Права человека: международные правовые пакты и Кыргызское законодательство
12. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и
регистрации брака от 7 ноября 1962 года (вступила в силу 9 декабря
1964 года).
13. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года г.
(вступила в силу 11 августа 1958 года).
14. Конвенция № 153 об охране материнства от 28 июня (пересмотренная в
1952 г.) от 28 июня 1952 года (вступила в силу 7 сентября 1955 года).
15. Международная Конвенция против апартеида в спорте (вступило в силу 18
декабря 1985 года).
16. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих
достоинство видов обращения и наказания (вступила в силу 26 июня 1987
г.)
Вместе с тем, регулярно издаются бюллетени неправительственных
организаций Кыргызстана, относительно прав человека в Кыргызстане.
4. Права человека преподаются во многих университетах, школах в рамках
общеобразовательной программы.
5. В настоящее время, в судебном департаменте Кыргызской Республики в
целях повышения квалификации судей создается управление, в задачу
которого входит обучение судей местных судов работе на оргтехнике,
ознакомление с изменениями в законодательстве и другое. Вместе с тем,
предполагается, что будет проведена работа по ознакомлению с
ратифицированными Кыргызстаном договорами ООН, в частности по правам
человека.
6. В целях реализации ратифицированных международных договоров по правам
человека:
- На территории Кыргызстана регулярно проводятся семинары для
представителей государственных органов, судебных органов и
общественности. Среди них можно выделить следующие семинары:
- 25-28 ноября 1996 г. в Бишкеке проводился семинар на тему
«Международные стандарты по правам человека и их внутригосударственная
имплементация», организованный Международной комиссией юристов
совместно с Конституционным судом Кыргызской Республики с участием
представителей судебной власти, адвокатов, правительственных органов и
неправительственных организаций;
- 9 апреля 1997 года в г. Бишкеке проводился Круглый стол на тему «Права
человека: национальные учреждения и механизмы», организованный МИДом
Кыргызстана с участием представителей ОБСЕ, омбудсмена Польши,
правительственных органов Кыргызстана и неправительственных
организаций;
- 22-24 апреля 1997 г. проводился международный семинар «Журналистика и
право», организованный Фондом «Сорос-Кыргызстан» совместно с Кыргызско-
Американским бюро по правам человека и соблюдению законности, где
основной акцент делается на проблемах защиты прав журналистов и
свободы СМИ;
- 17-18 июня в Бишкеке проводился семинар на тему: «Конституционное
измерение правовой реформы и правовой системы», организованной Советом
Европы в сотрудничестве с Бюро по Правам Человека и Демократическими
институтами ОБСЕ и совместно с Министерством юстиции Кыргызской
Республики.
- 13-15 октября 1997 года в Бишкеке состоялось рабочее совещание по
представлению в договорные органы по правам человека доклады
государств и индивидуальных жалоб, организованный МИДом совместно с
Международной комиссией юристов с представителями правительственных
органов, задействованных в подготовке докладов и неправительственных
организаций.
2. Конституционная защита гражданских и политических прав
1. Основным законом является конституция Кыргызской Республики, принятая
Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в 1993 году, с поправками и
изменениями от 17 февраля 1996 года, которая выделяет в отдельный
раздел «Права и свободы человека и обязанности гражданина».
2. Ст.16 Конституции признает и гарантирует основные права и свободы
человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права, межгосударственными договорами и соглашенными по
вопросам прав человека, ратифицированными КР[6]. Каждый в КР имеет
право на: жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, личную
свободу и безопасность, свободное развитие своей личности, свободу
вероисповедания, духовную и культовую свободу, свободное выражение и
распространение мыслей, идей и мнений, свободу литературного,
художественного, научного и технического творчества, свободу печати,
передачи и распространения информации, свободу передвижения и выбора
места пребывания и жительства на всей территории КР, свободный выезд
за ее пределы и беспрепятственное возвращение, объединения, собираться
мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации,
неприкосновенность жилища, свободу и тайну переписки, честь, свободу
частной жизни, личную и семейную тайну, тайну почтовых, телеграфных,
телефонных сообщений, иметь собственность, владеть, пользоваться и
распоряжаться ею по собственному усмотрению, экономическую свободу,
свободное использование способностей имущества для любой экономической
деятельности, свободу труда, свободный выбор деятельности и профессии.
Перечисление в конституции прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.
3. 12 января 1994 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял
постановление и присоединении к Международному пакту о гражданских и
политических правах и Международному пакту об экономических,
социальных и культурных правах, что потребовало принятия мер для
создания правового механизма по реализации положений Пакта. К таким
мерам относятся: принятие новых законов, внесение изменений в уже
существующие, разработка нормативных и правовых документов,
регламентирующих действия государственных органов по защите
гражданских и политических прав человека.
