скачать рефераты

МЕНЮ


Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г

В обшей сложности во время визита было подписано 13 важных документов.

Придавая приоритетное значение двусторонним отношениям, Президенты КР

и России неоднократно выступали инициаторами укрепления и развития

многосторонних интеграционных процессов в рамках СНГ. Обе страны являются

участниками четырехстороннего Договора между Россией, Кыргызстаном,

Белоруссией и Казахстаном об углублении интеграции в экономической и

гуманитарной областях в марте 1996 г., Ташкентского Договора о

коллективной безопасности.

С точки зрения политики для стран СНГ весьма важным является

Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ который был подписан 10

февраля 1995 г. в Алма-Ате главами всех 12 государств.

Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от

военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга.

Государства подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и

выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены

решить все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только

мирными средствами.

Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного

вмешательства во внутренние дела другого государства-участника, а также

воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой

из стран СНГ.

Государства по этому Меморандуму обязуются не поддерживать на

территории других государств содружество сепаратистских движений , а также

сепататистские режимы, если таковые возникнут, не устанавливать с ними

политических, экономических и других связей; не допускать использование ими

территорий и коммуникаций государств СНГ; не оказывать им экономической,

финансовой, военной и другой помощи. Государства будут поддерживать усилия

друг друга по дальнейшему укреплению мер доверия и безопасности между ними.

Во время визита в Москву Премьер-министра А.Джумагулова в марте

1995 г. состоялись консультации по вхождению КР в Таможенный Союз (Россия,

Казахстан, Беларусь). В ходе визита выработаны следующие документы:

Протокол согласования тарифного регулирования;

Протокол согласования нетарифного регулирования;

Протокол согласования экспорта пошлин;

Протокол согласования импортных пошлин.

Не менее насыщенным был визит в КР Правительственной делегации РФ во

главе с заместителем Председателя Правительства А.Большаковым в октябре

1995 г. Обсуждались вопросы вступления в Таможенный Союз, совместного

использования ряда военных объектов на территории Кыргызстана,

сотрудничества в области телерадиовещания, модернизации оборудования

гидроэлектростанций.

Подписано 12 документов, в том числе:

Договор о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в КР и граждан

КР, постоянно проживающих в РФ;

Соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп;

Соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности;

Соглашение о контроле продукции, поставляемой для Вооруженных Сил РФ и

Вооруженных Сил КР.

Важной составляющей политического диалога двух государств являются

рабочие визиты министров иностранных дел. 9-10 июля 1996 года в Бишкеке

находился Министр иностранных дел России Е. Примаков. Главу

внешнеполитического ведомства сопровождали первый заменитель министерства

Б. Пастухов и ответственные работники МИД России.

Глава МИД РФ встретился с Президентом КР А. Акаевым, Премьер-

министром А. Джумагуловым, Министром иностранных дел Р. Отунбаевой.

Глава МИД России проинформировал руководство КР о внутриполитической

ситуации в России после победы Б. Ельцина на президентских выборах,

отметив, что россияне еще раз подтвердили свою приверженность

демократическому пути развития.

Стороны обменялись информацией относительно тенденции в СНГ о ситуации

в «горячих точках» СНГ, системе коллективной безопасности в Евразийском

регионе.

Премьер-министр А Джумагулов вручил Е. Примакову послание в адрес

Премьер-министра РФ В. Черномырдина с просьбой оказать содействие в приеме

50 граждан Кыргызстана в учебные заведения России в соответствии со статьей

2 Межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области образования.

В ходе визита Е. Примаков встретился с представителями общественности,

славянской диаспоры Кыргызстана, студентами и преподавателями КРСУ.

КР посетил и предшественник Е. Примакова на посту Министерства

иностранных дел А. Козырев. В апреле 1992 года он участвовал в подписании

Протокола о сотрудничестве между МИДами двух стран, в сентябре 1993 г. – в

заключении межправительственного соглашения об условиях учреждения и

деятельности в Бишкеке КРСУ. Министр присутствовал также на открытии

университета.

