скачать рефераты

МЕНЮ


Сравнение экономики Польши и Болгарии

руды (Силезско-Краковский район); каменные и калийно-магниевые соли;

самородная сера (Предкарпатский прогиб).

Климат умеренный, переходный от океанического к континентальному,

причём континентальность климата возрастает с З. на В. Почти повсеместно

отмечается летний максимум осадков. Речная сеть в основном принадлежит

бассейну Балтийского моря. Крупнейшие реки — Висла (свыше 1000 км) и Одра

(742 км в пределах П.), начинаясь соответственно в Карпатах и Судетах,

пересекают страну с Ю. на С. Главные притоки Вислы — Дунаец, Сан, Вепш, Буг

с Наревом, Пилица; Одры — Ныса-Лужицка, Варта. Насчитывается свыше 9000

озёр. У подножий Карпат и Судет — многочисленные минеральные источники.

Больше половины территории П. распахано. Леса, некогда занимавшие

почти всю страну, ныне покрывают около 27% её площади. В их составе

преобладают хвойные породы, главным образом сосна, ель, в горах — пихта. На

Западе и Юге страны — смешанные леса с участием бука и дуба. Значительные

массивы лесов (т. н. пущи) сохранились в северных и восточных районах П.

(Беловежская, Августовская и др. пущи). В послевоенные годы во многих

районах П. осуществлялись значительные лесопосадки. На Севере и Северо-

востоке большие площади заняты верещатниками и торфяниками. На равнинах

преобладают дерново-подзолистые и палево-подзолистые почвы, на В. и С.-В.

часто встречаются заболоченные почвы, в предгорьях — бурые лесные почвы, на

подгорных равнинах — чернозёмы; в горах — горные бурые, по долинам рек —

аллювиальные почвы.

Наиболее характерны представители лесной фауны. Из хищников — волк,

рысь, лисица, барсук. В Карпатах встречается медведь. Из копытных — косуля,

кабан, олень, изредка лось. Почти полностью истребленные ранее зубры и

бобры ныне вновь реакклиматизированы. Из птиц распространены глухари,

тетерева, куропатки. В горах встречаются орлы. В прибрежных водах

Балтийского моря промысловое значение имеют треска, салака. В озёрах

водятся судак, щука, угорь и др. рыбы.

Длина железнодорожной сети составляет 27 тыс. км. Автодорог с

твердым покрытием 149 тыс. км. Внутренних водных путей 4000 км.

Аэропорты есть в Варшаве и Кракове.

Государственное регулирование регионального развития Польши призвано

помочь развитию отдельных регионов страны, улучшению качества и условий

жизни, созданию условий для повышения конкурентоспособности регионов,

выравниванию различий в уровне развития, а также выравниванию шансов

граждан независимо от места проживания и ликвидации отставания

слаборазвитых регионов, имеющих менее благоприятные условия развития.

В рамках поощрения регионального развития поддержка со стороны

государственного бюджета может быть направлена прежде всего на: развитие

предпринимательства, особенно малых и средних предприятий; повышение

конкурентоспособности и инновационности экономики (в частности путем

трансферта современных технологий); создание новых рабочих мест; инвестиции

в области инфраструктуры; меры в области защиты окружающей среды и

образования; меры по поддержке развития региональной и местной культуры;

развитие институтов, содействующих экономической активности; разработки и

исследования, необходимые для осуществления политики регионального

развития.

Нижнесилезское воеводство расположено в юго-западной Польше, на

границе с Чешской Республикой и Федеративной Республикой Германии.

Благодаря своему выгодному положению регион занимает высокую позицию в

стране и имеет большие шансы развития. Через него проходит так называемый

III Европейский транспортный коридор, соединяющий Германию с Украиной.

