На Римской сессии 1 декабря 1975 г. Европейский совет
принял окончательное решение об организации прямых всеобщих выборов в
Европейский парламент в соответствии с принципами, получившими одобрение на
предшествующем Парижском саммите глав государств и правительств Сообщества.
Тогда же и была определена дата проведения первых выборов — весна 1978 г.
Правда, они были перенесены на 7-10 июня 1979 г. Таким образом, хотя прямое
избрание Парламента было предусмотрено первыми договорами о Сообществе, наделе
понадобилось 25 лет для осуществления намеченного проекта. Столицей
Европейского парламента стал Страсбург.
29 декабря 1975 г. премьер-министр Бельгии Л. Тиндеманс в
соответствии с поручением, полученным им на Парижском саммите, представил на
обсуждение правительств - членов ЕЭС доклад о будущем развитии Сообщества.
Ключевые идеи Тиндеманса - необходимость упрочения Экономического и валютного
союза, осуществление общей внешней политики, европейской социальной и
региональной политики, общей промышленной политики в секторах роста,
существенное усиление регулирующей роли руководящих органов Сообщества.
Европейский совет, однако, не торопился с обсуждением этих проблем и лишь на
своих сессиях с апреля по декабрь 1979 г. решил вопрос о создании Европейской
валютной системы (ЕВС). На Парижской сессии 9-10 декабря 1979 г. Европейский
совет принял решение о введении Европейской валютной системы (ЕВС) в действие.
В 1984 г. Европейский парламент предпринял крупный шаг,
направленный на дальнейшее развитие Сообщества - был принят проект о Европейском
союзе (ЕС). На этой основе Комиссия Сообщества, которой тогда руководил Ж. Делор,
разработала Белую книгу - конкретную программу завершения строительства внутреннего
рынка в масштабах Сообщества. В 1986 г. государства — участники ЕЭС подписали
Единый европейский акт, который существенно дополнил Римский договор целым
блоком конкретных соглашений. В них содержались конкретные меры по реализации
поставленных задач по созданию обширного, свободного и не имеющего границ
общего рынка в Западной Европе, а Белая книга стала составной частью Единого
акта. Отметим, что в Белой книге содержится 279 конкретных директивных
предложений, многие из которых находятся в стадии осуществления на программной
основе, имея соответствующие механизмы реализации и контроля.
Важным аспектом соглашений, вошедших в Единый европейский
акт, явилось и то, что Сообщество уделило большое внимание решению процедурных
вопросов, имеющих громадное значение там, где речь идет о принятии решений в
рамках международных организаций. Так, была значительно расширена сфера
принятия решения квалифицированным большинством.
Важнейшей стороной успешного развития ЕЭС-ЕС всегда
являлась законодательная база, включая своевременную ратификацию национальными
парламентами и Европарламентом тех договоров и соглашений, которые требовали
парламентского утверждения. На Родосской сессии Европейского совета, которая
проходила 3-4 декабря 1988 г., было зафиксировано, что 50% необходимой
законодательной базы, которая требуется для создания единого рынка (до конца
1992 г.), уже подготовлено. Почти 90% предложений, внесенных в программу
Комиссии, были представлены на рассмотрение Совета, и 40% из них Совет принял.
Из этого числа 70% предложений имели характер «технических барьеров», т. е.
были связаны с необходимостью гармонизации стандартов товаров и услуг, включая
таможенные правила и финансовые услуги. Полная либерализация рынка капитала
для восьми государств ЕС была провозглашена 1 июля 1990 г. - это был решающий
шаг на пути создания экономического союза, в то же время он стал мощной
предпосылкой для формирования единой финансовой зоны Сообщества, где действуют
общие правила, законодательные акты, стандарты, таможенные пошлины, сборы и
т.п.
Одной из важнейших сущностных сторон деятельности органов
ЕС, и в частности Комиссии, является разработка сложных процедур по взаимному
признанию и уточнению тысяч технических стандартов, согласование законодательства,
общих подходов по защите потребителя, создание одинаковых условий для вложений
инвестиций, в области налогообложения, свободного передвижения рабочей силы,
оплаты труда, условий найма и т.д.
Особое внимание Союз уделил региональной политике.
