скачать рефераты

МЕНЮ


Принятие политических решений: Создание СНБ и деятельность в период администрации Р Рейгана

умеренными элементами внутри иранского правительства и вне его через

снабжение этих элементов оружием, оборудованием и другими материалами,

чтобы повысить авторитет этих элементов в их усилиях по насаждению более

проамериканского правительства в Иране путем демонстрации их способности

добывать необходимые ресурсы для защиты страны от Ирака и интервенции

Советского Союза».

17 января Рейган подписал еще одно заключение по разведке: «Израиль

осуществит подготовку продажи 4000 ракет ТОУ Ирану. Необходимые средства

для покрытия расходов будут переведены агенту ЦРУ. ЦРУ закупит оружие у

министерства обороны и доставит его в Иран через своего агента».

После подписания Рейганом этих документов министр обороны и

государственный секретарь перестали выражать свое робкое несогласие с

«ирангейтской» аферой. Начался ее шестой этап — прямые поставки оружия из

США в Иран.

Совет национальной безопасности незамедлительно принялся выполнять

предписания президента. 18 января Пойндекстер, Норт, заместитель директора

оперативного отдела ЦРУ Клэр Джордж, генеральный советник ЦРУ Стэнли

Споркин начали готовить план новой операции. Наибольшие опасения в тот

период вызывал главный посредник — Горбанифар. Он давно был известен

американской разведке. СНБ сомневался, не водит ли Горбанифар за нос и

американцев, и израильтян, выдавая себя за влиятельное лицо в кругах

иранских «умеренных». Но в Вашингтоне так сильно хотели довести аферу до

конца, что не желали откладывать операцию из-за поиска новых посредников.

24 января 1986 г. Норт вручил Пойндекстеру план операции «Восстановление».

Предусматривалось, что начнется она с передачи Соединенными Штатами Ирану

разведывательной информации об иракских вооруженных силах. После этого

Горбанифар переводит деньги за первую тысячу ракет ТОУ на израильский счет

в швейцарском кредитном банке в Женеве, откуда они поступают в том же банке

на другой счет, находящийся под контролем Сикорда. Поскольку Иран должен

платить за оружие гораздо больше его реальной стоимости, Сикорд мог

оставить часть денег на своем счете, а часть перевести на отдельный счет в

ЦРУ. Оттуда они поступают в министерство обороны США, которое передает 1000

ракет ТОУ в распоряжение ЦРУ. Сикорд организует их переправку из США в

город Эйлат на юге Израиля. Там они перегружаются в израильский самолет,

который пилоты из ЦРУ приводят в иранский город Бендер-Аббас. На обратном

пути они забирают ненужные Ирану ракеты «Хок». На следующий день

освобождаются американские заложники в Бейруте, и США организуют в

дальнейшем отгрузку еще 3000 ТОУ в Иран.

Этот план был утвержден, и первая партия из 500 ракет ТОУ была доставлена

в Бендер-Аббас 18 февраля (тогда же были вывезены в Израиль ракеты «Хок»),

а вторая (также 500 ракет) — 27 февраля. Но никто из заложников освобожден

не был. Горбанифар объяснил недовольной американской стороне, что первая

тысяча ракет предназначалась для «восстановления доверия к добрым

намерениям США» в Иране, подорванного в ноябре 1985 г. поставками

устаревшего оружия.

В тот же день, когда все 1000 ракет оказались в Бендер-Аббасе, а

заложники выпущены не были, адмирал Пойндекстер по указанию президента

предложил Макфарлайну совершить конфиденциальный вояж для встречи с

«высокопоставленными иранцами». 8 марта Норт и Кейв встретились с

Горбанифаром в Париже и заявили ему о желании американского правительства

начать прямые контакты с представителями иранского руководства. Горбанифар

обещал все организовать, но, в свою очередь, передал список из 240

наименований запасных частей для ракет «Хок», в которых Иран остро

нуждался. 3 апреля Горбанифар объявился в Вашингтоне и беседовал с Нортом,

Кейвом и некоторыми другими сотрудниками ЦРУ. По завершении переговоров

Норт сообщил Макфарлайну, что подготовил для рассмотрения президентом план

предстоявшей встречи с иранскими деятелями. В соответствии с ним

предполагалось, что ЦРУ закупает запасные части для ракет «Хок» и

пересылает их в Израиль. Американская делегация во главе с Макфарлайном

прибывает в Тегеран, через семь часов после этого освобождают заложников в

Ливане, а через четырнадцать — в- Бендер-Аббасе садится самолет с запасными

частями.