Наряду с высокотехнологичными отраслями промышленности здесь все еще сильны

традиционные секторы, в т.ч. медеплавильное производство. В Нижнесилезском

воеводстве производится около 7,9% польского ВВП, а в структуре валовой

добавленной стоимости преобладает промышленность 26,9%. На юге воеводства

расположены районы, включившиеся в европейское региональное сотрудничество

и наиболее привлекательные для туризма. Туристов притягивают многочисленные

целебные источники и развитая база санаториев. В принятой Воеводским

сеймиком «Стратегии развития Нижнесилезского воеводства» представлены

следующие сильные стороны региона: удобное приграничное положение,

прохождение маршрутов международного значения; ресурсы инфраструктуры, в

том числе плотная и равномерная сеть населенных пунктов, автодорожная и

железнодорожная сети; сильный сектор малых и средних предприятий, хорошая

предпринимательская среда; высокая инвестиционная привлекательность,

большая доля иностранного капитала в экономике региона; высокая

общественная активность жителей региона.

Куявско-поморское воеводство расположено в северо-центральной части

Польши. Его территория занимает почти 18 тыс. кв. км, а численность

населения составляет 2,1 млн. жителей. Свыше 62% населения сосредоточено в

52 городах региона. Участие воеводства в создании ВВП - 4,8%. Валовая

добавленная стоимость в пересчете на 1 жителя достигает 95,2% средней по

стране. Характерной особенностью структуры этой стоимости является большая

доля сельского хозяйства, что обусловлено прежде всего благоприятной

аграрной структурой, плодородными почвами, а также высокой аграрной

культурой. Регион имеет положительный баланс в торговле

сельскохозяйственными и продовольственными товарами со странами

Европейского союза. Два главных города: Быдгощ и Торунь доминируют в

промышленности и лидируют по уровню экономической активности, также среди

малых и средних предприятий. В Торуне эти предприятия производят 60%

промышленной продукции. С точки зрения объемов производства ведущей

отраслью в экономике региона является пищевая промышленность. Существенное

значение имеют также такие отрасли как: электромашиностроительная,

химическая, резиновая и бумажная. Согласно принятой «Стратегии развития

куявско-поморского воеводства» сильными сторонами региона считаются, в

частности: хорошо развитая сеть населенных пунктов, плотная сеть городов;

благоприятная возрастная структура населения; разнородность отраслей

экономики региона; возможности развития морского транспорта; наличие сырья

для многих отраслей промышленности; привлекательные естественные условия и

большой туристический потенциал.

Люблинское воеводство расположено на границе между Центральной и

Восточной Европой, которая в дальнейшей перспективе станет также границей с

Европейским союзом. Почти вся территория воеводства входит в еврорегион

«Буг», который является полигоном белорусско-украинско-польского

сотрудничества. Это третий по своей площади регион Польши; он отличается

низкой плотностью населения и малой степенью урбанизации. Столицей региона

является Люблин -активный образовательный и научный центр, лидирующий в

развитии промышленности и услуг. Остальная часть территории воеводства

имеет прежде всего аграрный характер (сельскохозяйственные угодья занимают

68,3% площади). Процент участия сельского хозяйства в структуре создания

региональной валовой добавленной стоимости является одним из самых высоких

в стране - 8,3%. Почвы очень плодородны, а производство весьма

диверсифицировано - регион дает, например, 70% отечественной продукции

хмеля. К сильным сторонам воеводства относятся: приграничное положение и

хорошо развитая система дорог на пересечении экономических путей между

Западной и Восточной Европой; равномерная сеть городов возрастающий статус

Люблина как городского центра; прекрасная природа, хорошие почвенные и

климатические условия; потенциал для развития туризма; потенциал кадров с

высшим образованием, динамичное развитие вузов в Люблине и повятовых

городах.

