Проблемы развития международного туризма в 80-90-х гг
p> Высший орган IATA - ежегодная Генеральная ассамблея, на которой
выбирается президент и исполнительный комитет. Цель IATA - реализация
политики международной организации гражданской авиации (1САО). IATA - это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки
мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети.
Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только
билетов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных
бумаг. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и
позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация
также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее
содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных
авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих. Установление тарифов - одна из важнейших составляющих работы IATA.
Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний - членов IATA -
это одновременно и политика, и практика, т. к. все тарифы международных
авиакомпаний контролируются правительствами стран - владельцев
авиакомпаний. Каждая страна - хозяйка своего пространства, она может
запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те
условия, которые данную страну устраивают. Конференции IATA проводятся после того, как правительства стран -
членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по
установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их
территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень
важными для правительств стран - членов IATA. И плюс ко всему все правила,
установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран
- участниц. Членами IATA являются 259 авиакомпаний, совершающие международные
полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95 % международного
регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» является членом IATA с 1989
г., членами IATA являются также российские авиакомпании «Трансаэро»,
«Пулково», «Домодедовское ПО», «Внуковские авиалинии». Для того чтобы стать членом IATA и участником конференции,
авиакомпании необходимо иметь сертификат, подтверждающий регулярность
перевозок данной авиакомпании, выдаваемый правительством, который подходит
для членства в Международной организации гражданской авиации (1САО). IATA
является членом 1САО. Услуги по аккредитации туристских агентств при Ассоциации
предоставляются Корпорацией пассажирских услуг (Passenger Network Services
Corporation - PNS). В ходе своей деятельности IАТА условно делит всю территорию земного
шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться
установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов на
обслуживание как в рамках каждой конференции, так и между ними: 1. Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку
от международной линии раздела дат; 2. Европа, Африка и Ближний Восток; 3. Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от
международной линии раздела дат. Туристские агентства участвуют в деятельности 1АТА через ее
специальное отделение - Международную организацию агентов авиакомпаний
(International Airlines Travel Agents Network -IATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и
соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий
своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и
другими участниками отрасли. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых
требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на
международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между
туристскими агентствами и авиакомпаниями - членами 1АТА. Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation
Organization - ICAO). Учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН.
Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности
индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и
обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного
международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и
нормам. Организация ставит перед собой следующие цели: • обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие
международной гражданской авиации во всем мире; • поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных
средств с учетом охраны окружающей среды; • поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и
различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации; • как можно лучше выполнять основные требования людей к
авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов,
экономичность; • поощрять экономические меры по предотвращению необоснованных
соперничеств между авиакомпаниями разных стран; • убедиться в том, что права стран - участниц ICAO полностью
соблюдаются и каждая страна имеет реальную возможность владеть и управлять
международной авиакомпанией; • избегать дискриминаций между странами - членами ICAO; • пропагандировать безопасность полетов; • способствовать развитию международной гражданской авиации. Членами ICAO являются 183 государства (в том числе Россия). ICAO
работает в тесном контакте со следующими организациями: • Международный информационный союз; • Всемирная метеорологическая организация; • Международный союз электрических сообщений (коммуникаций); • Всемирный почтовый союз; • Всемирная организация здравоохранения; • Международная морская организация. 4.2. Региональные организации Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organization
for Economic Cooperation and Development - OECD). OECP была образована согласно постановлению от 14 декабря 1960 г.,
утвержденному в Париже. В соответствии с постановлением эта организация
создана для реализации целей, направленных: • на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и
роста, а также занятости населения, поднятия уровня жизни стран - членов
OECP путем контроля над финансовой стабильностью и как следствие всей этой
деятельности - вклад в развитие мировой экономики; • благоприятное влияние на целостность экономического развития как в
странах - членах OECP, так и в странах, не состоящих в этой организации, а
также на сам процесс экономического развития; • развитие мировой торговли на многосторонней, недискриминационной
основе в соответствии с международными обязательствами. Членами ОЕСР являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания,
Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония,
Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания,
Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании, США.
Туристский комитет при ОЕСР содействует развитию туризма в странах - членах
организации и в Югославии (как присоединившегося члена) путем изучения
проблем туризма. Туристский комитет активно способствует соблюдению
стандартных определений и методов дня составления статистики и ежегодных
отчетов «Туристская политика и международный туризм в странах - членах
ОЕСР». Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel
Association - PATA). Ассоциация была основана в 1951 г. для развития, продвижения и
содействия Азиатско-Тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет
34 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для
достижения единой цели: добиться успехов в развитии туризма и путешествий в
этом огромном регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на
продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию,
образованию и маркетингу. PATA заработала репутацию лучшего исполнителя
среди подобных международных организаций. Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем,
принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском
регионах. Членов в Ассоциации около 2 тыс. Со дня основания Ассоциация
стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов
из области маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов
деятельности, связанных с туризмом. Деятельность PATA и ее долгосрочные
планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации. Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, разработке и
исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское
отделение публикует множество отчетов, материалов исследований и
периодических изданий. Основное издание - «Тихоокеанские туристские новости» - ежемесячный
журнал с тремя региональными изданиями, выходящий тиражом 58 тыс.