В марте 1995 года в Бишкеке с рабочим визитом находилась делегация МИД

РФ во главе заместителем министра А.Пановым. Состоялись встречи в МИДе и

МО КР, подписан ряд документов.

Также свой вклад в развитие политического диалога вносят парламенты КР

и РФ. Сотрудничество между ними проявляется в формах различных визитов,

консультаций, принятии общих документов, проведении совместных мероприятий.

С 13 по 15 июня 1995 года состоялся официальный визит в Москву

парламентской делегации ЖК КР во главе со спикером СНП А. Матубраимовым. В

ходе встреч и бесед было отмечено, что обе страны продолжают испытывать

глубокий кризис во многих сферах общественной жизни.

Была достигнута договоренность о создании двусторонней

межпарламентской комиссии Кыргызстана и России, подчеркнута необходимость

создания эффективного механизма реализации подписанных документов и

соглашений.

Представлен также вопрос о необходимости скорейшего подписания трех

парафированных соглашений – о статусе корреспондентов СМИ, о регулировании

процесса переселения и защите россиян, постоянно проживающих в КР, и

этнических кыргызов, постоянно проживающих в РФ.

Укреплению сотрудничества двух государств содействуют контакты и

совместная работа парламентов КР и РФ в Межпарламентской Ассамблее СНГ.

В мае 1996 г. в Бишкеке состоялось выездное заседание Ассамблеи, на

котором был образован Межпарламентский комитет Беларуси, Казахстана, КР и

РФ. Председателем комитета избран Торага СНП ЖК КР А.Матубраимов.

Членами постоянных комиссий указанного комитета являются и

парламентария Кыргызстана.

Политический диалог двух суверенных государств набирает динамику и

выступает ныне как многовариантный, тонкий инструмент взаимопонимания, с

помощью которого балансируются интересы , реализуются стратегии внутренней

и внешней политики Кыргызстана и России.

24-25 сентября в Бишкеке состоялась Международная научно-практическая

конференция «Кыргызстан и Россия – XXI век», инициаторами которой выступили

Министерство иностранных дел Кыргызстана и России.

Но а 23 октября – 3 ноября 1996 года состоялись Дни Культуры КР и РФ,

в которых приняла участие официальная делегация КР во главе с вице-премьер-

министром М.Джангарачевой.

10-12 октября 1997 года состоялся рабочий визит спикера Гос.Думы РФ

Г.Селезнева. На этой встрече с президентом КР А.Акаевым, Премьер-министром

.Джумгуловым, Министром иностранных дел КР Иманалиевым обсуждались вопросы

межпарламентского сотрудничества.

По случаю 5- летия подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и

взаимопомощи между двумя странами, 24 мая 1997 г. в телеграмме своей на им

Президента КР А.Акаева президент РФ Б.Ельцин выразил следующее: «Договор

заложил прочную основу подлинно равноправных дружественных отношений между

нашими суверенными государствами, открыв тем самым новую страницу в их

истории. С удовлетворением отмечаю тот факт, что российско-кыргызские

отношения отличаются высоким уровнем и глубокой содержательностью,

развиваются по пути дружбы и всестороннего взаимовыгодного сотрудничества.

Совместные действия России и Кыргызстана в рамках содружества независимых

государств на региональном и межрегиональном уровнях неизменно содействуют

упрочению мира международной безопасности, развитию межгосударственного

сотрудничества».

Со своей стороны 28 мая 19997 г А.Акаев в качестве ответа выслала

послание Б.Ельцину, где выражаясь, что он постоянно акцентирует внимание на

долговременном и стратегическом характере кыргызско-российского

двустороннего партнерства. Он высказал, что спустя 5 лет, отношение между

РФ и КР отличаются особой степенью доверительности, искренности и

взаимопонимания, и что позиции Президентов двух стран лучше чем кто-либо

раскрывает реальность и перспективу кыргызско-российских отношений.

