скачать рефераты

МЕНЮ


История Ближневосточного кризиса

искусственную изоляцию ишува от арабского населения. Стремление к созданию

еврейских изолированных общин, столь характерное для иудеев средних веков в

условиях инквизиции, в период мандата в Палестине превратилось в

откровенное намерение сионистской верхушки не допустить объединения усилий

арабов и евреев в борьбе против национального, социального и экономического

угнетения. Делалось это постепенно, но достаточно настойчиво и

последовательно. Пресса активно обыгрывала тезис о «неразвитости» арабского

населения. Многие сионистские авторы указывали, как это делал

В.Жаботинский, на «непреодолимость культурной пропасти, лежащей между двумя

народами»[10].

Продуманному до деталей, целенаправленному мощному наступлению

сионистов палестинские арабы фактически не смогли эффективно противостоять,

несмотря на многочисленные выступления, даже с оружием в руках, против

английских мандатных властей и их сионистских пособников.

Несогласованность и отсутствие четкой программы действий различных

палестинских организаций в 20-х и 30-х годах, политическая разобщенность,

слабость руководства определили в конечном счете поражение палестинских

арабов, неудачу их выступлений. Более того, все это сказалось и в более

поздний период, когда в практическом плане встал вопрос о политической

судьбе Палестины после прекращения действия английского мандата.

Находившаяся в Палестине в конце ноября 1936 — начале 1937 г,

королевская комиссия лорда Пила пришла к выводу, что мандатный режим изжил

себя, что в Палестине налицо неразрешимый конфликт между намерениями евреев

и арабов. В своих выводах комиссия предлагала созвать конференцию с

участием руководства еврейских и арабских общин в Палестине, на которой

рассмотреть возможность территориального раздела Палестины. Так наз. Сент-

Джеймская конференция собралась в Лондоне в феврале 1939 г.; по мнению

сионистов, она «стала свидетельством крутого проарабского поворота

британской политики»[11]. Характеризуя некоторые особенности конференции,

современные израильские авторы, в частности, указывают: «По настоянию

арабской стороны британские представители в Сент-Джеймском дворце проводили

встречи отдельно с арабской и еврейской делегациями, чем британское

правительство на долгие годы легитимизировало отказ арабов от прямых

переговоров с евреями»[12].

«Белая книга» Макдональда, появившаяся в мае 1939 г., предлагала

создать в Палестине через 10 лет независимое государство с арабским

большинством, разрешить въезд в Палестину в ближайшие 5 лет 75 000 евреев,

запретить или резко ограничить покупку земли евреями. «Белая книга» была

отвергнута еврейской общиной в Палестине и евреями диаспоры; среди евреев в

то время пользовался популярностью призыв, выдвинутый Бен-Гурионом, -

«Бороться с Гитлером, как будто нет «Белой книги», и бороться с «Белой

книгой», как будто нет Гитлера».

Палестинское восстание завершилось к середине 1939 г., арабский народ

Палестины понес значительные жертвы. По английским оценкам, 3 074

палестинских араба было убито и казнено (из них 112 человек окончили жизнь

на виселице), только в 1939 г. 6 000 человек было заключено в

концентрационные лагеря.

Поражение палестинского восстания 1936-1939 гг. сильно подействовало

на Хаджа Амина, по свидетельству французского Верховного комиссара в

Леванте Габриеля Пюо, он был близок к самоубийству, поскольку в ходе

восстания погибло много его родственников и друзей. С 1939 г. он находился

сначала в Бейруте и Дамаске, а потом в Ираке. Английские секретные службы в

этот период намеревались устранить муфтия руками еврейских боевиков из

организации ЭЦЕЛ, но попытка была безуспешной, и Хадж Амин сбежал в Иран, а

оттуда сначала в Италию, а затем в Германию.