экземпляров. Среди печатного материала 80 % составляют аналитические
цифровые данные и фотографии. Маркетинговые усилия PATA направлены на индивидуальных туристов,
путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить
маркетинговые навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений. Исследовательская работа PATA находит отражение на ежегодных
конференциях по исследованиям туризма, а также в публикациях ежегодных
статистических отчетов по Тихоокеанскому региону. Секретариат PATA расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные
офисы для обслуживания Азиатского региона - в Сингапуре; Тихоокеанского
региона - в Сиднее; Американско-Европейской части - в Сан-Франциско. Современное состояние международной туристской деятельности За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы.
Международные туристские связи стали составной частью общего процесса
интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени
во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия
туризма. Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и
организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций
выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а
затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой
обширную сеть розничной торговли. Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при
увеличивающихся возможностях предложения гостинично-ресторанного
обслуживания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и
курортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и
питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевидно, что более
значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-раз-влекательные
мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить
дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций,
предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского
обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным
набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства. В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее
время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий,
а также в виде крупных корпораций. В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала
отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого
рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс
пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в
туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив,
французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание
пускать на свой рынок «чужих». Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры,
контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру,
концерн «ТУИ» имеет дочерние компании «Терра райзен» в Австрии и «Амбасадор
туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной
авиакомпанией - бюро путешествий «Туропа». Концерну принадлежит 40 % акций
в компании «Арке райцеп» (Нидерланды) и 46 % во французской «Хорус туре».
Оборот «ТУИ» в настоящее время достиг свыше 5 млрд. немецких марок. Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-туристик» (оборот свыше 3
млрд. немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии,
Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы «Ибероджет». Среди других известнейших туроператоров можно назвать: «Америкэн
Экспресс», «Карлсон» (США); «Томсон туропе-рейшн», «Оунерс эброад групп»,
«Айртурс», Туристское агентство Кука (Великобритания); «Нувель Фронтьерз»,
«Клуб Медиттеран», «Вояж» (Франция); скандинавские компании: «Спайс»,
«Нордиск»; швейцарские: «Интерхоум», «Куони» и многие другие. Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует
множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя
друг другу рыночную конкуренцию. В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к
количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в
районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс.
жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель
составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в
Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с
одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок туристских
продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно
жесткая, все же не принимает слишком сложные формы. Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном
этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных
производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического
объединения большого числа предприятий. Примером концентрации производства в туризме является возникновение
гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей играет свою определенную
роль, оно позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие
стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного
обслуживания туристов. Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США.
Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего
класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada». Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как
«Ассог» (Франция), «Transthouse Fort» (Великобритания), «Club Meditrans»
(Франция), «Gionp Sol» (Испания). Концентрация производства в туристской индустрии способствовала
применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации в
управление. Сегодня автоматизированные системы используются при
бронировании гостиничных номеров, авиационных и железнодорожных билетов,
прокате автомобилей и других услуг, необходимых во время путешествия.
Использование автоматизированных систем управления привело к снижению
себестоимости за счет сокращения административных и управленческих
расходов, а также упрощения процедуры бронирования. За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в
туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн.
прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн. прибытий. К настоящему времени
туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных
регионах его рост был неодинаковым. Динамика развития мирового туризма по
регионам мира в 1996-1998 гг. представлена в табл. 1.2. Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В
международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию
внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому
восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Согласно данным за 1998 г., наиболее сильно экономический кризис
сказался на туризме в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе:
международные туристские прибытия здесь снизились на 1,2 %, а доходы
сократились на 4 %. Сократились потоки как делового туризма, так и туризма
с целью отдыха в связи с беспорядками на местных валютных биржах и
политическими проблемами, охватившими некоторые страны. Нестабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым
изменениям в отпускных привычках туристов: увеличилось число поздних
бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились. По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала
Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение
туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов
- любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную
Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от
туризма - 6,4 %. Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией
экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 3,6 %. На
туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в
частности проведение чемпионата мира по футболу во Франции и выставка
Экспо'98 в Португалии. Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились
только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского
потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в
регионе. Итак, в результате анализа современного состояния мировой туристской
индустрии можно сделать следующие выводы: • несмотря на политический и экономический кризис, в туристском
секторе отмечается рост показателей туристской деятельности; • наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении
туристов; • происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских
компаний на зарубежные рынки; • происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме; • в туризме активно используется компьютерная техника. В связи с этим
можно наметить основные черты развития туризма в предстоящее первое
десятилетие XXI века: • дальнейший рост показателей международной туристской деятельности; • постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на
туризм; • определяющими факторами туризма станут социодемографические
изменения, электронная информация и коммуникационные системы; • поляризация деятельности туристских операторов, занятых как
глобальным, так и средним и малым бизнесом; • одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная
и Юго-Восточная Азия. В рамках этого потока будет усиливаться роль
международного туристского сектора России как центра транзитного
обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного
туризма из России в указанные регионы. Глава 5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ. 5.1. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности Туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием
целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания:
небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины,
торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п.
Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и
дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование
многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм
привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и
поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные
отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т.д.
Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется
также и местными жителями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|