И все вышесказанное президентами обеих стран п случаю своих внешних

отношений спустя 5 лет, можно привести к тем же словам и итоговым речам,

которые вытекались из уст руководителей этих государств в 1999 и 2000гг.,

где плюс ко всему они выделили большой успех в своем сотрудничестве спустя

9 лет и надеялись на дальнейшем развитии и заметном прорыве в своем

двустороннем партнерстве.

Октябрь 1997г – официальный визит Председателя правительства России

В.С. Черномырдина в КР. Итогом этого визита послужила договоренность о

создании межправительственной кыргызско-российской комиссии по торгово-

экономическому и научно-техническому сотрудничеству целью которого будет

являться контроль над реализацией всех соглашений.

Затрагивая политический диалог, следует выделить тот момент, что

заседания глав государств и глав правительств СНГ, где политики в

обязательном порядке ведут между собой поочередно с глазу на глаз беседу,

играют не маловажную роль в политическом сотрудничестве этих государств.

Для КР такие двусторонние диалоги с каждым членом этого заседания являются

очень важным моментом.

Тем самым, в октябре этого же года в Бишкеке прошло очередное

заседание совета Глав Правительств СНГ, на котором было рассмотрено 15

вопросов и подписано 24 документа. Были подписаны соглашения в разных

сферах жизни. В рамках СНГ Россия и Кыргызстан подписали между собой

соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства, о

транснациональных корпорациях, о военно-техническом сотрудничестве, о

подготовке военных кадров и др.

Что же касается социально-гуманитарного сотрудничества, то оно

является неотъемлемой частью политического диалога между РФИКР.

На заседании глав государств СНГ в 1993 году Россия и Кыргызстан

подписали между собой в рамках СНГ Декларацию о правах человека, в 1994 г.

– Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным

меньшинствам, в мае 1995 г. подписали Конвенцию о правах и основных

свободах человека, где она была принята на заседании совета глав государств

СНГ того же года.

19 января 1996 г. на очередном заседании Совета глав государств и глав

правительств СНГ была подписана Конвенция об упрощенном порядке

приобретения гражданства гражданами государств – участников СНГ. Она

предусматривает, что каждое государство-участник Конвенции предоставит

своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию любой из

Договаривающихся сторон, порядок выхода из гражданства и право приобрести

гражданство прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам

любой из Договаривающихся сторон.

1998г. для Кыргызстана начался с основным событием, где 6 марта 1998

г. в Москве прошло заседание Совета глав правительств государств-

участников СНГ. Кыргызстанскую делегацию возглавлял Председатель

Правительства КР А.Джумагулов.

Между Россией и Кыргызстаном были обсуждены и подписаны в рамках

содружества ряд документов по важным вопросам. В их силе программа развития

военного сотрудничества до 2001г., Концепция взаимодействия государств-

участников СНГ в борьбе с преступностью и Соглашение в этой сфере. Также, о

многоуровневых межмидовских консультациях в рамках СНГ на 1998-2000 годов,

программа основных мероприятий сотрудничества в области культуры до 2002

года. В экономической области решались вопросы, касающиеся проблем

повышения эффективности экономической интеграции.

29 марта 1998 г. в Москву вылетела кыргызстанская делегация во главе

с президентом А.Акаевым на встречу глав государств и глав правительств

таможенного союза. На этой встрече участники подписали Договор об

углублении экономической и гуманитарной интеграции. Решался вопрос о

присоединении к союзу Таджикистана. Был решен вопрос пот поводу дальнейшего

развития Таможенного союза и единого экономического пространства. Подписали

соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства и соглашение о

создании благоприятных условий для распространения программ TV и радио на

территории государств–участников «ТС».

В канун Первомая 1998 г. состоялось очередное заседание «таможенной

четверки».Кыргызстан представлял Премьер-министр К.Джумашев. КР и РФ в

рамках союза подписали и обсудили множество документов: «Упрощенный порядок

принятия гражданства», обеспечения равных прав при пересечении границ и

таможен, взаимное признание дипломов о высшем образовании, упрощении

процедур денежных переводов, разработке проекта Договора о правовом статусе

граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого

государства-участника «ТС».