Любушское воеводство расположено на западной границе Польши. Так же

как в куявско-поморском воеводстве, здесь две столицы: Гожув-Велькопольски

является местом пребывания воеводы, а Зелёна-Гура - сеймика и

маршалковского управления. Географическое положение региона является

фактором, предопределяющим его развитие, а местные предприятия имеют тесные

экономические контакты с немецкими партнерами. Ряд инициатив

предпринимается в рамках двух еврорегионов: Шпрея-Ныса-Бубр и Про Европа

Виадрина. Воеводство находится на последнем месте как по численности, так и

по плотности населения. Это обусловлено его природными условиями - большую

часть поверхности воеводства покрывают большие лесные массивы - доля лесов

здесь самая высокая в Польше и составляет 48% . Леса - это самое большое

богатство региона, что отражается в структуре экономики, а именно - в

естественном присутствии деревообрабатывающей, мебельной и бумажной

промышленности. Здесь экологически чистая природная среда, незагрязненный

воздух и малое количество промышленных отходов. Прекрасная экология,

уникальные природные условия и ценные памятники старины - все это

предопределяет туристическую привлекательность региона, также в европейском

масштабе. Кроме хорошей экологии к сильным сторонам региона относятся:

развитая инфраструктура, в том числе плотная сеть дорог; близость больших

рынков сбыта, оживленный экономический обмен и приток иностранного

капитала; активные институты по поддержке предпринимательства и

трансграничного сотрудничества; развитие высшего образования, а также

равномерная сеть школ среднего и высшего уровня.

Лодзинское воеводство - этот расположенный в самом центре Польши

регион отличается высокой плотностью населения (на 1 кв. км приходится 145

человек), причем треть населения региона и половина городского населения

сосредоточена в его столице - Лодзи, втором по величине городе Польши.

Лодзь - бесспорный центр и объединяющая сила всего региона. У города долгая

традиция промышленного развития. В настоящее время структура промышленного

сектора очень разнообразна - наряду с традиционными, появляются современные

отрасли промышленности. Новые отрасли и существующий здесь научно-

исследовательский потенциал открывают возможности для специализации региона

на отраслях, связанных, в частности, с медициной, садоводством и

огородничеством. Регион и особенно лодзинская агломерация воспринимаются

как хорошее место для размещения инвестиций. Дополнительным фактором,

определяющим высокую позицию региона, является успешная реструктуризация, а

также близость столицы Польши - Варшавы. Кроме упомянутого уже

стратегического центрального положения к сильным сторонам региона

относятся: большой научный потенциал; динамичное развитие

предпринимательства; низкие издержки труда; основы для научно-технической

специализации.

Шансом для развития региона является также строительство автострад,

скоростных дорог и железных дорог. На территории лодзинского воеводства

будут пересекаться автострады Север-Юг и Берлин-Варшава-Москва.

Малопольское воеводство - это регион земель, имеющих богатую и

долгую традицию, что находит свое отражение в сильной региональной

идентификации его жителей. Большое значение имеет его приграничное

положение (граничит со Словацкой Республикой). Малопольское воеводство по

своей площади является относительно малым регионом, отличающимся высокой

плотностью населения и низкой степенью урбанизации. Центром региона как в

экономическом, так и научном и культурном отношении является Краков (759

тыс. жителей). На территории воеводства находятся 21 высшее учебное

заведение и многочисленные научно-исследовательские институты. Экономика

воеводства диверсифицирована - кроме традиционных, здесь имеются и самые

современные отрасли промышленности. Малопольское воеводство имеет все

основания для того, чтобы специализироваться на туризме - это одно из самых

привлекательных мест в Польше, притягивающих своими уникальными памятниками

старины и разнообразием пейзажа. Его достоинства высоко оценили также

отечественные и иностранные инвесторы. Иностранный капитал поступает сюда

прежде всего из Соединенных Штатов, Германии и Франции. Согласно принятой

Воеводским сеймиком «Стратегии развития воеводства» к сильным сторонам

региона относятся: функции Кракова как метрополии, являющейся культурным,

финансовым, сервисным и транспортным центром; наличие высокотехнологичных

производств; высокая привлекательность для инвестиций; сильная региональная

идентичность; потенциал культурного наследия и богатство природы.

Мазовецкое воеводство - это самый большой, самый населенный и самый

богатый регион Польши. Его территория больше чем Бельгии или Словении. ВВП

региона составляет 19,6% ВВП страны. Здесь самый низкий уровень

безработицы, самая высокая зарплата и расходы на научно-исследовательскую

деятельность. Статистический облик воеводства определяет варшавская

агломерация - в столице и ее окрестностях сосредоточивается экономический,

научный и культурный потенциал воеводства. Столичный характер Варшавы,

активность крупнейшего в стране центра науки, инноваций и финансовых услуг,

динамичная предпринимательская среда -являются магнитом, притягивающим

инвесторов.