В двадцатых и начале тридцатых годов наблюдался отъезд евреев в

Палестину и из СССР, однако этот вопрос изучен еще недостаточно. В то время

административная высылка в соответствии с судебным решением могла, при

определенных обстоятельствах, заменяться «бессрочной высылкой из пределов

СССР». Выезд в Палестину оформлялся через общественную организацию «Помощь

политическим заключенным», существовавшую в 1922—1938 гг., причем каждый

случай рассматривался особым совещанием ОГПУ. Возглавлявшая «Помощь»

Е.П.Пешкова (первая жена А.М.Горького) получила право представлять в ОГПУ

интересы советских граждан еврейской национальности, желавших поменять

административную высылку на отъезд в Палестину. К началу 1927 г. по линии

ППЗ была сформирована первая группа желающих; зарубежный паспорт и

английская виза в Палестину стоили по тогдашним масштабам довольно дорого —

50 рублей, а также дополнительный 10%-ный сбор в пользу Союза Красного

Креста и Красного Полумесяца. Не имевшие средств получали вспомоществование

от ППЗ, визы получались при содействии английской миссии в Москве и при

получении заочного согласия Центрального отдела рабочей иммиграции при

«Гистадруте», который официально приглашал на постоянное жительство в

Палестину «молодых людей не старше 40—45 лет со специальностью слесаря,

плотника и т.д.» Отдел рабочей иммиграции имел постоянный контакт с ППЗ и с

Е.П.Пешковой, хлопотал о предоставлении виз, менял или продлевал срок их

действия. Некоторые отечественные исследователи считают, что выезд евреев

из СССР в Палестину но линии ППЗ «был по существу первым организованным

выездом евреев из родной страны. Пик выезда приходится на 1933-1934 гг.

Позднее правом уехать в Палестину смогли воспользоваться единицы»[13].

В конце 30-х годов сионистские лидеры делали все, чтобы обеспечить

создание чисто еврейского государства в Палестине в ближайшем будущем, и на

этом пути не гнушались даже «плодотворных» контактов с нацистской

Германией. В книге «Секретные пути» английские авторы еврейского

происхождения Джон и Дэвид Кимче подчеркивали, что задачей сионистских

эмиссаров, действовавших в Германии накануне войны, было отнюдь не спасение

евреев от уничтожения, а стремление переселить молодых и здоровых

состоятельных людей в Палестину в предвидении неизбежной борьбы с арабами.

Как мы видим, неразборчивостью в политических связях отличались и

палестинские руководители того периода, исходившие из того, что любой

противник английской политики на Ближнем Востоке является другом арабского

народа Палестины.

Нарастание арабо-еврейского антагонизма в Палестине продолжалось, к

концу 30-х годов о политической стабильности на подмандатной территории не

могло быть и речи; если бы не начавшаяся Вторая мировая война, проблема

раздела могла бы возникнуть в качестве метода решения палестинского кризиса

значительно раньше.

С учетом развития событий и понимая растущее политическое бессилие

английского правительства в палестинских делах, международные сионистские

организации, не оставившие своих замыслов создания в Палестине чисто

еврейского государства, уже во время начавшейся Второй мировой войны начали

срочную обработку нового, более могущественного (и главное — весьма

перспективного) «хозяина» — правительства Соединенных Штатов.

Вашингтон в свою очередь давно уже присматривался к событиям в

Палестине. США не спешили до конца определять свой подход к палестинской

проблеме.

В рекомендациях специальной президентской комиссии Кинга - Крэйна

говорилось о необходимости сохранения сирийско-палестинского единства под

английским или американским мандатом и подчеркивалось, что «еврейский

национальный очаг в Палестине должен быть «ограниченным», поскольку

«нееврейское население Палестины определенно выступает против существующей

сионистской программы» и эти чувства «настолько интенсивны, что ими нельзя

пренебрегать.

В совместной резолюции Сената и Палаты представителей, принятой 11

сентября 1922 г., высказывалось благожелательное отношение к идее создания

«еврейского национального очага» в Палестине и одновременно указывалось на

необходимость «гарантирования гражданских и религиозных прав христианской и

других нееврейских общин». Этими «другими» были 90% населения тогдашней

Палестины! По сути дела США, как и Великобритания, поддерживали политику

сионистов в Палестине.