Горбанифар уверял, что «высшие иранские должностные лица» согласятся

принять Макфарлайна только в случае, если он привезет с собой затребованные

запасные части. Сошлись на том, что в самолет Макфарлейна будет загружена

четвертая их часть. Остальные привезут после освобождения заложников.

Наконец, 23 мая команда в составе Макфарлайна, Норта, Кейва, сотрудника

СНБ Тичера и одного «координатора» ЦРУ отбыла из Соединенных Штатов в Тель-

Авив. Там израильский премьер-министр настоял на включении в делегацию

своего представителя — А. Нира, которого в Тегеране выдавали за американца.

В столице Израиля в самолет, который был предоставлен ЦРУ, загрузили

запчасти для ракет «Хок». Запаслись и другим подарком. Купили большой

шоколадный торт.

Воскресным утром 25 мая самолет с американской делегацией,

«усиленной» Ниром и Горбанифаром, приземлился в аэропорту Тегерана. Вечером

того же дня начались переговоры. Их участников с иранской стороны

Макфарлайн описывал как «неуверенных, напуганных и робких третье- и

четвероразрядных официальных лиц». Продуктивного диалога не вышло. Иранцы

требовали недовезенных запасных частей. Макфарлайн настаивал на

освобождении всех заложников, его собеседники соглашались выпустить только

некоторых их них, к тому же не сразу. Встреча, которая замышлялась творцами

внешней политики Соединенных Штатов как грандиозный дипломатический

«прорыв» в американо-иранских отношениях, обернулась для них еще одним

крупным провалом.

21 июля Норт, Кейв и Нир встретились с Горбанифаром в Лондоне для

обсуждения в очередной раз вопроса об освобождении заложников в обмен на

так и не полученные Ираном полностью запасные части для ракет «Хок». А

через пять дней в Бейруте вышел на свободу преподобный Лоренс Дженко.

Рейган дал команду доставить в Тегеран обещанные запасные части ракет, и

они благополучно прибыли туда 3 августа.

В сентябре — октябре 1986 г. шиитскими экстремистами в Ливане в

качестве заложников были захвачены один за другим три гражданина США. В

Вашингтоне пришли к выводу, что главный виновник случившегося — Горбанифар,

который, очевидно, не имел достаточного влияния, чтобы заставить иранское

руководство отказаться от террористических актов против американцев.

Горбанифар получил полный отвод, и взоры администрации США переместились на

новый посреднический канал, что означало вступление аферы в ее седьмой

этап.

Нового «связного» разыскал в Лондоне А. Хаким, приближенный генерала

Сикорда. Хаким и свел Сикорда с неким «родственником могущественного

иранского деятеля», именуемым в американской печати «вторым каналом». Явно

не без санкции президента «второй канал» с двумя сопровождающими его лицами

был приглашен в Вашингтон на 19— 21 сентября, где был принял Нортом и

Кейвом. Норт ознакомился с предложенным ему списком необходимых Ирану

военных материалов и выразил предварительное согласие выполнить все

пожелания иранцев. «Второй канал» настолько понравился Норту, что он решил

продавать ему ракеты ТОУ по 8 тыс. долл. за штуку, тогда как с Горбанифара

брал по 10 тыс. Было решено также создать американо-иранскую комиссию из

восьми человек для обсуждения деталей тайных сделок.

Президенту сообщили об итогах этих переговоров 23 сентября, и он

приказал продолжить контакты. «Второй канал» соглашался добиться

освобождения одного, максимум двух заложников, если США продадут Ирану еще

500 ТОУ, запасные части для «Хок» или сами эти ракеты и будут регулярно

предоставлять шпионскую информацию об иракской армии. Американскую сторону

условия иранского посредника устроили.

Условия доставки первой партии оружия через нового связного

обсуждались во Франкфурте 26— 28 октября 1986 г. Эйфорические ожидания

успеха будущей операции были несколько омрачены сообщением «второго канала»

о том, что в газетенке группировки «Хизбалла», которая издавалась в Ливане,

появились сведения о поездке Макфарлайна в Тегеран в мае 1986 г.

29 октября Рейган утвердил отправку 500 ракет ТОУ в Иран, совершив

таким образом еще одно, мягко говоря, правонарушение (27 августа вступила в

силу новая статья в законе о контроле над экспортом оружия, которая

запретила продавать американское оружие странам, поддерживающим

международный терроризм. В списке таких стран фигурировал Иран.).