В форме политического диалога проходит сотрудничество между КР и

Свердловской области РФ, где в середине 1996г Бишкек посетил с официальным

визитом губернатор Свердловской области Э.Россель.

По итогам визита Свердловской делегации было намечено подписание

Протокола намерений о сотрудничестве, а также ряда соглашений в торгово-

экономической и гуманитарных сферах. И подписание всех документов

намеревалось на 1999-2000гг. Также, итогом этого приезда была выдача

кредитов от Свердловской области на поддержание совместных предприятий,

которых в настоящее время насчитывается около 30 штук, созданных по

договорам между Бишкеком и Свердловской областью.

Но а под конец 1996 г., а именно 25 ноября в Москве состоялось

заседание Совета глав правительств СНГ. Кыргызскую делегацию возглавлял

премьер-министр К.Жумалиев. Это было 29 по счету встреча стран СНГ.

Решались около 30 вопросов. Были подписаны соглашения, важные для КР, в

сфере научно-технических программ, в области обмена информации, в

медицинской сфере.

23 мая 1998 г. в Бишкеке, в стенах Кыргызско-Российского (Славянского)

Университета прошел День славянской письменности и культуры. Именно на

закрытии этого Дня Президент КР А.Акаев выступил с речью к студентам и

преподавателям КРСУ по поводу кыргызско-российских отношений в культурной

области.

В октябре этого же года КРСУ отметил свое 5-летие. На вузовский юбилей

из Москвы приехали министр по национальной политике РФ Р.Абдулатипов, вице-

президент РАН Н.Лаверов и зам.министра образования РФ А.Кондаков. На этом

юбилее присутствовал и Чрезвычайный и полномочный Посол РФ в КР Г.Рудов и

Президент КР А.Акаев.

Встречи на уровне государств, правительств, парламентов и министерств

двух стран носят регулярный характер и обретают максимальную мощь и роль в

отношениях народов обеих государств. Так, например, 1999г начался с первого

зарубежного визита Премьер-министра КР Ж.Ибраимова. В эту делегацию входили

министр обороны КР М.Субанов, министр финансов М.Султанов. Кыргызская

делегация провела беседы с министром обороны РФ и.Сергеевым, министром

экономики А.Шаповальянцем, московским хирургом М.Давыдовым, министром

финансов М.Задорновым. Безусловно прошли переговоры с премьер-министром РФ

Е.Примаковым и мэром г.Москвы Ю.Лужковым, министром по делам СНГ

Б.Пастуховым. Обсуждали вопросы в военно-политической области; была

достигнута договоренность о дальнейшем развитии торгово-экономических

научно-технических и культурно-гуманитарных связей с Россией. На встрече

обсудили создание совместных научно-производственных и промышленных

объединений, транснациональных производств.

Были подписаны на встрече, после беседы с Е.Примаковым, соглашения о

сотрудничестве обеих стран в области информации и об избежании двойного

налогообложения; меморандум по взаимной поддержке малого и среднего

бизнеса.

2 апреля 1999г. в Москве прошло очередное заседание глав государств

СНГ. КР представил Президент КР А.Акаев. В кыргызстанскую делегацию входили

М.Губанов – министр обороны КР, Б.Силаев – вице-премьер министрКР,

М.Иманалиев – министр иностранных дел и Э.Омуралиев – министр торговли и

промышленности КР. На встрече были решены вопросы о продлении Договора о

коллективной безопасности, об углублении экономической интеграции в рамках

СНГ.