Усилия американской стороны, направленные на поощрение сионистских

устремлений, проявились и в том, что в предвыборные программы и демократов,

и республиканцев в 1944 году был включен пункт о поддержке так называемой

Билтморской (по названию отеля) программы. Положения Билтморской программы

сводились к следующему: потребовать у английского правительства немедленно

образовать в Палестине «еврейское содружество» как неотъемлемую часть

нового послевоенного порядка; предоставить «Еврейскому агентству» право

контроля над еврейской иммиграцией в Палестину и размещением иммигрантов;

потребовать от английского правительства отменить положения «Белой книги»

1939 года, признать за еврейскими вооруженными формированиями право на

существование под собственным флагом.

Президент Рузвельт, будучи умным и расчетливым государственным

деятелем, всегда воздерживался от изъявления официального сочувствия

сионистскому движению и сионистским планам в отношении Палестины,

справедливо полагая, что такой однобокий подход может надолго испортить

отношения США с арабскими государствами. Рузвельт, например, оставил без

ответа обращение к нему 68 сенаторов в 1942 году, в котором они заявили «о

своей решимости оказывать всевозможное поощрение движению за восстановление

евреев в Палестине в соответствии с духом библейского пророчества»[14].

После окончания Второй мировой войны острота палестинской проблемы

отнюдь не уменьшилась; дополнительные сложности на пути ее решения

создались в результате активного подключения к палестинским делам

американской администрации, симпатии которой к сионистскому делу после

прихода в Белый дом Г.Трумэна стали очевидными для всех.

Накануне обсуждения палестинского вопроса на сессии Генеральной

Ассамблеи ООН заметно активизировались американские сионистские

организации. 19 января 1947 г. президенту США были представлены

рекомендации миссии Болдуина, посетившей Палестину; в этих рекомендациях

подчеркивалось преимущественное право евреев, а не арабов на создание

своего национального государства в Палестине и утверждалось, что «Палестина

на протяжении всей своей истории никогда не находилась под управлением

арабов».

Рекомендации миссии Болдуина предусматривали:

— создание государства в Палестине (имелось в виду — еврейского. —

Е.П.) в существующих границах;

— принятие этого государства в ООН;

— проведение выборов в Палестинском государстве с включением в число

избирателей евреев из числа «перемещенных лиц»;

— отмену британского мандата на Палестину немедленно после проведения

выборов;

— создание комиссии ООН сроком на пять лет, которой бы вменялось в

обязанность наблюдение за передачей территории из-под британского

управления правительству Палестины. Комиссия должна была поощрять продажу

земли в Палестине между евреями и арабами (вплоть до отмены британского

мандата в Палестине процветала практика продажи земли арабами

представителям Еврейского агентства, и не было оснований предполагать, что

такое положение может как-то измениться;

— США должны признать Трансиорданию и способствовать ее приему в ООН;

— США предоставляют Палестинскому государству заем в размере 3

млн. долларов и заключают с ним соответствующие соглашения об использовании

вод р. Иордан в гидроэнергетических и ирригационных целях;

— в Палестине до тех пор, пока не будет создана своя армия,

формируются международные вооруженные силы[15],

Фоном для американо-английских переговоров, а также для всех

международных усилий в деле решения палестинского вопроса после Второй

мировой войны был достигший катастрофического уровня хаос в подмандатной

Палестине.

Помимо обострения арабо-еврейского конфликта отмечалась активизация

антианглийских действий сионистов, которые часто расценивались западными

авторами как проявления национально-освободительной борьбы. Последнее было,

конечно, только на руку сионистам. Но, как справедливо указывает советский

исследователь В.Ладей-кин, «для сионистов это была не

антиимпериалистическая, не антиколониальная война, хотя им и пришлось

столкнуться с империалистами-колонизаторами. Это был бунт колонов против

своих опекунов, борьба за возможность самостоятельного колониального

действия на чужой земле, против обитателей этой земли, равным образом

страдавших от британских колонизаторов и их сионистских подопечных»[16]

Необходимо констатировать, что план раздела, одобренный резолюцией

181/11 от 29 ноября 1947 г., был весьма реалистичным документом,

закрепляющим ряд общедемократических положений, он отвечал тогдашней

ситуации в Палестине. Остается сожалеть, что положения плана раздела

остались неосуществленными.