Экономика воеводства отличается большим отраслевым разнообразием,

что является заслугой прежде всего варшавской агломерации. В секторной

структуре занятости самая большая доля приходится на сектор услуг как

рыночных, так и нерыночных. Кроме Варшавы - сильного регионального и

всепольского центра, сильными сторонами воеводства можно считать: большой

демографический, профессиональный и интеллектуальный потенциал;

благоприятная предпринимательская среда, большое количество и активность

неправительственных организаций; большая концентрация иностранных

инвестиций; высокая динамика процессов приватизации; динамичное развитие

высших учебных заведений.

Опольское воеводство - этот регион расположен по соседству с двумя

сильными в экономическом отношении воеводствами - силезским и

нижнесилезским, а с юга граничит с Чешской Республикой. По своей территории

это самое маленькое польское воеводство, с малой численностью населения и

низким уровнем урбанизации. Столицей воеводства является Ополе - сильный

экономический и научный центр, который однако развивается без ущерба для

остальных центров и сельской местности. Сеть населенных пунктов и

промышленных предприятий распределены равномерно. Ни одна из присутствующих

здесь отраслей в масштабе региона не преобладает. Особенно эффективно

опольское сельское хозяйство, что обусловлено прежде всего высокой аграрной

культурой, благоприятными климатическими условиями и плодородными почвами,

а также хорошим оснащением хозяйств. Площадь сельхозугодий в воеводстве

составляет только около 3,1% всех этих земель в стране, но доля опольского

сельского хозяйства в аграрном и продовольственном комплексе государства

составляет 6,2%. Достоинства региона замечают многочисленные иностранные

инвесторы, особенно немецкие. В разработанной Воеводским сеймиком стратегии

воеводства к сильным сторонам региона относятся: транзитное положение в

рамках европейского и польского пространства, близость границы; чувство

региональной идентичности; высокая аграрная культура и хорошая база для

перерабатывающей промышленности; высокая дисциплина труда; многочисленные

крепкие зарубежные контакты гмин; сырьевые ресурсы, создающие условия для

развития строительства.

В Подкарпатском воеводстве, расположенном на границе с Украиной (на

востоке) и Словакией (на юге), большое внимание уделяется развитию

трансграничного сотрудничества в рамках еврорегиона Карпаты. Географическое

положение облегчает торговые контакты и экономическое сотрудничество, что

несомненно стимулирует развитие региона. Воеводство характеризуется самой

низкой степенью урбанизации в стране (41% городского населения), а столицей

и самым крупным городским центром является Жушув. Этот регион располагает

большим производственным потенциалом, а в результате системной

трансформации польской экономики сильное развитие получили малые и средние

предприятия. Экономические достоинства, богатые природные ресурсы, хорошо

подготовленная туристическая инфраструктура - все это является существенным

фактором развития воеводства. Кроме того, к его сильным сторонам относятся:

хорошая инфраструктура (прежде всего сеть аэродромов), а также потенциал и

техническая культура предприятий электромашиностроительной и химической

промышленности; сеть неправительственных организаций, активно

поддерживающих развитие региона; конкурентные цены площадей под инвестиции,

а также наличие особых экономических зон; большой рынок сбыта; положение на

перекрестке международных коммуникационных путей, близость границы с Чехией

и Словакией, развитая автодорожная и железнодорожная сеть; развитая сеть

вузов, исследовательских и научных центров; большой демографический и

профессиональный потенциал; потенциал для туризма и отдыха в южной и юго-

восточной части региона.

Свентокшиский регион, наряду с опольским и силезским, принадлежит к

числу самых маленьких по территории регионов. В воеводстве имеются довольно

большие ресурсы минерального сырья для строительной промышленности и

поэтому на его территории развиваются цементные заводы, заводы по

производству гипса, а также стекольные заводы. Кроме этих отраслей развита

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.