скачать рефераты

МЕНЮ


Дефицит государственного бюджета

Видимо, неудивительно и то, что в странах, проводивших более ограничительную политику темпы прироста ВВП оказываются, как правило, выше, а в странах, придерживающихся экспансионистской политики - ниже. При значительном бюджетном дефиците, высоких темпах прироста денежной массы и инфляции темпы прироста ВВП становятся отрицательными. Поэтому, если попытаться сформулировать закономерность, связывающую характер проводимой экономической политики с темпами экономического роста, то она, скорее, будет иметь следующий вид: проведение более жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, как правило, способствует повышению темпов экономического роста, в то время как осуществление более мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики ведет к их снижению.

Таблица 11

Показатели жесткости (мягкости) бюджетной и денежной политики

в 1992 - 1996 годах.

Показатели

Развивающие-ся страны

Развитые страны

Страны с переходной экономикой

Россия


1992-1996 гг.*

1996г.

1992-1996 гг.*

1996г.

1992-1996 гг.*

1996г.

1992-1996 гг.*

1996г.

Дефицит бюджета в % к ВВП

           - 2,5

           - 2,1

           - 2,9

            - 3,0

            - 7,0

           - 2,9

           - 12,0

            - 13,1

Темпы прироста

47,6

17,9

3,5

4,4

193,7

28,2

283,7

 53,6          

Опережение темпов прироста реального ВВП, %

            41,4

            11,6    

      1,6

           2,4

             197,8

            23,9

            292,9

            59,6

Темпы инфляции, %

31,7

12,6

2,4

2,3

223,4

14,9

685,3

31,6

Справочно:    темпы прироста реального ВВП, %

             6,2

               6,3

             1,9    

            2,0

             - 4,1

               4,3

            - 9,2

             - 6,0

 * В среднем за период

Источник: расчеты МЭА по данным МВФ, Госкомстата РФ и ЦБР

На сегодняшний день федеральный бюджет РФ оказался в критическом состоянии, прежде всего по исполнению его доходной части. Объем налоговых поступлений к ноябрю 1996 года составил 57,7% бюджетных проектировок2. Закон Российской Федерации “О федеральном бюджете на 1997 год” составлен в расчете на следующие макроэкономические параметры: объем ВВП предполагается быть в сумме 2727,0 трлн. руб. (рост ВВП на уровне 101% его величины в 1996 году), при этом ожидается рекордно низкая за последние годы инфляция - 0,8% в месяц и рост валютного курса рубля на уровне 4 - 5%, что в реальном выражении должно составить 5560 руб. за доллар США в среднем за год.1

Иначе говоря, Правительство вновь ориентируется на оптимистический прогноз развития экономики страны в 1997 году. В определенной степени он со- ответствует некоторым тенденциям последних месяцев 1996 года. В частности, это касается сокращения темпов инфляции, которое в мае прошлого года составило 1,6%, в июле - 0,7%. Фактический темп инфляции в июле равен 1,2%2.  Кроме того, наблюдается определенная стабилизация обменного курса рубля. Однако необходимо иметь в виду, что эти процессы протекают на фоне сокращения объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства, замедления скорости обращения денег, ухудшения финансового состояния предприятий. Не снизились также процентные ставки до уровня, обеспечивающего доступность кредитов для инвестирования реального сектора как необходимого условия для выхода из депрессии и начала оживления экономики.

В результате за первое полугодие прошлого года объем ВВП уменьшился (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом 1995 года на 5% (в то время как прогнозом намечался его рост), а объем промышленного производства на 4%3. При этом в мае - июне 1996 года статистика зафиксировала возрастание темпов промышленного спада по отношению к предыдущему году.

Современная ситуация в сфере государственных финансов сегодня в России характерезуется прежде всего тенденциями нарастания бюджетного кризиса. Основные предпосылки бюджетного кризиса в России были заложены в исходной модели экономических реформ еще в 1991 году и постепенно все более четко проявлялись через бюджетную систему по мере нарастания общего экономического кризиса.

Снижение ежемесячных темпов инфляции на фоне сокращения объемов ВВП и промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятий только усугубило ситуацию, поскольку структура налоговой системы России, где основнуюроль играет НДС, ориентирована в основном на пополнение бюджета за счетинфляционных доходов. Именно по этому бюджетный кризис не совпал по времени с началом кризиса неплатежей, а проявился лишь в условиях сокращения темпов роста инфляции. Кроме того, налогооблагаемая база сократилась не только за счет резкого сжатия массы прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного роста цен.