«Второй канал» не подвел: 2 ноября был освобожден американский

заложник Дэвид Джэкобсен. Но уже на следующий день грянул гром. Публикация

материалов о визите Макфарлайна в Иран в достаточно авторитетном ливанском

журнале «Аль-Шираа» уже не могла пройти незамеченной. Источником «утечки»

этой сенсационной новости можно с достаточной определенностью назвать самих

иранских «умеренных». Видимо, поняв, что высшее руководство Ирана не

простит им связей с «Великим сатаной» (так на языке официального Тегерана

именуются Соединенные Штаты), они поспешили отвести от себя удар.

В Соединенных Штатах сообщение вызвало бурю негодования и недоуменных

вопросов. Журналисты ринулись за разъяснениями в Белый дом. Но Рейган дал

указание всем членам правительства держать язык за зубами, что еще больше

возмутило американскую и мировую общественность. Скандал стал неминуем.

Однако тогда еще не было известно об оборотной стороне «ирангейтской»

медали — о незаконном финансировании администрацией Рейгана никарагуанских

«контрас» и использовании для этого средств, вырученных от продажи оружия

Ирану.

Никарагуа страдала от американского империализма ничуть не меньше,

чем другие страны региона. После свержения там кровавой диктатуры Сомосы,

которое пришлось на период президентства Дж. Картера, администрация

Соединенных Штатов взяла курс на подрыв сандинистского правительства,

объявив, что маленькая Никарагуа угрожает «жизненно важным интересам

национальной безопасности США». Но предпринимать открытую интервенцию

против Никарагуа Белый дом опасался: времена не те.

В декабре 1981 г. Рейган подписал заключение по разведке, разрешавшее

ЦРУ начать финансирование антиникарагуанских сил. На эти деньги стали

нанимать сомосовцев, создавать на территории Гондураса разветвленную сеть

баз «контрас», снабжать их оружием, боеприпасами, обмундированием,

продовольствием и т. д.

21 декабря 1982 г. была принята поправка Боулэнда, согласно которой

ЦРУ и министерству обороны запрещалось предоставлять средства «для

свержения правительства Никарагуа или для провоцирования военного конфликта

между Никарагуа и Гондурасом».

В сентябре 1983 г. Рейган поставил свою подпись под заключением по

разведке, вновь позволившим ЦРУ активизировать поставки для «контрас». В

конце 1984 г. конгресс принял решение, ограничившее размеры военной помощи

«контрас» суммой в 24 млн долл.

Демократы, стремившиеся предложить программу действий, отличную от

курса республиканского правительства, добились принятия второй поправки

Боулэнда к закону о военных ассигнованиях, где было записано: «В течение

1985 финансового года никакие фонды Центрального разведывательного

управления, министерства обороны или любого другого ведомства Соединенных

Штатов, участвующего в разведывательной деятельности, не могут быть

использованы для оказания прямого или косвенного воздействия на военные или

полувоенные операции в Никарагуа со стороны любой страны, группы,

организации, движения или частного лица». Начался поиск различных путей

обхода введенных конгрессом ограничений, и здесь на сцену вновь вышел СНБ.

Однако администрация сочла, что поправка Боулэнда к СНБ не относится.

На его штат Рейган и решил переложить основные полномочия по оказанию

помощи «контрас». Подполковник Норт взялся за решение проблем «контрас» по

крайней мере в сентябре 1984 г., хотя, вне всякого сомнения, сотрудники СНБ

и ранее принимали самое прямое участие в этом деле. В начале 1985 г. по

поручению СНБ генерал ВВС США в отставке Джон Синглауб направился в поездку

по Азии, где пробовал выбивать деньги для «контрас». В результате его

усилий марионеточные режимы в Южной Корее и на Тайване «предложили оказать

помощь» в размере как минимум по 10 млн долл. В марте 1985 г. Синглауб

посетил базы «контрас» и обещал их главарям прислать на подмогу

дополнительных американских военных советников. По согласованию с аппаратом

СНБ их начали набирать в целях конспирации из числа отставных военных и

сотрудников ЦРУ.

