За последние 50 лет совокупное население современного
Европейского Союза выросло с 295 до более чем 380 миллионов человек. В 1953
году его численность превысила 300 млн. человек и после этого увеличивалась на
25 млн. человек через, соответственно, 10, 13 и 22 года. Таким образом, в
последние два- три десятилетия рост населения явно замедлился.
Ожидаемый за 2003 год прирост населения - 1,3 миллиона
человек - хорошо согласуется с этой общей тенденцией. И хотя во второй половине
1990-х годов регистрировались более низкие уровни прироста, нынешний прирост
существенно ниже уровня, характерного для 1960-х годов - в среднем на 2,5
миллиона человек в год. Относительный показатель прироста населения ЕС за 2003
год - 3,4‰ - несколько выше, чем в конце 1990-х годов, но с точки зрения
долговременной перспективы он выглядит довольно скромным.
Несмотря на то, что все страны-члены ЕС в 2003 году
увеличили свое население, темпы прироста сильно различались (рис. 3). Самый
высокий, по-прежнему, наблюдался в Ирландии (15,3‰), а самый низкий - почти
нулевой - в Германии (0,1‰). Помимо Ирландии, более высоким приростом населения
отличались Испания (7,2‰) и Португалия (6,9‰). Почти во всех странах, кроме
Испании, Финляндии и Швеции, произошло снижение прироста населения.
Пять из десяти стран, проходящих процедуру вступления в ЕС,
напротив, несли потери в населении, особенно значительные - Латвия (-5,6‰) и
Литва (-4,6‰). Одновременно заметно увеличилось население Кипра (17,4‰) и, в
несколько меньшей степени, Мальты (5,7‰).
Предварительные данные показывают, что международная
миграция остается важным компонентом изменения численности населения
европейских стран.
В странах ЕС миграционный прирост обеспечил почти 3/4
общего прироста населения (естественный прироста составил 0,8‰, миграционный -
2,6‰). Без преобладающего миграционного притока Австрия, Германия, Греция и
Италия теряли бы население, поскольку в них наблюдалась его естественная убыль.
Естественная убыль составила в Германии 1,8‰, в Греции - 0,1‰, в Италии - 0,8‰.
В Австрии наблюдался нулевой прирост, а в остальных одиннадцати странах-членах
ЕС - положительный естественный прирост. Наибольшим он был в Ирландии - 8,3‰,
во Франции, Нидерландах и Люксембурге составлял около 3-4‰, в других - около
1‰. Миграционный прирост был наиболее интенсивным в Ирландии (7,0‰), Португалии
(6,1‰) и Испании (5,5‰), а наименее интенсивным - в Нидерландах (0,2‰), Франции
и Финляндии (примерно по 1,0‰).[15]
В странах, проходящих процедуру вступления в ЕС,
миграционный прирост на треть компенсировал естественную убыль населения
(естественная убыль составила -1,2‰, миграционный прирост - 0,4‰). В 2003 году
естественный прирост был зарегистрирован только в двух из десяти стран этой
группы, причем он был ниже, чем в предшествующие годы - на Кипре (3,3‰) и
Мальте (1,8‰). В остальных продолжается естественная убыль населения,
усиливаемая в некоторых странах миграционным оттоком населения. Наиболее
интенсивна естественная убыль населения в Латвии (-5,2‰), Венгрии (-3,9‰),
Эстонии (-3,7‰) и Литве (-3,0‰). Значительный миграционный прирост отмечался на
Кипре (14,1‰). За счет миграционного притока росло также население Мальты
(3,9‰), Чехии (2,4‰), Словении (1,8‰) и Венгрии (1,2‰). Продолжают терять
население в миграционном обмене с другими странами Литва, Польша, Латвия и
Эстония.
Рисунок 3. Изменение численности населения в 2002 году по
компонентам, на тысячу населения
Миграционный прирост населения ЕС колеблется вокруг 1
миллиона человек в год
После периода довольно сильного сокращения в середине
1990-х годов чистый приток иммигрантов в ЕС поднялся до 1260 тысяч человек в
2002 году. По предварительным оценкам, в 2003 году он вновь начал снижаться,
составив около 983 тысяч человек.
В абсолютном значении 70% миграционного прироста пришлось
на Испанию, Италию, Великобританию и Германию вместе взятые (рис. 4).[16] Если в предыдущие годы
наибольший миграционный прирост приходился на Германию, то теперь на первое
место вышла Испания, население которой увеличилось в прошедшем году за счет
миграционного обмена с другими странами на 225 тысяч человек, или на 5,5‰ (в
2002 году - на 227 тысяч человек, или на 5,6‰). Заметно увеличился миграционный
прирост населения Италии - в 2003 году он составил 208 тысяч человек, или 3,6‰
против 150 тысяч человек, или 2,7‰ в 2002 году. Миграционный прирост населения
Германия, напротив, существенно сократился - с 230 тысяч человек, или 2,8‰ в
2002 году до 160 тысяч человек, или 1,9‰ в 2003 году. Миграционный прирост
населения Великобритании остался примерно на том же уровне, чуть превышающем
100 тысяч человек.