Следует также сказать, что главной частью политического сотрудничества

КР с РФ является взаимное политическое сотрудничество в рамках «Шанхайской

пятерки»: (Казахстан, КНР, Россия, Таджикистан и Кыргызстан). В 1996 г. в

Шанхае, на 1-й встрече лидеров государств-участников «Шанхайской пятерки»

между КР РФ в рамках союза было подписано Соглашение об укрепленности в

районе границы; в 1997г. в Москве – Соглашение о сокращении вооруженных сил

в районе границы; в 1998г. в Алма-Ате, на 3-м саммите – заявление по

торгово-экономическому сотрудничеству.

24-25 августа 1999г. в Бишкеке состоялся очередной форум глав

государств-участников в «Шанхайской пятерке». Это было заметным событием во

внешнеполитической деятельности Кыргызстана. Итогом этого саммита послужило

подписание российско-кыргызского Соглашения о военно-техническом

сотрудничестве. Были оговорены вопросы о ближайшем подписании Программы

кыргызско-российского экономического сотрудничества на 1999-2008гг.,

Соглашения о взаимосвязанных поставках товаров в 1999-2000гг. Обсуждались

вопросы по обеспечению региональной безопасности и совместных усилий по

борьбе с религиозным экстремизмом и сепаратизмом. Также, на этом саммите

была принята Бишкекская Декларация, где были написаны основные цели и

области сотрудничества стран-участников «Шанхайской пятерки».

24-25 октября 1999г. состоялся в РФ (Москве) рабочий визит Премьер-

министра КР А.Муралиева, возглавляющего правительственную делегацию.

Главными темами для обсуждения стали вопросы, связанные с военно-

техническим, финансовым сотрудничеством КР и РФ. Особое внимание было

уделено проблематике экономического сотрудничества на двусторонней основе и

в составе «таможенной пятерки». Правительством Кыргызстана был одобрен

проект Договора и программы кыргызско-российского экономического

сотрудничества на 2000-2009гг.

26 октября этого же года в Москве прошло очередное заседание

Межгоссовета. Стран «таможенного союза». На заседании Межгоссовета были

рассмотрены и приняты к исполнению 10 соглашений. Среди них «Меры по

реализации принципа при взимании и исчислении косвенных налогов во взаимной

торговле между РФ и КР в рамках «Союза» и Едином экономическом

пространстве, о железнодорожных тарифах по перевозке грузов.

2000г. – год прихода к власти России В.Путина в качестве и.о.

Президента. И именно новой ветхой в двустороннем отношении в новом 2000

году, с новым лидером России для Кыргызстана послужило заседание глав

государств-членов СНГ, состоявшееся в Москве 24-26 января сего года.

Среди всех глав государств СНГ Президент КР А.Акаев встретился с

В.Путиным первым. В ходе беседы оба лидера поблагодарили друг друга за

решительное желание продвинуть вперед дальше дружеское сотрудничество и

партнерство обеих стран. В ходе двусторонней беседы основной темой стали

вопросы объединения усилий в борьбе с международным терроризмом и всеми

видами национального экстремизма. Обе стороны обсудили вопросы торгово-

экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В.Путин

высказал тот факт, что Россия всегда была, есть и будет в XXI в.

стратегическим союзником для Кыргызстана. По итогам беседы руководством

обговорили программу комплексного развития СНГ, незаконной миграции и

другие жизненно важные вопросы.

Таким образом, к заключению этой темы, модно сказать, что кыргызско-

российские отношения в политической сфере носят устойчивый характер и

определяются , главным образом, внутриполитической ситуацией в России.

Вместе с тем, Министерством и Посольством КР В РФ предпринимаются все

необходимые меры для того, чтобы двусторонние отношения на уровне

правительств, отдельных министерств и ведомств, ведущих учреждений науки,

культуры, образования, здравоохранения и др. продолжали развиваться и

укрепляться.

Итоги «Холодной войны»

Подлинное окончание «Холодной войны» после ликвидации одного из 2-х

противоборствующих субъектов в лице СССР, послужило одновременно началом

оформления новой глобальной структуры СМО. Вместе с Союзом ушли или

оказались отодвинутыми на второй план ряд проектов мировой интеграции в

условиях биполярного мира, в том числе и тот, который связывался сначала с

модернизацией международных отношений, а затем со структурной перестройкой

экономики и широким внедрением новых технологий.