Норт вместе с Сикордом контролировали разветвленную сеть

неправительственных организаций, занимающихся сбором средств для «контрас»

и снабжением их оружием, которую сам подполковник называл «Проектом

демократии». В рамках «Проекта демократии» осуществлялись создание складов

боеприпасов вблизи границ Никарагуа, покупка самолетов, морских судов,

джипов, радиопередатчиков и другой военной техники для «контрас». Всего в

сеть «Проекта демократии» было объединено более 20 частных корпораций. Ряд

из них (в частности, специально созданная в мае 1985 г. компания «Лейк

рисорсез», через нее перекачивалась львиная доля средств «Проекта

демократии») выступали в качестве каналов движения денег, предоставляя в

распоряжение Норта и Сикорда свои банковские счета. Другие, типа панамской

«Юдалл корпорейшн», оказывали необходимые предпринимательские услуги.

Третьи — переправляли оружие.

Существовали и многие частные фонды, в основном поставщики финансовых

средств. Размеры «частного» финансирования «контрас» постоянно росли. Но

руководству СНБ этого казалось недостаточно. Ставилась цель срочно

раздобыть еще 15—20 млн, чтобы довести число «контрас» до 30—35 тыс.

Эти деньги вскоре были получены. Источником их поступлений Макфарлайн

назвал комиссии Тауэра «иностранное официальное лицо» (установлено, что это

был представитель правительства Саудовской Аравии), которое согласилось

вносить добровольные «пожертвования» и которому Норт сообщил номера

банковских счетов «контрас» в городе Майами во Флориде. Из этого источника,

как свидетельствовали Уайнбергер и Весси, в 1985 г. было получено по

меньшей мере 25 млн долл.

В августе 1985 г. Конгресс после многомесячного давления на него

администрации ассигновал 27 млн. долл. для оказания «гуманитарной», то есть

строго невоенной, помощи никарагуанским «борцам за свободу» на период до 31

марта 1986 г. Всем было ясно, что разница между «гуманитарной» и военной

поддержкой была чисто условной. В любом случае «контрас» получали деньги

для борьбы за свержение сандинистского правительства.

В ноябре 1985 г. Норт договорился с ЦРУ о выделении ему самолета,

который должен был сбрасывать военные материалы уже непосредственно на

территорию Никарагуа, где действовали банды «контрас». Но отправку самолета

пришлось задержать, поскольку он срочно понадобился генералу Сикорду в

Португалии для пересылки в Иран ракет «Хок» из Израиля. Иранская и

никарагуанская линии аферы пересеклись, чтобы впредь стать двумя сторонами

единого «иран-контрасгейта». Вскоре и два отдельных оперативных кода,

которые Норт использовал для параллельного руководства операциями в

отношении Ирана и Никарагуа, для простоты дела были заменены одним, общим.

Состоялось слияние и участников обеих операций в объединенную команду.

После возвращения самолета ЦРУ из Ирана грузы для «контрас» были

спешно отправлены по назначению. В конце 1985 г. дебаты вокруг «контрас»

вновь активизировались в конгрессе и были приняты два противоречащих друг

другу решения: с одной стороны, действие поправки Боулэнда продлевалось на

весь текущий финансовый год, то есть до 1 октября 1986 г.; с другой — в

законе об ассигнованиях на нужды разведки предусматривалось выделение ЦРУ

засекреченной суммы на «обучение» «контрас» и «поддержание связи» с ними.

Ассигнованных средств, считала администрация, было явно недостаточно.

В январе 1986 г. Рейган запросил у конгресса еще 100 млн долл. на прямые

военные поставки «контрас». Но борьба вокруг этого требования в стенах

Капитолия приняла затяжной характер. К апрелю истекал срок, в течение

которого США могли субсидировать «борцов за свободу» под флагом

«гуманитарной» помощи. Вот тут-то и возникла идея использовать деньги,

вырученные от продажи оружия Ирану.

Горбанифар припоминал, что в те дни, когда обсуждались детали

отправки первой партии ракет ТОУ, Норт и Сикорд выглядели очень

озабоченными. Но они буквально на глазах воспряли духом, когда Горбанифар

согласился выкладывать за каждую ракету по 10 тыс. долл. вместо

предварительно оговоренной суммы в 6,5 тыс. Сделка с Ираном породила

настоящий фонтан неподотчетной наличности: 6,3 млн долл. от продажи

февральской партии ТОУ, 8,5 млн — за запчасти к ракетам «Хок» и 5 млн — за

ТОУ, отправленные в октябре 1986 г., то есть около 20 млн долл.

Переправку оружия осуществляли несколько подставных авиакомпаний.

Крупнейшей из них была «Сазерн эйр трэнспорт», до 1972 г. принадлежавшая

ЦРУ официально, а сейчас — неофициально. Когда в разгар «ирангейтского»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.