Критическое состояние доходной базы бюджета усугубилось и тем, что структура расходов, зафиксированная в Законе о бюджете на 1996 год, была резко перекошена в первом полугодии, поскольку в результате ряда решений Правительства в период предвыборной компании, носящих явно политический и конъюктурный характер, была нарушена сбалансированность экономической политики.

Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной бюджетной политики в России является непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, населения и предпринимателей.


2.1. Дефицит федерального бюджета: причины, проблемы,                                      пути решения и перспективы


Бюджетный дефицит - это сумма превышения расходов федерального

правительства над его доходами в каждый данный год.

Экономический кризис, которым характерезуется сегодняшнее состояние российской экономики, деформирует систему налогов, бюджетов. В связи с реальной ситуацией, сложившейся в экономике на сегодняшний день, все рассуждения и предложения о “формуле” бюджетного устройства, оптимальной налаговой системе и повышении ее стимулирующей роли неизбежно будут носить и носят абстрактный, умозрительный, беспочвенный характер.

В критическом состоянии оказался федеральный бюджет, прежде всего по исполнению его доходной части. Объем налоговых поступлений к ноябрю 1996 года составил 57,7% бюджетных проектировок[4]. Это говорит между прочим и о качестве самих проектировок, которые отражают, скорее, благие намерения, чем реальные возможности.

Кроме того, в первом полугодии 1996 года были предприняты беспрецендентные экстренные меры по мобилизации средств в бюджет: реализация государственных запасов на сумму 6,4 трлн. рублей; изъятие в бюджет прибыли Центробанка в размере 5 трлн. рублей; конвертация валюты на сумму 17,2 трлн. рублей[5]. В приложении к Федеральному Закону РФ “О федеральном бюджете на 1997 год” “Поквартальном распределении доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1997 год” были даны такие цифры (млн. руб.)[6]

всего расходов

529 765 200, 0

всего доходов

434 365 100, 0

дефицит федерального бюджета

  95 400 100, 0

всего источников финансирования дефицита

  95 400 100, 0.

Из-за нехватки средств правительство вынуждено наращивать объемы заимствований. В 1996 году с финансового рынка в бюджет было привлечено более 30 трлн. рублей чистой выручки[7], то есть за вычетом расходов на погашение займов. Для повторения таких мер уже не будет условий, поэтому в 1997 году главной проблемой стало обеспечение устойчивого поступления в бюджет регулярных запланированных доходов. Создав ВЧК правительство продемонстрировало готовность “любой ценой” нормализовать бюджет. В ноябре 1996 года поступление налогов возросло вдвое.

Из-за нехватки средств расходы федерального бюджета вынужденно были сокращены, составив за 10 месяцев 60% по сравнению с планом2. Но еще больше проблем возникает из-за крайне неравномерного сокращения фактических расходов по направлениям. В 1996 году расходы в целом были недофинансированы на 30%3. Среди сильно урезанных статей надо назвать инвестиции, науку, промышленность и энергетику, здравоохранение, финансовую помощь субъектам федерации. В то же время значительно превышены плановые расходы на создание пенсионного фонда, угольную промышленность, сельское хозяйство и на оборону. Спору нет, все эти направления важны (если не учитывать то, что угольная промышленность с развитием НТП утрачивает свою важность и актуальность и что сельское хозяйство является главной отраслью отсталых стран), но плохо то, что приоритеты финансирования определяются в отрыве от закона “О бюджете”, а законодательную власть, которой формально принадлежат полномочия по определению таких приоритетов, ставят перед свершившимся фактом.

Вывод напрашивается один. Утвержденный Федеральным собранием бюджет не исполняется, при осуществлении фактических расходов царит произвол чиновников финансового ведомства. Это означает, по сути, отказ государства от исполнения своих важнейших регулирующих функций и открывает дорогу многочисленным злоупотреблениям.

В начале 1996 года бюджетная система Российской Федерации вошла в острую фазу кризиса. Произошло падение и так низкого потолка поступлений государственных налогов с 21,0% ВВП на конец 1995 года до 16,6% в январе - феврале 1996 года1 . Вместо обещанной финансовой стабилизации бюджетная система еще более ослабла, межбюджетные отношения приняли еще более острую конфликтную форму.