4. В Конституции Кыргызской Республики предусматривается, что
ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и
иные нормы международного права являются составной и непосредственно
действующей частью законодательства Кыргызской Республики. Кыргызская
Республика признала принципы и нормы международного права, подписала
международные договоры и соглашения по вопросам прав человека, они
учитываются в национальном законодательстве. Принимаются все
необходимые меры, чтобы права человека не только провозглашались, но и
защищались законом.
5. Содержание мер по реализации международных договоров по правам
человека излагается в соответствующих разделах настоящего доклада.
Разработаны законопроекты и концепции, учитывающие государственную
политику в области обеспечения гражданских и политических прав.
6. Одной из задач построения правового государства Кыргызстана является
принятие законодательных норм и мер по их применению, которые
учитывали бы общепризнанные стандарты по правам человека. При
разработке новых норм законодательства в Кыргызстане учитываются
международные документы по правам человека. В разработке нового
законодательства Кыргызстана привлекаются в качестве экспертов
представители международных и неправительственных организаций.
Правовая реформа, проводимая в Кыргызстане, предусматривает воплощение
в новом законодательстве Кыргызстана неотъемлемых прав человека,
безопасность и правовую защищенность личности.
7. В Кыргызстане приняты новые законы на основе международных стандартов
по правам человека:
- Гражданский кодекс (части 1 и 3);
- Уголовный кодекс;
- Трудовой кодекс;
- Закон о защите прав потребителей.
8. Совершенствование общей законодательной базы, принятие в 1994-1997 гг.
ряда законов и иных нормативных актов по своему характеру и содержанию
отвечают требованиям Пакта, однако, существующая система правовой
защиты граждан все еще остается недостаточно эффективной. Основная
причина такого положения состоит в том, что в Кыргызской Республике
пока еще не сформирована единая государственная политика, направленная
на комплексное решение всех проблем, связанных с правами человека.
3. Совершенствование законодательной основы защиты прав человека в
Кыргызстане
В современном мире, накануне XXI века, происходят кардинальные
изменения в международных отношениях. Разобщенность государств и
противоборство различных социальных систем сменяются постепенно сознанием
общности всех народов и необходимости совместного решения глобальных
проблем, включая создание международной системы, обеспечивающей надежную
защиту основных прав и свобод человека.
Общество сейчас приходит к пониманию того, что права человека – это не
привлекательный лозунг, прокладывающий путь к власти и придающий
благородный облик правящей элите, а реальный показатель цивилизованности,
гуманности общества. Мы все понимаем, что между декларированных этих прав и
свобод и реальным их торжеством лежит долгий путь борьбы. Ведь права
человека не реализуются даже при благоприятных условиях: существуют
нарушения прав человека в странах развитой демократии. При всем нашем
стремлении сделать Декларацию прав человека документом прямого действия,
она всегда должна конкретизироваться и подкрепиться еще национальным
законодательством, не искажающим ее сути, но направленным на реализацию и
претворение ее основополагающих норм в жизнь.
Хотелось бы отметить некоторые принципиально новые и важные подходы к
проблеме обеспечения прав человека в Кыргызстане.
Это создание в 1996 году Государственной комиссии при Правительстве
Кыргызской Республики по делам семьи и женщин, которая занимается
реализацией приоритетных мероприятий, направленных на решение важный
проблем женщин, их прав и свобод.
Принципиально новым является создание в Кыргызстане нового института
уполномоченных Президента Кыргызской Республики – Комиссия по правам
человека при президенте Кыргызской Республики, которая дополняет
существующие механизмы несудебной защиты прав человека. Создание такого
института – реальный механизм осуществления функций президента как гаранта
соблюдения прав гражданина. Внедрение данного института в палитру наших
реалий будет соответствовать современным традициям демократических стран.
Права и свободы человека, изложенные во всеобщей декларации прав нашли
свое отражение в международных конвенциях и пактах в области прав человека,
многие из которых получили практически всеобщее признание.[7] Кыргызская
республика присоединилась к ряду Международных Конвенций по правам
человека, в том числе ко Всеобщей декларации прав человека, Международному
пакту об экономических, социальных и культурных правах, международному
пакту о гражданских и политических правах. В этих трех документах
определяются и устанавливаются права человека и основные свободы. Они
составляют основу для более чем 50 других конвенций и деклараций, сводов
правил и принципов ООН в области прав человека.