Из западноевропейских стран, как и в прошлом году,
миграционным оттоком населения отличалась только Исландия (-0,9‰).
Рисунок 4. Распределение
миграционного прироста по странам-членам ЕС в 2003 году, %
В группе стран, проходящих процедуру вступления в ЕС, общая
убыль в результате международной миграции, характерная для последних лет,
сменилась в 2003 году миграционным приростом, составившем 32,1 тысячи человек,
или 0,4‰ (в 2002 году миграционная убыль составила 51,5 тысяч человек, или
-0,7‰).
Наиболее значителен абсолютный миграционный прирост в Чехии
- 24 тысячи человек, или 2,4‰. Примерно в два раза ниже прироста населения за
счет миграции в Венгрии (12,4 тысячи человек, или 1,2‰) и на Кипре (10,2 тысячи
человек, или 14,1‰). Менее существенен он в Словении (3,6 тысячи человек, или
1,8‰) , на Мальте (1,6 тысячи человек, или 3,9‰) и Словакии (1,5 тысячи человек
или 0,3‰).
Наиболее значительное преобладание эмиграции над
иммиграцией отмечалось в Польше (15,3 тысячи человек, или -0,4‰) и Литве (4,9
тысячи человек, или -0,3‰). В Латвии и Эстонии оно составляет несколько сотен
человек.[17]
Число родившихся живыми, по предварительным оценкам,
составило в 2003 году 4,03 миллиона человек, что примерно на 1,1% больше, чем в
предшествующем 2002 году, когда было зарегистрировано наименьшее за весь
послевоенный период число рождений. В середине 1960-х годов число родившихся
превышало 6 миллионов в год, но в 1965-1975 годах рождаемость резко упала, а с
середины 1990-х стабилизировалась на уровне около 4 миллионов.
Общий коэффициент рождаемости в среднем по странам
Европейского Союза остался на том же уровне, что и в 2002 году - 10,6 рождений
на 1000 человек постоянного населения. Самым высоким он оставался по-прежнему в
Ирландии - 15,5‰, а самым низким - 8,6‰ -в Германии (рис. 5). Относительно
высоким он был во Франции (12,7‰) и Нидерландах (12,6‰). А наиболее низким
уровнем рождаемости, помимо Германии, отличались Греция (9,3‰), Италия (9,4‰) и
Австрия (9,5‰).
В шести странах Европейского Союза число родившихся
уменьшилось, причем особенно значительно в Люксембурге (на 3,1%). В Испании,
напротив, наблюдался самый высокий прирост числа родившихся (на 6,4%).
Уровень рождаемости в целом по десяти присоединяющимся к
Европейскому Союзу странам составил 9,2 рождения на 1000 человек (против 9,1‰ в
2002 году). Самым высоким общий коэффициент рождаемости оставался на Кипре -
11,1‰. Кроме того, уровень рождаемости превышал средний уровень по этой группе
стран на Мальте (10,0‰), в Эстонии (9,5‰) и Венгрии (9,5‰). Наиболее низкий
уровень общей рождаемости отмечался в Словении (8,6‰). За прошлый год общая
рождаемость повысилась в пяти странах: на Кипре, Мальте, в Словакии, Латвии и
Польше.
Рисунок 5. Общий коэффициент рождаемости в 2002 году,
рождений на тысячу населения
Рисунок 6. Общий коэффициент смертности в 2002 году, смертей
на тысячу населения
Число умерших за 2003 год в странах-членах ЕС составило
3,74 миллиона человек, или 9,8 на 1000 человек постоянного населения (9,7‰ в
2002 году).[18]
Наибольшее число умерших в послевоенный период было
зафиксировано в 1976 году - почти 3,8 млн. человек. В последующие годы оно
слегка снизилось и колебалось вокруг уровня 3,7 миллиона. Влияние роста
численности пожилых людей на этот показатель полностью компенсировалось
снижением коэффициентов смертности. В последние годы эффект старения населения
начал перевешивать снижение смертности, что и привело к росту числа умерших (в
2003 году на 64 тысячи человек по сравнению с 2002 годом).
Самый высокий общий коэффициент смертности по-прежнему
характерен для Дании (10,7‰), что связано с более высокой степенью старения
населения (рис. 6). Ирландия, со своим относительно молодым населением,
отличается, напротив, самым низким уровнем смертности - 7,3‰.[19]
Число умерших увеличилось в половине стран-членов ЕС,
причем больше всего - на 6% - в Италии. Наибольшее сокращение числа умерших -
на 2,7% - произошло в Португалии.
В странах, проходящих процедуру вступления в ЕС, уровень
смертности также немного повысился, составив 10,4 умерших на тысячу населения
(10,3 в 2002 году). Самым высоким общий коэффициент смертности был в Латвии
(14,1‰), чуть ниже в Венгрии (13,4‰) и Эстонии (13,3‰), а самым низким - на
Кипре (7,8‰). Смертность увеличилась во всех странах этой группы, кроме
Эстонии, где она снизилась на 0,3 процентных пункта, а также Литва, Словакии и
Чехии, в которых она осталась неизменной.