Налоговые доходы консолидированного бюджета к середине 1996 года снова достигали 19% ВВП2. В то же время потребности централизации ресурсов для общегосударственных нужд, социальной сфере в современном обществе требуют существенно более высокой доли централизации финансовых средств.

На данный момент уровень централизации ресурсов в бюджетной системе России ниже, чем в Японии, примерно в 1,58 раза, США - 1,9, Канаде и Германии - в 2,47, Франции и Италии - в 2,9 - 3 раза и т.д.3.

Эти данные заставляют задуматься о том, на какой шаткой основе наше Правительство проводит политику сокращения бюджетного дефицита, пытается еще более снизить “бремя” налогов, прощая огромные недоимки в бюджет и строит отношения бюджетного федерализма. Кризис неплатежей и политика уклонения предприятий от уплаты налогов имеют своим результатом все возрастающее удерживание потенциальных бюджетных ресурсов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и государственных внебюджетных фондов в оборотах предприятий, в долгах. Насколько масштабны размеры просроченной задолженности (таблица 2) по начисленным (без учета сокрытия доходов и выручки) платежам государству, видно из сравнения с объемами реально аккомулированных  в бюджетной системе ресурсов и произведенных за тот же период 1996 года (таблица 3). Все уровни бюджетной системы смогли аккомулировать в январе - апреле 1996 года 140,5 трлн. рублей, просроченная задолженность предприятий бюджетам составила 70,8 трлн. рублей при дефиците консолидировонного бюджета 39,2 трлн. рублей.

Таблица 21

Просроченная кредиторская задолженность предприятий,

в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды (трлн. руб.)  




В том числе

По данным 1996г., в % к предыдуще-му месяцу

Количество педприятий, имеющих просрочен- ную кредиторскую за- долженность

Просрочен-ная кредиторская задолженность

поставщикам

в бюд-жет

по пла-тежам в государств. вне-  бюдж. фонды

по выдаче средств на з/п

Январь

45 179            80

262,4

110

131,4

107

66,6

116

34,0

194

18,4

136

Февраль

46 576

103   

276,4

105

137,2

104

67,6

102

40,3

119

15,8

86

Март

47 728

103

297,6

108

145,5

106

66,6

99

45,8

114

17,2

109

Апрель

48 194

101

323,2

109

158,1

109

70,8

106

50,9

111

18,1

105


Таблица 42

Бюджетная система Российской Федерации в январе - апреле 1996 года


Консолидированный

В том числе


бюджет

федеральный бюджет

бюджеты   территорий


трлн. руб.

% ВВП

трлн. р.

% ВВП

трлн. р.

% ВВП

Доходы

из них  налоговые

             неналоговые

140,5

120,8

12,4

20,4

17,5

1,8

64,8

51,9

7,4

9,4

7,5

1,1

86,4

68,9

5,0

12,5

10,0

0,7

Расходы

179,7

26,0

94,8

13,7

95,6

13,8

Дефицит           

39,2

5,6

30,0

4,3

9,2

1,3


В Законе “О федеральном бюджете на 1997 год” предусматриваются до-


ходы бюджета в сумме 434 365,1 млрд. рублей, или 15,9% ВВП1 . В 1996 году они были утверждены в размере 347 000,0 млрд. рублей, или 15,1% ВВП2 . Таким образом в предстоящем финансовом году проектируется абсолютный рост бюджетных доходов как минимум на 25%. Фактически за первое полугодие 1996 года доходы федерального бюджета, по данным Минфина РФ, составили 113 584,0 млрд. рублей (10,7% к ВВП), или 32,7% к запланированной в год сумме3. Причем достигнуто это было за счет принятия экстраординарных и недостаточно экономически обоснованных мер, к которым можно отнести не только перечисление прибылиЦентробанка России, конвертацию валюты, но и представление Минфином России значительных сумм налоговых освобождений и выданных гарантий. Принятие этих мер в определенной мере способствовало наполнению бюджета, тем не менее доля реальных налоговых поступлений в федеральный бюджет в процентах к ВВП (без учета налоговых освобождений)  снизилась в первом полугодии 1996 года до 7,6% против 10,6% за соответствующий период 1995 года4.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.