Кыргызская Республика присоединилась к более 20 международным
договорам по правам человека в рамках ООН и его специализированных
учреждений, тем самым, подтвердив признание приоритета общечеловеческих
ценностей и выразив намерение содействовать в сотрудничестве с Организацией
Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных
свобод.
Ратифицировав эти документы, Кыргызская Республика приняла на себя
обязательство выполнять оговоренные в них обязанности и добросовестно
обеспечивать соответствие своих национальных законов своим международным
обязательствам, стала подотчетна своим гражданам, другим государствам –
участникам этих документов и международному сообществу в целом. Кроме того,
во многих основных международных договорах в области прав человека
содержатся положения, требующие от государств-участников регулярно сообщать
о предпринятых ими шагах с целью гарантировать осуществление этих прав, а
также о достигнутом ими прогрессе на пути к этой цели.
Присоединение к конвенции требует принятия мер для создания правового
механизма по реализации положений международных конвенций. К таким мерам
относятся принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже
существующие, разработка нормативных и правовых документов,
регламентирующих действия государственных органов по защите прав и
интересов граждан в Кыргызской Республике, обеспечение информированности
граждан об их правах, вытекающих из ратифицированных Кыргызской Республики
международных договоров, активное сотрудничество с международными
организациями по правам человека, которые могут оказать содействие в
выполнении Кыргызстаном возложенных обязательств.
В конституции Кыргызской Республики предусматривается, что
ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные
нормы международного права являются составной и непосредственно действующей
частью законодательства Кыргызской Республики. В силу этого
конституционного положения международные Конвенции, ратифицированные
Жогорку Кенешем Кыргызской Республики являются составной и непосредственно
действующей частью законодательства Кыргызской Республики.
Нормы, закрепленные Конституцией соответствуют положению Всеобщей
декларации прав человека и международным пактам и международным документам
в области прав человека.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики все граждане
Кыргызской Республики имеют права на защиту своих прав и свобод независимо
от национального и социального происхождения, пола, расы, национальности,
языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким
либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера.
Конституционное право является основополагающей отраслью
законодательства Кыргызской республики. Именно в Конституции любого
государства закреплены основные принципы и приоритеты деятельности
государственной власти в области прав человека.
В статье 1 Конституции Кыргызской республики, принятой 5 мая 1993 года
Кыргызская Республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и
социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его
жизнь, права и свободы.
Принципиальным важным аспектом новой Конституции является то, что она
основана на идеях и ценностях правового государства и общепризнанных нормах
международного права, закрепленных в таких правовых документах, как
Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о
гражданских и политических правах и многих других.
Целый раздел в Конституции Кыргызской Республики посвящен правам и
свободам человека.
Конституция Кыргызской Республики исходит из того, что основные права
и свободы человека принадлежат ему от рождения, признаются абсолютными и не
могут нарушаться государством или отчуждаться, кроме как решением суда.
Жизнь человека и его здоровье, личная неприкосновенность и безопасность,
собственность являются высшими ценностями государства. Обеспечение
соблюдения прав и свобод человека – главная обязанность государственной
власти. Содержание и применение законов и иных нормативных актов определяют
именно права и свободы человека.
Принимаются все необходимые меры, чтобы права человека не только
провозглашались, но и защищались законом.
Так, недавний Референдум в Кыргызской республике внес такую важную
поправку в Конституцию Кыргызской Республики, как запрещение ограничения
свободы средств массовой информации.
Законодательством Кыргызской Республики в достаточно полной мере
урегулированы вопросы прав человека.
Этому примером может служить принятие в Кыргызстане основополагающих
нормативных актов – Уголовного кодекса Гражданского кодекса, Трудового
кодекса, Кодекса об административной ответственности. Разработаны проекты
Уголовно-исполнительного кодекса, Семейного кодекса, Гражданско-
процессуального кодекса.
Совершенствование законодательства предусматривает принятие
законодательных норм и мер по их применению, которые учитывали бы
общепризнанные стандарты по правам человека. При разработке новых норм
законодательства в Кыргызстане учитываются международные документы по
правам человека.
Также при разработке новых законодательных актов необходимо продолжать
развивать практику привлечения в качестве экспертов представителей
международных и неправительственных организаций.
Так, Кодекс об административной ответственности, введенный в действие
с 1 октября 1998 года предусматривает также целый раздел об ответственности
за правонарушения, посягающие на права и свободы граждан, в том числе
касающихся избирательного права граждан, охрана труда и социальная защита
граждан, в сфере социального страхования, охрана здоровья граждан и другие.
Субъектами защиты прав человека являются граждане Кыргызской
Республики.
Хочется отметить, что в современном обществе забота о самых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|