Достижения и потери столь стремительного деструктивного процесса в

целом представляются пока что взаимно несоизмеримыми. Засасывание мирового

сообщества в трясину межгосударственных разбирательств на постсоветских

территориях, обусловленное в том числе и необходимостью материально-

экономической поддержки новых евразийских территориально-государственных

анклавов, обладающих высоким военным потенциалом, ядерным оружием,

превращается в угрозу всей системе мировой безопасности.

Именно развал СССР привел к окончанию столь долгой «Холодной войны». И

последствия «холодной войны» можно отнести и к последствиям краха

Советского Союза, т.к. последствия того и другого в некоторой сложности

идентичны.

Иными словами можно сказать, что окончание «Холодной войны» и есть

последствие распада советского общества.

Тем самым, советская коммунистическая идеология, базировавшаяся на

постулатах социалистического и пролетарского интернационализма, была

политически аннигилирована. Оказалось сломанным единство громадной и

подлинно интернациональной, в первую очередь в офицерском корпусе,

Советской армии. Было ликвидировано само обоснование на социально-

психологическом и морально-политическом уровнях идеи дружбы более трехсот

народов, населяющих территорию бывшего СССР.

Возникновение полутора десятков новых независимых государств на

территории бывшего СССР стало итогом противоборства и уничтожения

советского общества. «Беловежская пуща» как акт зачатия СНГ главами трех

славянских республик СССР, политически сокрушившими Союз, имела целью

ликвидацию союзного государства и «цивилизованный бракоразводный процесс»

его субъектов. Воля к ликвидаторству и разделению, легшая в фундамент СНГ,

создает теперь непреодолимый барьер разработке в рамках этой конструкции

позитивных интеграционных основ, столь необходимых для экономического

выживания и урегулирования внутриэтнических, межгосударственных и

внутриполитических противоречий.

В пылу политической борьбы на фоне ликвидаций последствий оказались

недостаточно спрогнозированными и внешние результаты роспуска СССР. Он

повлек за собой сверхрезкое изменение всего комплекса факторов, влияющих на

мировую политику со стороны бывшей еще вчера евразийской всерхдержавы, а

ныне совокупности ее разводящихся друг с другом суверенных частей.

Феноменальная по скорости смена группировок политической элиты руля

власти в России, сопровождавшаяся сокрушением всех главных структур

советского общества (государственного пространства, политическую систему,

безопасность, культура, инфраструктура), обрушила биполярный мир. Планета

получила открытый взрыв национальных конфликтов на территории с «ядерным

навесом».

Общеполитический кризис на территории СССР и последовавший за этим

развал государства вызвали к жизни огромные центробежные энергии во всем

мире. В 1-ю очередь , рухнул единый блеск восточноевропейских стран, пришли

в движение Зап.Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Вместе с крушением

социалистического лагеря раскололся на разнородные части и Запад. На смену

биполярной цивилизации пришла мультиполярная структура с противоречивыми

интересами и целями. Монополизм единственной оставшейся супердержавы,

североамериканской (с США как безусловным лидером и Мексикой и Канадой на

южном и северном флангах), порождает борьбу сразу нескольких новых центров

за право заполнить «геополит дыры» и выправить в свою пользу искривившееся

геостратегическое пространство.

Ее составляют:

1) остатки бывшего биполярного мира в лице Китая, Монголии, Въетнама,

Сев.Кореи, Кубы, Сербии, Ирака, утратившие своего лидера, но оставшиеся на

позициях социалистической идеологии как консолидирующего фактора для защиты

от посягательств на полное их подчинение. В условиях мультиполярного мира

эти страны, скорее всего, будут следовать за Китаем, наиболее успешно из

всех них реализующим программу экономической модернизации при сохранении

устойчивости внутреннего политического режима.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.