скачать рефераты

МЕНЮ


Международные отношения

импорта с целью защиты определенных отраслей национального

производства:

лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и

компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые

«добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система

минимальных импортных цен и т. д. Первый вид - самый многочисленный

и охватывает более половины всех.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на

ограничение внешней торговли и относящиеся больше к

административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем

не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности,

технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы,

требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные

на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие

которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого

регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и

квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти

нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что

государство через специально уполномоченное ведомство (в России -

Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на

внешнеторговые операции определенными включенными в списки

лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые

странами системы лицензирования характеризуются значительным

разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести

к следующим двум типам: генеральной лицензии, разрешающей

беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в

течение определенного периода времени; и разовой лицензии,

разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному

импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его

стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде

случаев также и таможенного пункта, через который должен быть

осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли

опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним,

в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения

по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам

лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ. (с 1996г. -

Всемирная торговая организация - ВТО) .

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с

количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт

отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или

физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных

товаров на определенный период времени. В эту категорию входят

квоты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные

и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.

Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется

через разовые лицензии.

Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая

административная форма государственного регулирования внешней

торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность

предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран,

с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам,

регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к

ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования

импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней

торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более

гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового

регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что

лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале

средств торгового регулирования подавляющего большинства стран

мира.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения

административных инструментов регулирования внешнеторговой

деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется

лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты

национальной экономики, а также в целях выполнения международных

обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России.

Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном

регулировании внешнеторговой деятельности /2/ установлено, что

количественные ограничения могут вводится в исключительных случаях

Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение

национальной безопасности РФ, выполнение международных

обязательств. РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке,

защита внутреннего рынка РФ и др.

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии,

можно разделить на следующие группы:

34. товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах

установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в

связи с выполнением Россией международных обязательств);

35. товары, имеющий специфический характер (товары

стратегического назначения: вооружение, товары двойного

применения, лекарственное сырье и др.).

В контексте упорядочения мер административного регулирования можно

рассматривать принятый в России в 1995г. согласно переговорам с

Секретариатом ВТО «Порядок проведения расследования,

предшествующего введению защитных мер». Он предусматривает

возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум

направлениям: путем установления количественных ограничений в виде

импортных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и

компенсационных пошлин. Причем эти ограничения будут

распространятся не на всю импортируемую продукцию, а только на

товары, поставки которых могут существенно подорвать позиции

российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило,

происходит в случаях ввоза товаров по заниженным ценам или в таких

объемах, которые могут привести к необходимости сокращения

производства схожих по характеристикам товаров в России.

В последнее десятилетие широкое распространение получила практика

заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об

установлении минимальных импортных цен, которые навязываются

ведущими западными государствами более слабым в экономическом или

политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов

ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда

торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе

экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о

«добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное

экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению

экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогичным

образом установление минимальной импортной цены должно строго

соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с

импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения

экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна

вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к

уходу с рынка.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о

«добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных

импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией

текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии,

молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями,

металлообрабатывающими станками и т. д. Проблемы возникают, когда

квоты распределяются между странами, потому что необходимо

гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с

нарушением установленной в ней квоты во вторую страну. Такая

ситуация имела место, когда США выдвинули обвинение, что одежда

китайского производства нелегально поступала на таможню США как

одежда, изготовленная в Макао.

Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты

отечественных производителей. Япония, например, сохраняет

квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не

производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия

при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а

также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной

страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых

могут сократиться в случае плохих климатических или политических

условий.

Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения

отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким

ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для

повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные

рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным

видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие

товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты

возросли в странах-импортерах.

Специфический тип квотирования, который полностью запрещает

торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может

вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида

товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных

видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении

всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго

обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по

существу, экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с

Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с

сандинистской партией, находящейся у власти. Но для Никарагуа

последствия оказались экономическими: Никарагуа испытывала

трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для

техники, произведенной в США, и не могла сбывать урожай бананов в

США как раньше.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают

стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации,

маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы

была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался

сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда

вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного

населения. Однако недавно автомобилестроительные фирмы «Большой

Тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от

каждого автомобилестроителя увеличения экономии, усредненной но

всем моделям, на одинаковую процентную долю. Такое предложение в

случае его принятия будет обременительным для японских

производителей, у которых средняя величина экономии горючего уже

сегодня намного превосходит показатели моделей «Большой Тройки».

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть

административно-бюрократические проволочки при въезде,

увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-

материальных запасов. Например, во Франции ввели требование

пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой

таможенный пост, расположенный далеко от крупных городов и плохо

укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно

удерживали японские магнитофоны за пределами французского рынка,

пока не была достигнута договоренность о добровольной экспортной

квоте, согласно которой Япония ограничивала свое проникновение на

рынок Франции. Перуанские таможенники ввели за правило месяцами

проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за

хранение их на таможне в сумме, составляющей значительную долю

стоимости импорта.

Специфическим методом регулирования внешней торговли являются

импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который

импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный

вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара.

Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается

платежеспособность. Определяющим моментом в современном развитии

мировой экономики и международных экономических отношений является

международное движение капитала. Так, например, за период с 1914 г.

до конца Второй мировой войны заграничные капиталовложения

увеличились на 1/3, достигнув с учетом потерь лишь уровня 1913 г. В

послевоенный период они удваивались каждое десятилетие, затем за 6-

7 лет. В 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долларов. В

1996 г. мир вступил с 2,6 трлн. долл. зарубежных инвестиций.

Высокий динамизм движения капитала превращение их в объект острой

международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку

международных стандартов и правил в этой области.

На национальном уровне административное регулирование движения

капитала осуществляется в основном в рамках двусторонних

соглашений, которые включают в себя четкое определение правового

режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим

(справедливый и не дискриминационный, национальный, наиболее

благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации,

перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования

споров.

У России имеется ряд соглашений о защите капиталовложений. Они

содержат принятые в международной практике положения. В частности,

предусматривается режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в

исключительных случаях и в установленном законом порядке при

условии незамедлительной выплаты компенсации капиталовложений по

рыночной стоимости в иностранной валюте. Доходы от иностранных

вложений, а также сами инвестиции могут беспрепятственно

переводиться за границу в иностранной валюте. Спорные вопросы могут

быть рассмотрены в иностранном суде. Стороны обязуются поощрять

функционирование иностранных капиталовложений на своей территории,

воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могут

помешать их содержанию, управлению и пользованию.

11.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЭО И ВЭД.

Классическим методом регулирования ВЭД и, в том числе внешней

торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего

действия относятся к экономическим методам регулирования внешней

торговли. Таможенный тариф . это систематизированный перечень

таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в

отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные

пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения,

государство создает предпосылки для роста цен на иностранные

товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая

таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает

вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди

собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам

является нежелательным.

Существуют два основных вида таможенной политики государства,

отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле

- протекционизм и «свободная торговля». Протекционизм

предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения

ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний

рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли»

направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем

установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения

от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира.

Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран,

их можно разделить на следующие группы:

36. Тарифы примышлено развитых государств;

37. Тарифы развивающихся стран.

11.4 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.