Известно, что 15 стран ЕС имеют разный уровень развития, в масштабах многих
стран существовали и поныне существуют экономически отсталые, слаборазвитые
или депрессивные районы, нуждающиеся в особых подходах с целью их подтягивания
к общеевропейскому уровню развития.[11]
С учетом этих обстоятельств в январе 1989 г. были приняты новые структурные
правила, которые преследовали задачи выравнивания уровней экономического
развития разных стран и регионов Сообщества, устранения территориальных диспропорций.
Ключевая роль в такой региональной политике отводилась фондам Сообщества -
Европейскому фонду регионального развития, Европейскому социальному фонду,
Европейскому фонду ориентации и гарантий сельского хозяйства, Средиземноморским
интеграционным программам. Тогда же было согласовано распределение ассигнований
на эти цели - цели выравнивания развития регионов. Наибольший объем средств
направлялся в средиземноморские страны и Ирландию, что, кстати, вызывало
недовольство крупных стран — основных доноров, но, тем не менее, всякий раз
удавалось решать возникающие противоречия, поскольку при любом споре ни одна
страна - участница ЕЭС-ЕС не ставила под сомнение свое пребывание в Сообществе.
Даже М. Тэтчер не делала заявлений этого типа - слишком очевидными являются для
большинства европейцев выгоды, получаемые от экономически объединенной Европы.
Население Европейского Союза и присоединяющихся к нему
стран превышает 450 миллионов человек.[12]
В январе 2004 года Евростат - статистический комитет Европейского
Союза (ЕС) - опубликовал предварительные данные о демографическом развитии
стран, входящих на той или иной основе в состав союза, которые основываются на
данных помесячной отчетности, прогнозных расчетах и экспертных оценках.
Согласно этим оценкам, численность совокупного населения пятнадцати
стран-членов ЕС на начало 2004 года составила 380,8 миллиона человек, а десяти
стран, проходящих процедуру вступления в ЕС2, - 74,1 миллиона человек (рис. 1 и
2 и табл.1).
Среди стран-членов Европейского Союза по численности
населения выделяется Германия (82,5 миллиона человек, или почти четверть
совокупного населения ЕС), а также Франция, Великобритания (почти по 60
миллионов человек), Италия (свыше 57 миллионов человек) и Испания (около 41
миллиона человек), а среди стран, проходящих процедуру вступления в Европейский
Союз, - Польша (более 38 миллионов человек), Венгрия и Чехия (примерно по 10
миллионов человек).
Рисунок 1. Соотношение стран-членов ЕС по численности населения
на начало 2004 года
Рисунок 2. Соотношение
стран, присоединяющихся к ЕС, по численности населения на начало 2004 года
По оценкам, число родившихся в Европейском Союзе в 2003
году слегка увеличилось, составив 4,03 миллиона против 3,99 в 2002 году. Также
немного возросло число умерших - с 3,68 миллиона человек в 2002 году до 3,74
миллиона человек в 2003 году. В итоге естественный прирост населения (число
родившихся за вычетом числа умерших) сократился с 309 тысяч человек в 2002 году
до 294 тысяч человек в 2002 году. Заметно сократился и миграционный прирост
(число прибывших минус число выбывших), составив в 2003 году 983 тысячи человек
против 1260 тысяч человек в 2002 году. Соответственно, общий прирост населения
составил около 1,3 миллиона человек, или 3,4‰ против 1,6 миллиона человек, или
3,6‰ в 2002 году.[13]
В 2000-2001 годах в большинстве стран ЕС были проведены
переписи населения. Их результаты оказались ниже, чем ожидалось по данным
текущего учета, особенно значительно в Италии и Великобритании. Поэтому ряды
данных о численности населения были нарушены, что обусловило расхождение в
показателях прироста населения и чистой миграции. Численность населения на
годы, пришедшиеся между переписями, будет пересчитана в ближайшее время.
По данным текущего учета, в прошлом году замедлилось
сокращение совокупного населения десяти присоединяющихся к Европейскому Союзу
стран. За 2003 год его численность уменьшилась на 60 тысяч человек, или 0,8‰, в
то время как за предшествующий 2002 год - на 135 тысяч человек, или на 1,8‰.
Снижение численности населения происходит, главным образом, из-за естественной
убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), хотя в некоторых
странах определенную роль играет и миграционный отток населения (превышение
числа выбывших над числом прибывших в страну).
Таблица 1. Изменение численности населения ЕС за 2003 год,
тысяч человек
(по предварительной оценке)[14]