась. Здесь важны не только количественные показатели. Усиление

внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными

преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия

отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Следует также иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его

преемницей на международной арене, приобрела меньше прав, но больше

обязанностей, особенно с учетом внешней задолженности, бремя которой

основательно затрудняет ее экономические отношения с кредиторами. Что

касается долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в

валютной или товарной формах является проблематичным.

Все эти обстоятельства потребовали выработки новой

внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации.

Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России,

когда в СССР господствовала государственная собственность, а число

участников внешнеэкономических связей (ВЭС) не превышало нескольких

десятков, все это управление осуществлялось практически из одного центра на

базе государственного плана, что и приводило к не заинтересованности

непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой

нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного

импортного оборудования и другим негативным последствиям.

При переходе к рынку и многообразию форм собственности,

предоставлении всем предприятиям независимо от форм собственности права

заниматься ВЭД Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии

и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача

государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики

(ВЭП), адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики

и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором

рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и

механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая

торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к

функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и

обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие

способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению

отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга,

международным нормам деловой культуры и этики.

Выбор в России модели открытой экономики и либерализации

внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в

толковании сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с

начала осуществления перехода к рыночным отношениям не было достаточной

ясности и четкости. Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание

его как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса,

имеющего этапность и требующего активной и преобразующей роли государства.

В политике российского руководства эти подходы постоянно смешивались

и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и

либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными

мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными.

Нескоординированными были действия при проведении ценовой, валютной и

внешнеторговой политики, а также в практических решениях, принимаемых

различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась

иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений

неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того,

кардинально ослабли их конкурентные возможности на внешних рынках, что

значительно уменьшило объем национального экспорта, особенно в области

машинотехнической продукции (см. главу 2).

В результате преобразования во внешнеэкономической сфере носили более

радикальный характер по сравнению с внутренними преобразованиями, заметно

опережая становление отечественного рынка и не учитывая в должной мере

кризисное состояние национальной экономики.

Вместе с тем в соответствии с Указом Президента России «О

либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь

1991 г.) произошел выход на внешние рынки большого числа

неквалифицированных внешнеторговых операторов (в настоящее время экспортно-

импортные операции ведут, по разным оценкам, около 700 тыс. участников

ВЭД), который породил неоправданную конкуренцию между ними.

Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать

приближенную к реальным условиям России модель ВЭП, естественно, с учетом

накопленного международного опыта. На первый план выдвигается необходимость

настройки системы государственного (административного и экономического)

регулирования внешнеэкономических связей в направлении повышения их

эффективности, защиты национальных экономических интересов, усиления

конкурентоспособности российского экспорта.

К первоочередным целям современной ВЭП России относятся:

• обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам

машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-

сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь

имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в

продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые

транснациональными компаниями или защищенные протекционистскими барьерами

зарубежных государств и их союзов;

достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с

зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками,

организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных

ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических

барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;

долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях

со странами-кредиторами, с между народными организациями и должниками

России;

формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов

Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

Основные направления расширения участия России в международном разделении

труда.

Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на

основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального

использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной

структурной перестройки российской экономики является стратегическим

направлением национальной внешнеэкономической политики.

Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия

участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами,

преимущественно сырьем и материалами.

Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства,

торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых

инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный

обмен.

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга

товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих

потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать

внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед

ней.

В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста

национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и

торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую

экономику перед Россией стоят следующие основные цели:

повышение конкурентоспособности российской экономики;

сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов,

комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также

дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на

мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной

иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой

международных экономических отношений;

проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию

благоприятных условий для расширения национального производства и повышения

его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на

внутреннем рынке;

сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более

благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля

за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и

таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Для достижения данных целей и повышения эффективности

внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы

государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с

курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет

осуществляться по четырем направлениям.

Первое направление - выработка и реализация внешнеэкономической

политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта,

поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их

видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»).

Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне

экспортной деятельности российских производителей, прежде всего,

выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с

этим продолжится формирование системы кредитования и страхования

экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки

отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики,

судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для

ядерной энергетики, и др.).

Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и

правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их

равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии

необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для

продвижения российских товаров на внешние рынки.

Созданию таких условий будет способствовать вступление России во

Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении

балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в

действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних

торгово-экономических организациях.

Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающаяся на

общепринятые международные нормы и правила и использующая все

предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут

направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных

производств.

Четвертое направление - формирование международных приоритетов

внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической

политики.

Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются

стратегическим направлением во внешнеэкономических связях России.

Во внешнеэкономических связях с дальним зарубежьем приоритетное

значение имеет сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым

партнером, на долю которого приходится более 1/3 внешнеторгового оборота

Российской Федерации. Это основной рынок сбыта товаров российского экспорта

(прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших

источников валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке

Евросоюза предопределена и тем, что страны ЕС являются ведущими кредиторами

РФ.

На американском континенте важнейший торговый партнер России -

Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений

сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой

экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциалы, а также то,

что американский рынок служит одним из перспективных для продаж передовых

российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной

энергетикой, программным обеспечением.

Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется

уникальными возможностями для облагораживания структуры российского

экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта

отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружение и военную

технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона,

значительного инвестиционного потенциала.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и

Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской

машинотехнической продукции, в том числе вооружения и военной техники.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана

с реальными возможностями в области развития российского экспорта продукции

высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного

производственного сотрудничества, учитывая заметно возросший

производственный и экономический потенциалы этого региона.

Состояние и перспективы международного научно-технического сотрудничества.

На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пониманию

необходимости объединения усилий различных стран в целях использования

лучших научных достижений в интересах человечества, в том числе для

предотвращения возникающих в процессе развития науки и техники угроз

глобального характера, определения приоритетов научных исследований и

механизмов их реализации.

Наряду с этим налицо и конкурентная борьба, прежде всего между

отдельными, особенно развитыми, странами, их группировками. Примером тому

является европейская программа «Эврика», призванная (ее инициаторами)

противостоять экспансии США и Японии.

Объективный процесс интернационализации современной экономики

определяет интенсификацию международной научно-производственной кооперации.

Вместе с тем происходящие в этой сфере явления неоднородны, им свойственны

определенные противоречия, требующие организационного, правового и

экономического регулирования на межгосударственном уровне. С одной стороны,

в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация,

с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми, их

результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее

стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности отдельно

взятого государства или группировки стран.

Учитывая значительную роль науки в решении социально-экономических

проблем века, все большее число стран мира (Япония, Республика Корея, КНР,

Индия и др.) используют планово-ориентированную модель формирования научной

политики и развития научно-технического потенциала. Правительствами этих

стран используются методы как директивного централизованного, так и

индикативного планирования. Директивное планирование применяется с целью

компенсации недостатков рыночной системы по финансированию масштабных НИОКР

с высокой степенью риска, становления новых отраслей и технологической

модернизации традиционных базовых отраслей. Это осуществляется прежде всего

за счет прямых государственных ассигнований, государственного рынка в виде

гарантированных государственных закупок новой высокотехнологичной

продукции, а также налоговых и таможенных льгот.

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним

из важных элементов научно-технической политики страны, сохранения и

наращивания российского научно-технического потенциала (НТП). В нашей

стране всегда исходили из того, что МНТС носит вспомогательный характер,

содействуя развитию отечественной науки и техники и в свою очередь зависит

от состояния НТП.

Произошедшие в 90-х гг. XX в. коренные изменения политических и

военно-стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и

экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других

странах бывшего социалистического лагеря существенно повлияли на развитие

процессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не

могут не учитываться при формировании стратегии и тактики МНТС. Перед

Россией стоит задача полноправно присутствовать в мировом научно-

технологическом сообществе, опираясь на еще сохранившийся отечественный

научно-технический потенциал и используя сформировавшиеся в советский

период разветвленные научно-технические связи с различными регионами мира

как на государственном уровне, так и непосредственно на уровне ученых и

специалистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.