Развитие международной торговли России на современном этапе
из дальнего зарубежья - 214,6 - 324,8 - 66,1
из ближнего зарубежья - 130,9 - 111,5 - 117,4
По данным Государственного таможенного комитета и
Госкомстата России
Во втором
полугодии 1998 года вслед за другими странами и Россия вступила в полосу
валютно-финансового кризиса. Экономическая ситуация в стране, сильно зависящей
от внешнего рынка (огромный внешний и внутренний долг государства,
незаконченность реформ, отсутствие действенной системы экономического
регулирования, неразвитость налоговой и банковской систем, искусственно
поддерживаемый правительством нереальный курс доллара, как следствие, низкий
уровень развития отечественной промышленности и высокая степень зависимости от
импорта) начала постепенно ухудшаться уже в начале этого года, в первую очередь
из-за резкого сокращения валютных поступлений от экспорта в силу
неблагоприятной мировой конъюнктуры и их проедания, в том числе за счет
продолжающегося роста импорта, объемы которого уже не соответствовали реальным
финансовым возможностям страны.
В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и сырьё для из
производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия.
Основная часть
поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов
приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно
поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия
оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей,
стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что
объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией
многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке
продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего
спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестосмесилки,
дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов,
оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты.
В сентябре объем импорта в Россию (без данных по Белоруссии) уменьшился
на 45,4 процента, в т.ч. из стран дальнего зарубежья - на 45,7, из СНГ - на
44,1. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло за счет сокращения
закупок продовольствия (в 2,6 раза по сравнению с августом), товаров химпрома
(вдвое), машиностроения (на 36 процентов), одежды и обуви (в 2,5 раза).
Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных средств, который
сократился в 3,5 раза. В целях стимулирования импорта ГТК, сказал его
руководитель, внес в правительство пакет предложений, некоторые из них уже
готовы к реализации. В частности, правительственная комиссия по защитным мерам
во внешней торговле и таможенно-тарифной политике начала подготовку документов
об отмене 3-процентной дополнительной пошлины на импорт социально значимых
продовольственных и лекарственных товаров. На заседании Кабмина планируется
решить вопрос о сокращении или полной отмене импортных пошлин на 5-7 основных
видов продуктов. В их число могут попасть мясо птицы, говядина, свинина,
растительное и животное масла, яйцо, маргарин, сахар, зерно, мука, макароны и
крупы.
Выступая перед
членами Совета Федерации на пленарном заседании 14 октября 1998 г.,
председатель правительства РФ Евгений Примаков отметил, что в последнее время
"импорт в Россию сократился в целом в четыре раза, а импорт продовольствия
еще больше". По словам Примакова, кабинет министров вынужден был выделить
600 млн долл. на создание продовольственных резервов страны, однако эти запасы
составляют в настоящее время только треть от необходимых.
Падение
импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству,
сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления
платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах,
страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а
контрагенты требуют 100% предоплаты.
2.3. Система государственного регулирования
внешнеторговой деятельности.
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы
экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной
мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и
политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и
развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния
народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей стране
показала себя успешной. Это модель с очень совершенной инфраструктурой внешней
торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее в других странах с
развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней торговли,
просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля 1918 г.
закона о государственной монополии внешней торговли.
В США в каждой отрасли экономики, при промышленных корпорациях или
отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые фирмы,
выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и импорту
товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской техникой,
укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в работе. Такая
торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме опытных
товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков соответствующих товаров
в целях определения цен на них по подписываемым контрактам, а также юридическое
и транспортное подразделения.
В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения
торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах -
"Континентал", "Каргил", "Дрейфус" (созданные еще
в XIX веке) и другие, профессионально ведущие внешнюю торговлю зерном.
Совместно с Минсельхозом США (государством) и фермерами они обеспечивают
эффективное функционирование инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и
импортом зерна. В годы, когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже
себестоимости у фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно,
поставленное ими на экспорт.
В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях
выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам экспорта и импорта
товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в той или иной
степени участвуют Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства,
Министерство финансов, Администрация по судоходству, Министерство энергетики и
Госдепартамент.
США - знаток и мастер экономического регулирования - находятся сейчас в
благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в экономическом соревновании
стран с развитой рыночной экономикой заняли первое место, и роль в этом внешней
торговли первозначна (Япония заняла второе место, а Россия - близкое ко второй
сотне).
Отрицательные последствия глубокого валютно-финансового кризиса,
разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной Азии, а затем
распространившегося на другие страны, задели США немного. В России негативные
последствия этого кризиса оцениваются пока в полгода задержки экономических
реформ.
В других странах с развитой рыночной экономикой регулирование и
направление внешнеэкономической деятельности в интересах государства ведется
особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии, Индии, Бразилии и
некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет место во всех
странах.
В Норвегии, социальная система которой основывается на принципах
общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным источником
повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы нефти, газа и
других минеральных ископаемых считаются достоянием всего народа, и определенный
процент выручки от их экспорта систематически отчисляется на счета каждой
семьи, которая в этом нуждается.
Социальная система с развитой рыночной экономикой, существующая в
Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между богатством и
благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса, в отличие от
социальной политики, присущей странам с развитой рыночной экономикой,
основывающейся на монетаризме.
В СССР осуществление внешней торговли и других видов экономической
деятельности по действовавшему в стране закону о монополии внешней торговли
было исключительным правом государства и его органов, а также специализированных
внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год Правительство утверждало
план по экспорту и импорту товаров, валютный план, на основе которых
производилась продажа и закупка товаров за границей.