В СССР долгое время относились резко негативно к
европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы
между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими
сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную
ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное
признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле,
коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с
одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская
Федерация.
В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других
новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве
состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом
стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое
должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.
Таким документом стало Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу
24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим автоматическим продлением, если одна
из сторон не уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших
сферы взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру.
Соглашение предусматривает:[20]
– развитие отношений партнерства между Россией и ЕС,
осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических
и экономических свобод;
– содействие России в осуществлении политических и
экономических реформ с предоставлением России статуса страны с «переходной
экономикой» и перспективы создания зоны свободной торговли;
– регулярный политический диалог;
– предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с
отменой всех количественных ограничений в торговле, за исключением секторов,
наиболее уязвимых для экономики Сообщества. Россия сохраняет за собой право на
протекционистские меры в тех областях экономики, которые затронуты структурной
перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку;
– содействие предпринимательской деятельности и связанным с
ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и
деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного
предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;
– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30
различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции,
научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство,
энергетику, транспорт, почту и телекоммуникации, информатику, космос, охрану
окружающей среды, малый и средний бизнес, защиту потребителей, социальную
сферу, образование и профессиональное обучение, региональное развитие,
стандартизацию, статистику, туризм и т.д.
– развитие культурного сотрудничества с целью укрепления
связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения
языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.
Данные направления сотрудничества были подтверждены и
развиты в принятом на Кельнском саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии ЕС в
отношении России и ответной Стратегии России в отношении Европейского Союза,
представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в
декабре 1999.
Отношения России с Европейским Союзом затрагивают
комплексно все основные направления политики Сообщества.
Так, в рамках «первой опоры» разрабатывается концепция
энергодиалога и «общего европейского экономического пространства».
Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором
которого выступил Брюссель, было принято на Парижском саммите Россия – ЕС в
октябре 2000. Проект уже прошел экспертную стадию. При этом остаются
нерешенными вопросы увеличения поставок российского ядерного топлива и газа.
Разработка концепции «общего европейского экономического
пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия – ЕС в мае –
октябре 2001, находится пока на экспертной стадии и имеет в перспективе может
привести к тесному сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники,
транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощения
торговых процедур и гармонизации их режимов.
Открытыми остаются вопросы о расширении использования
Россией евро, подписании новых соглашений о торговле сталью, о рыболовстве,
фармацевтике, положения о едином режиме разрешения торговых споров, о полетах
«шумных» российских самолетов в ЕС.
В рамках политического сотрудничества сложилась
многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних
«саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне
Председатель Правительства России - Председатель Комиссии ЕС, встреч старших
должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за пределы
двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы, включая
вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением чего
является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по
политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на
саммите Россия - ЕС в Париже. Определенный потенциал для сотрудничества
эксперты усматривают в развитии диалога в формате ЕС – Россия – США и
подключении России к совместному решению таких вопросов, как управление гражданскими
кризисами, миротворческие операции и собственно оборонная политика.
Политическое сотрудничество включает в себя ряд
межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой ЕС,
крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта
осуществляется финансирование Европейским инвестиционным банком экологических
проектов в российском секторе Балтики. А для развития проектов приграничного
сотрудничества было получено согласие на разовое объединение средств программ ТАСИС
и ИНТЕРРЕГ.[21]
На южном фланге европейской субрегиональной интеграции,
включающей Средиземноморье, Россия добивается своего выборочного участия в
программах МЕДА и выступает за развитие контактов между ЕС и Организацией
Черноморского экономического сотрудничества.
В сфере внутренних дел и правосудия обе стороны быстро
наращивают объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого
ЕС. Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по
борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием
грузов. Установлены контакты между правоохранительными органами России и
Европолом, принят совместный План действий по борьбе с международной
организованной преступностью.
Сложнее обстоит дело с учетом законных интересов России при
расширении ЕС, включая особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения
для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности, перечень
которых был передан осенью 1999 руководству Европейского Союза.
В отношении Калининграда предстоит решить проблемы
транзита, виз, энергоснабжения и рыболовства этого будущего эксклава,
окруженного территорией ЕС. Евросоюз готов пойти на определенную либерализацию
шенгенского режима для России, в том числе для служебных поездок и в отношении
резидентов Калининградской области, что было реализовано во время проведения
Брюссельского саммита Россия – ЕС в ноябре 2002. По итогам саммита было опубликовано
совместное заявление России и Европейского Союза «О транзите между
Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации», в
котором предусматривается введение упрощенного транзитного документа,
облегчающего транзит пассажиров по территории Литовской Республики.
Однако при этом выдвигается встречное условие - подписать
двустороннее соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС с
территории России, а также расширение сети консульских учреждений Литовской
Республики. В виду необустроенности российских границ в зоне СНГ и высокой
стоимости депортации, выдворяемых к нам мигрантов в страны их происхождения,
Россия пока не готова взять на себя столь далеко идущие обязательства в этой
области.