Как видно из предшествующего изложения, напряженность в отношениях

между арабами и евреями в Палестине существовала постоянно, но накануне и

после Второй мировой войны она создала нетерпимое положение, продолжение

которого могло только ускорить разрешение антагонистических противоречий

двух основных этнических групп в Палестине военным путем. На протяжении

долгой истории арабо-еврейских отношений таких попыток, приносивших

страдания, жертвы и разрушения, было несколько, и все они создавали новые

завалы на пути установления подлинного мира в Палестине. Потребовалось

несколько десятилетий, пока не забрезжил «свет в конце тоннеля», свет

робкий, неуверенный, но именно за этим светом надежды будущее.

Глава 3. От резолюции о разделе Палестины до международного признания

Организации освобождения Палестины.

Еще в конце 30-х годов сионистские вооруженные формирования начали

«очищение» от арабов тех участков Палестины, на которые сионисты

претендовали как на ядро будущего еврейского государства в Палестине.

Однако до войны и особенно в период Второй мировой войны такие меры по

понятным причинам не имели широкого размаха; более того, во время войны

руководством ишува было принято решение, разрешавшее евреям служить в

британской армии.

Сложности, с которыми столкнулся арабский народ Палестины после

провозглашения государства Израиль, многократно увеличились в результате

Палестинской войны, когда многие тысячи палестинских беженцев вынуждены

были покинуть родные места под угрозой физической расправы со стороны

израильских властей. Изгнание палестинцев продолжалось и после окончания

Палестинской войны.

Трагедия поражения в Палестинской войне непосредственно для

палестинцев заключалась в том, что после ее окончания у них не оказалось ни

государства, ни сколько-нибудь компактной национальной общности. Их

политические организации распались, а многие руководители

продемонстрировали свою беспомощность. На 2/3 территории Палестины

утвердилось государство Израиль. Западный берег реки Иордан отошел под

административный контроль Иордании, Газа - под контроль Египта.

С 1950 г. арабо-израильские конфликты регулярно рассматривались не

только в смешанных комиссиях по перемирию, но и в Совете Безопасности.

Всего с 1950 по 1967 г. (до начала шестидневной войны) Совет Безопасности

посвятил рассмотрению арабо-израильских конфликтов, связанных с нарушениями

общих соглашений о перемирии, 177 заседаний из 1 350, т.е. около 15% всех

своих заседаний.

После Палестинской войны среди нового поколения арабов, в частности

среди арабской интеллигенции, сложилось достаточно твердое убеждение, что

именно арабское единство — путь к освобождению Палестины.

Развитие событий в арабском мире вело к выдвижению палестинской

проблемы на передний план в системе межарабских отношений.

«Отголосками арьергардных боев» арабов и палестинцев в ходе

Палестинской войны многие исследователи считают создание в 1948—1949 гг.

некоторых весьма малочисленных палестинских организаций, из которых

крупнейшей была «Аль-Джихад аль-Мукаддас» («Священная война»). В эти

организации, однако, входили не только палестинцы, проводимые ими

антиизраильские диверсионные и террористические действия «скорее выражали

антиизраильские действия всех арабов, во многом являясь реакцией приютивших

палестинцев арабских государств на агрессивные акты Израиля»[17].

Арабские авторы справедливо считают создание Всеобщего союза

палестинских студентов важной вехой в развитии палестинского национального

движения. Многие арабские лидеры вслед за Насером стали отдавать себе

отчет, что деятельность ВСПС приобретает общепалестинский размах и с его

руководством придется серьезно считаться в самое ближайшее время. Именно

ВСПС призвал к созданию «палестинской общности», сделал первые шаги по

созданию Армии освобождения Палестины.

Процесс формирования отдельных отрядов палестинского движения шел

параллельно со стремлением палестинцев к организационному оформлению их

движения, приданию ему каких-то определенных рамок, созданию единого

руководства.

Сессия НСП создала Организацию освобождения Палестины (ООП) и приняла

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.