Дефицит государственного бюджета
На спад налоговых
поступлений существенное воздействие оказывает постоянно ухудшающееся
финансовое состояние предприятий. Кроме того сказываются недопоступления
налогов и других обязательных платежей от субъектов Федерации, а также
усиливающееся сокрытие доходов субъектами хозяйственной деятельности.
Таким образом,
реальные характеристики исполнения доходной части федерального бюджета в
текущем году, опирающегося примерно на те же оптимистические прогнозы
экономического развития, что и представленный бюджет на прошлый год, дают
основания утверждать, что бюджетная политика нуждается
в серьезной переориентации. Задача
может быть решена только в русле корректировки общего курса экономических
реформ. Однако такой концепции Правительство Российской Федерации к настоящему
времени не разработало. Между тем Закон “О бюджете”, ориентированный на
нереальные экономические прогнозы, обрекает финансовую систему страны на углубление
бюджетного кризиса, который, в свою очередь, становится дополнительным и
достаточно активным дестабилизирующим фактором.
В Законе “О
федеральном бюджете на 1997 год” предусматриваются расходы бюджета в сумме 529
765,2 млрд. рублей, или 19,3% ВВП, фактически за первое полугодие прошлого года
выполнение бюджета по расходам составило 14,7% ВВП1 .
Ясно, что
сохраняется тенденция повышения удельного веса расходной части федерального
бюджета в ВВП. Между тем структура расходов федерального бюджета в 1997 году
остается инерционной. Резко снижены объемы государственных инвестиций в отрасли
экономики. Аргументирует свою позицию правительство тем, что бюджетная политика
в области инвестиций в 1997 году будет направлена на создание благоприятного
инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной активности во
всех секторах экономики, что, в частности, в 1997 году будет происходить
снижение порцентных ставок, а следовательно, расширятся возможности
использования кредитов коммерческих банков в инвестиционной сфере.
Однако такая
аргументация в условиях, когда на финансовом рынке устойчиво держится тенденция
сверхдоходности государственных ценных бумаг, несмотря на меры, предпринимаеиые
для ее снижения, и соответственно сверхвысокие ставки банковских процентов по
ссудам, звучит недостаточно убедительно. Тем более, что проблема финансирования
государственного внутреннего долга в текущем году достигнет наибольшего
напряжения.
Существуют
конкретные требования общеэкономического характера по определению структуры
бюджетных расходов: необходимая отдача материального и социального характера.
Не случайно в большинстве ведущих стран принято деление расходной части
центральных бюджетов на бюджеты текущих расходов и бюджеты развития. Расходы
российского федерального бюджета в течении последних лет носят устойчивый
фискальный характер, и повидимому эта тенденция сохраниться и в этом году.
Правительство
исходит из того, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов на федеральном
уровне практически невозможно. Поэтому бюджетная политика ориентируется в
основном на повышение объема заимствований для покрытия дефицита федерального
бюджета и увеличение его доходных источников.
Уверенность
Правительства в том, что механизм расходования бюджетных средств на федеральном
уровне достаточно отлажен, настораживает. Так как сегодня бюджетное
финансирование настроено, главным образом, на “лата- ние дыр”, а не на
структурную перестройку экономики. Уравнительное распределение бюджетных
ресурсов не только порождает иждевенчество, но и приводит к неэффективному
использованию скудных государственных средств. Поскольку отдача этих вложений
чрезвычайно мала, расходование бюджетных средств опережает поступление доходов,
что ведет к росту бюджетного дефицита, вызывает потребность в дополнительной,
не предусмотренной Законом о бюджете эмиссии денежных суррогатов, в свою
очередь, это в значительной мере сводит на нет усилия Правительства по проведению
жесткой финансовой политики.
Подобная политика
в области бюджетных расходов, которую Правительство проводит уже практически
два года, привела к тому, что проблема государственного долга все более остро
дает о себе знать. Не случайно наиболее существенным в Законе “О бюджете”
является рост расходов по статье “Обслужива-ние государственного долга”.
Повышение расходов связано с необходимостью выполнения обязательств России
перед иностранными и российскими юридическими лицами по обеспечению погашения
предыдущих заимствований и обеспечением резервирования соответствующих ресурсов
с учетом последующих сроков погашения. По сравнению с уровнем прошлого года
увеличение расходов на обслуживание государственного долга (как внутреннего так
и внешнего) составляет почти 40% (с 58 143,8 до 78 323,4 млрд. руб.1 ).