В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых объединений,
специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали юридическими
лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В системе
Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим образованием,
владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный опыт. Инфраструктура
внешнеторговых объединений практически была такой же совершенной, как и у
американских солидных торговых фирм.
С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений
в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных товаров с
учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках. Выбор торговой
фирмы для совершения с ней торговой операции, проверка ее солидности имели
первостепенное значение.
В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и экспорту
определялась коммерческая эффективность, и была установлена отчетность по этому
показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически проверялась
Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие их,
наказывались соответственно содеянному.
Определение экспорта и импорта в объемах страны и созданная
инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени и
разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом конъюнктуру
мировых рынков с наиболее возможной выгодой.
Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но и
по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением США,
которые в период "холодной войны" и до распада СССР ограничивали
внешнюю торговлю с Советским Союзом.
Одним из примеров того, что государственная монополия - это не всегда
плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных условиях, около
20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную часть урожая. До
этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных количеств зерна, и
эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на мировом зерновом рынке.
Сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на мировом рынке
резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой низкой цене,
существовавшей тогда на мировом рынке - 60 долларов за тонну, цена подскочила
до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.
В результате СССР по одной этой сделке сэкономил порядка 600 млн.
долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная цифра. И все потому,
что дело было поручено профессионалам, они правильно выбрали фирмы, с которыми
заключали контракты, умело сталкивали их интересы. Блестяще была использована
монополия внешней торговли по разработке единой тактики переговоров с
руководством из единого центра.
Эта внешнеторговая операция потом тщательно анализировалась
американскими компетентными органами. Было много противоречивых публикаций в
американской прессе, издано три книги, одна из них называлась "Большое
зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом советской
внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании комиссии,
созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы
своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была повышена
цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по этим вопросам,
некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской стороне претензий не
было.
Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий
странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние годы многие
промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции с глубокой
степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств, наукоемкой и
другой промышленной продукции. При проведении либерализации внешней торговли в
стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта этой продукции, но за
прошедший период ситуация лишь ухудшилась.
На внешней торговле России отражается и то, что добрая половина
экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены колоссальные
средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии часто задерживаются.
Однако в стране - в центре и регионах созданы не только новые солидные
компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без соответствующей инфраструктуры,
на которых работают и даже возглавляют их люди, не компетентные в вопросах
внешней торговли.
На рынок России часто проникают без какого-либо
заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами,
выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить
кусок и безнаказанно уйти вовремя.
В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и
сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и
акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и
непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и
организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.
В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих
государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали более
150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке, притом что
компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной стране,
экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти не
допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в бюджет
государства и нанесло урон отрасли.
В странах, в основе экономики которых, как в России, лежат доходы от
топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко контролируется
государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего обвала мировых
цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе страны было бы
введение государственной монополии на экспорт нефти.
При экономической
неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней торговле возник ряд
серьезных проблем и негативных явлений, значительно снижающих ее эффективность.
Государственной Думой
принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности", который предусматривает регулирование
государством внешнеторговой деятельности (ст. 12) и возможность введения
государственной монополии на экспорт и импорт некоторых товаров (ст. 17), но он
не действует. Необходимо непосредственно в законе определить конкретно, на
какие товары следует ввести государственную монополию, и какие структуры будут
осуществлять такие операции.
Таможенная служба
является частью системы федеральных органов исполнительной власти и становится
важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы необходимые
правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение
задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством
России. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением Федеральной
целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на
период до 2000 года, в которой определены стратегические направления и
конкретные задачи.
Роль российской
таможенной системы возросла в последние годы в связи с тем, что значимость
таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных процессов
усиливается.
Таможенная
граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской
стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки
таможенной стоимости и товарной (товароведческой) экспертизы товаров, что важно
также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому
рейтингу которых должно стремиться государство.
Участники
внешнеэкономической деятельности нередко используют манипуляции с таможенной
стоимостью как один из способов ухода от уплаты таможенных платежей. Это
послужило причиной замены адвалорных ставок таможенных платежей на
специфические и комбинированные. Такая замена произошла по тем товарным
группам, по которым контрактные цены постоянно занижались.
Практика
показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей регламентации
контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют принципы
"свободы договора", "свободы волеизъявления", в то же время
для таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется
наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых контрактах.
Эти сведения должны позволять применять методы определения таможенной стоимости
и таким образом ее контролировать. А для этого обязательно, прежде всего,
наличие условий поставки товара через таможенную границу.
Так, в
соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт признается
документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он содержит следующие
данные: подробные сведения о продавце и покупателе, условия поставки (по
"ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за единицу каждого,
а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из условий сделки в
контракте и в инвойсе) - условия их предоставления; необходимые реквизиты
контракта, подписи и печати. Важной характеристикой контрактной цены товара
могут служить сведения о его ассортименте, качестве, условиях и сроках оплаты.
При несоответствии предоставляемых сведений указанным требованиям таможенный
орган вправе не признавать их в качестве условий, подтверждающих таможенную
стоимость.
Преимущества,
получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с
использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до
сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения
административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные
ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около
10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада.
Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и
нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные
масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США,
Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.
В свою очередь
посредством лицензирования и "добровольного" ограничения экспорта
страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной,
швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной
промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие
товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и
Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта
практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии,
Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются
административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и
другие подобные меры.
Казалось бы,
что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора товаров и прямым
образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают рыночный механизм. Но на
практике этого обычно не происходит, ибо такие инструменты применяются в
отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров в течение
ограниченного периода времени в целях решения оперативных задач и тем самым
могут содействовать скорейшей нормализации функционирования национального
рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|