Глава III. Бюджетный дефицит и государственный долг
Национальный, или
государственный, долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо
бюджетов федерального правительстваза вычетом всех дефицитов, которые имели
место в стране. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный
долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.
Внутренний долг - это долг государства своему населению.
Бюджетный дефицит
и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ
- важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить,
насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа
величины государственного долга. с другой стороны, для оценки величины
государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Именно по этому в этой работе следует посвятить целую главу данному вопросу.
Государственный
долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане
видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения
долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг
занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики
России.
По данным
Министерства финансов РФ, общий объем государственного внутреннего долга Российской
Федерации на 1 января прошлого года был равен 191,6 трлн. рублей. При этом
задолженность Министерства Финансов перед Центральным банком России составила
97,1 трлн. рублей, или 5,9% ВВП и 50,5% общей суммы государственного
внутреннего долга (при 66,7 трлн. рублей на 1 января 1995 года)1. В этой сумме наибольший
удельный вес приходится на задолженность по кредитам. На 1 января 1997 года
общая сумма внутреннего государственного долга уже составила 326,0 трлн. рублей1.
Задолженность Министерства финансов России перед Центральным банком России по
государственным ценным бумагам в общей сумме его задолженности в 1996 году
составила 34,95 трлн. рублей, или 36%, и возросла по сравнению с 1 января 1995
года на 27,9 трлн. рублей. Это было связано с проведением ЦБ операций на
открытом рынке в рамках утвержденной денежной программы. Покупая
государственные обязательства, Центральный банк создает “базу” для последующей
депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков, что непосредственно ведет к
увеличению массы обращающихся денег. Рефинансирование накопленной
государственной задолженности, к которому неизбежно будет вынуждено прибегать
Правительство в течении всего 1995 года, означает, что потенциальные
обязательства, выданные им в 1994 году, должны будут превратиться в реальные
платежи, приводящие к росту видимого федерального долга сверх ожидаемого
бюджетного дефицита.Кроме того, в составе государственного внутреннего долга
Российской Федерации числиться задолженность Минфина перед коммерческими
банками, включая Сберегательный банк и Внешэкономбанк.
В условиях
достаточно резкого падения доходов федерального бюджета Министерство финансов
прибегает к все более активной экспансии финансового рынка за счет выпуска
государственных облигаций для покрытия бюджетного дефицита. Эта тенденция
наблюдается и в бюджетных проектировках на текущий финансовый год. Поскольку
возможность увеличения финансовых ресурсов в стране практически исчерпана, то
гипертрофированный рынок ценных бумаг, обслуживающих государственный долг,
ведет не только к возникновению кризисных явлений, повышающих степень риска
всего рынка, но и к сужению других финансовых секторов и их ослаблению, в
частности это касается кредитного и валютного рынков.
Обслуживание
внешнего долга также стало весьма серьезной проблемой для российского бюджета.
В бюджете 1996 года на выплату долгов было предусмотрено 8,5 млрд. долларов, из
которых примерно половина пошла на обслуживание долгов России, взятых после
1991 года и не подлежащих реструктуризации. Эти расходы превышают размеры
иностранных частных капиталов и внешнеэкономической помощи, которую Россия
получает от иностранных банков и международных финансовых организаций.
Существенной
проблемой для бюджетной системы становится также практически неуправляемый и
неконтролируемый рост объемов облигационных займов субъектов Федерации.
Последствия этого могут превзойти аналогичные тенденции роста ГКО, поскольку
территориальные займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.
Расходы на
погашение и обслуживание государственного долга характерезуются следующими
данными: в 1994 году они составили 5,6% в объеме бюджетных расходов, в 1995
году - 9,2%, в 1996 году - 13%, а в 1997 году в соответствии с Законом “О
федеральном бюджете на 1997 год” они составят 14,8%. Эти показатели наглядно
демонстрируют, что происходит удорожание государственного долга и увеличение
доли бюджетных средств, направляемых на его обслуживание, а следовательно,
сокращение социальных и инвестиционных программ, финансируемых за счет
бюджетных средств. В такой ситуации следует не только весьма осторожно
подходить к привлечению новых займов, но и направить значительные усилия на
увеличение сроков обращения государственных ценных бумаг, регулирование их
доходности и снижение ставки рефинансирования.
Заключение
Подводя итог
сказанному, можно определенно сделать вывод о кризисе бюджетной политики,
проводимой в России на уровне как федеральной власти, так и субъектов
Федерации. Причем основной проблемой российской бюджетной политики является
дефицит государственного бюджета.
Основные проблемы
таковы:
n
начиная с
1990 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться , дефицит
российского федерального бюджета до сих пор имеет постоянную тенденцию к росту;
n
экономический
кризис, которым характерезуется сегодняшнее состояние российской экономики,
деформирует систему налогов, а значит и систему бюджетов, поэтому сегодняшние
тенденции в сфере государственных финансов характерезуются нарастанием
бюджетного кризиса;
n
несбалансированность
государственных доходов и расходов связана, в основном, с падением объемов
производства и его эффективности, увеличением расходов на социальные программы
и с расширением различных социальных льгот, а также с несовершенством налоговой
системы, позволяющей налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от
уплаты налогов.
Таким образом,
одним из наиболее существенных недостатков современной бюджетной политики и,
как следствие, бюджетного дефицита в Российской Федерации является
непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически
обосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и
населения.
Литература
1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экон. Теории
(эконо- мика). - М.: “ВЛАДОС”,1994. - 384 с.: ил.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В
2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.I. - М.: Республика, 1992. - 399 с.: табл., граф.
3. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Д.:
изд-во “Феникс”, 1996. - 608 с.
4. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство
БЕК, 1996. - 632 с.
5. Бобылев Ю. Промышленный спад и структура производства // Экономист. -
1996. - №12, с. 35-39.
6. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития
депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики. - 1996. - №6, с.
100-109.
7. Большаков С. Финансовая политика в условиях кризиса // Финансы. -
1993. - №2, с. 12-15.
8. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления //
Российский экономический журнал. - 1996. - №10, с. 23-33.
9. Илларионов А. Теория “денежного дефицита” как отражение платежного
кри-зиса в российской экономике // Вопросы экономики. - 1996. - №12, с. 40-60.
10. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы //
Экономист. - 1996. - №11, с. 3-14.
11. Комментарий к бюджетному законодательству // Право и экономика. -
1996. - №23-24, с. 4-30.
12. Крылов Т.З. Бюджетный процесс и бюджетный календарь в США // Финансы.
- 1996. - №11, с. 56-66.
13. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга
// Экономист. - 1994. - №4, с.71-76.
14. Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997 год // Экономист.
- 1996. - №11, с. 15-23.
15. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования //
Экономист. - 1996. - №7, с.69-78.
16. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям //
Вопросы экономики. - 1996. - №1, с.111-115.
17. Степанов Ю., Еремина Т. Проблемы финансовой стабилизации, неплатежи
// Экономист. - 1996. - №9, с. 23-31.
18. Строев Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой
концепции бюджетной политики // Вопросы экономики. - 1997. - №1, с. 77-90.
19. Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1997 год” // Российская
газета. - 1997. - 4 марта.
[1] Современная экономика: общедоступный учебный курс. -
Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. - 608 с.
[2] Современная экономика: общедоступный учебный курс. -
Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. - 608 с.
[3] Современная экономика:
общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. - 608 с.
1 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам
экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. - 384 с.: ил.
1 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам
экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. - с.276
2 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам
экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. - с.276
1 А. Илларионов. Теория “денежного дефицита” как
отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. -
1996. - №12. - с.40
2 Е. Строев. Корректировка экономических реформ и
разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы экономики. - 1997. -
№1. - с.77
1 Федеральный закон “О Федеральном бюджете на 1997 год”
// Российская газета. - 1997. - 4 марта
2 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997
год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.15
3 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997
год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.15
[4] Строев Е. Корректировка
экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы
экономики. - 1997. - №1. - с.79
[5] Там же. - с.79
[6] Федеральный Закон “О
федеральном бюджете на 1997 год” // Российская газета. - 1997. - 4 марта
[7] Строев Е. Корректировка
экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы
экономики. - 1997. - №1. - с.79
2 Там же. - с.79
3 Там же. - с.79
1 Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и
перспективы // Экономист. - 1996. - №11. - с.8
2 Там же. - с.8
3 Там же. - с.8
1 Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и
перспективы // Экономист. - 1996. - №11. - с.9
2 Там же. - с.9
1 Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1997 год”
// Российская газета. - 1997. - 4 марта
2 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997
год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.17
3 Там же. - с.17
4 Там же. - с.18
1 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997
год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.20
1 Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1997 год”
// Российская газета. - 1997. - 4 марта
1 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997
год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.22
1 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997
год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.22
Страницы: 1, 2, 3
|