Развитие международной торговли России на современном этапе
Внешняя торговля -
очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое
значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами
по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных
элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими
мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей
задачей государства.
2.5. Конкуренция России в международной торговле.
Будущая модель
вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном
производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете
существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее
значимым преимуществам можно отнести следующие:
–
крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по
некоторым категориям мировое значение;
–
наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его
промышленных и научно-технических мощностей;
–
многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и
хорошей профессиональной подготовкой;
–
крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и
транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.
Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются
слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных
затрат, нельзя.
А
именно:
–
преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий
и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и
затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);
–
колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего
накопления;
–
слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации
экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;
–
резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в
стандартах жизни между ними;
–
ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного
комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления
коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на
транспорте;
–
большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от
импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей
крупных масштабов внешней задолженности;
–
разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и
торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также
адекватной инфраструктуры.
В конкретных условиях начала переходного периода сравнительные
преимущества российской экономики либо использовались ограничено и
малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся
конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий
прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических
заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в
коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных
отраслях и соответствующее снижение международной конкурентоспособности.
Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны
позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.
Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в
систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в
интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель
взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным
возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Очень большая
конкуренция у России в области торговли оружием. Российское оружие обладает
неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного
вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки.
Но, несмотря на это, потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде
всего потому, что торговля вооружением и военной техникой (ВВТ) более прочих
подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет
технические и прочие достоинства российского оружия.
Несмотря на
завершение перевооружения стран Ближнего и Среднего Востока, это регион до
конца века останется крупнейшим покупателем оружия. В 1996 году туда было
поставлено вооружений на 15,3 млрд. долл., что составило 40% мирового рынка
ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн. долл. Москва не получила обещанных
грандиозных многомиллиардных контрактов, доставшихся победителям Хусейна.
Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию,
которые обеспечивают безопасность местных режимов и предоставляют покупателям
привлекательные офсетные программы.
Россия в
военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным
меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО «Смерч» в Кувейт и ОАЕ, полученные
Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.
Альтернативой
аравийским импортерам могли бы стать Ирак и Ливия, нуждающиеся в модернизации
армий и традиционно ориентируещиеся на закупки советского оружия. Но поставки
туда оружия запрещены международными санкциями.
Продажи в Иран
сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США. Пороговый уровень
российских поставок Тегерану, за которым могут последовать репрессии против
Москвы, ограничивается 350-400 млн. долл. Для «недестабилизирующих» систем
вооружения.
Некоторые
возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, но потенциал импорта этих
стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров. При тщательной работе с
большим количеством небольших контрактов Россия может экспортировать на Ближний
Восток оружия на 600-700 млн. долл. Ежегодно и контролировать 5-6 % этого
рынка.
Более
благоприятны перспективы наращивания российского экспорта вооружений в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены два крупнейших
покупателя российского экспорта – Индия и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в
каждую из них 0,6-1 млрд. долл. Однако нынешний уровень-максимум того, что
можно получить от Пекина и Дели.
Наибольшие
надежды на рост экспорта ещё некоторое время назад связывались с Юго-Восточной
Азией и Южной Кореей. По совокупности закупок страны региона могли бы стать
третьим полюсом потребления нашего оружия. Но финансовый кризис затормозил
заключение крупных авиационных контрактов с Индонезией и Филлипинами.
Глава III.
Россия и международные экономические организации.
3.1. Россия и
ГАТТ.
Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на временной основе и с
ограниченной сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать те успехи, которые
были достигнут им за 47 лет существования в деле либерализации большей части
мировой торговли, развитии и закреплении полученных результатов. Так, например,
только за счет последовательного снижения тарифов был достигнут стремительный
рост мировой торговли в пятидесятые и шестидесятые годы на уровне примерно 8
процентов в год. Тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли,
способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста
производства в течение всей эры ГАТТ. Присоединение к ГАТТ новых членов в
процессе Уругвайского раунда показало, что многосторонняя система мировой
торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признание как государств,
которые рассматривали ее, образно говоря, как якорь развития и средство
реформирования экономики и торговли.
Скромные достижения Токийского раунда, если говорить о других вопросах
помимо снижения тарифов, предвещали трудные времена. Снижение тарифов до очень
низкого уровня благодаря усилиям ГАТТ, а также серия спадов в экономике в
семидесятые и начале восьмидесятых годов заставили правительства прибегнуть к
новым формам защиты тех секторов экономики своих стран, которым с новой силой
угрожали иностранные конкуренты. Высокий уровень безработицы и участившиеся
случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и североамериканских
стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами
и заставили их начать "гонку субсидий", чтобы удержать свои позиции в
торговле сельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвали
доверие к ГАТТ и его эффективность.
Помимо
ухудшения обстановки в сфере мировой торговли в начале восьмидесятых годов
стало очевидно, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности
мировой торговли, как это было в сороковые годы. Во-первых, мировая торговля
превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть
гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации,
международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не были
охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все
большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с
торговлей промышленными товарами. В других областях ГАТТ не мог
похвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазейки,
существовавшие в системе мировой торговли, использовались странами в полной
мере, а потому все усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов,
а также в вопросах торговли текстилем и одеждой, по которым в процессе
переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме
Соглашения по международной торговле текстилем. Даже организационная структура
ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения.
Все перечисленные выше факторы и другие обстоятельства способствовали
тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и
дальнейшего развития системы международной торговли.
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в
Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально
унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР.
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил
А.Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное
заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве
полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса
присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована
Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом
переговорном процессе является МВЭС России.
Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерации
присоединиться к ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой
организации в июле 1993 г. была создана Рабочая группа по присоединению России
к ГАТТ (с 1995 г. - к ВТО), в рамках которой проходят все основные мероприятия
и процедуры по оформлению членства России. Председатель Рабочей группы является
посол У.Росье (Швейцария).
3.2. Россия и ЕС.
С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского союза вводят единую
европейскую валюту - евро. Образование европейского экономического и валютного
союза имеет огромное значение не только для стран-участниц, но и для всего
экономического сообщества - как в целом, так и в разрезе отдельных стран, в том
числе и для России. Выход на мировой рынок новой валюты внесет серьезные
изменения в существующую финансовую систему, причем эти изменения будут
зависеть от целого ряда факторов, и в первую очередь - от соотношения двух
основных валют - доллара и евро - на международном финансовом рынке. Последнее
будет определяться как эффективностью проведения экономической и бюджетной
политики стран-участниц, так и денежной политикой Европейского центрального
банка.
Очевидно, что
единая валюта союза европейских государств будет играть значительно более
важную роль в системе мировых валют, чем отдельные ее составляющие на
сегодняшний день. В пользу сильного евро говорят также устойчивые
макропоказатели первой половины 1998 г. и благоприятные прогнозы в отношении
стран евросоюза на 1999 г. Низкая инфляция, рост потребительского спроса, достаточно
высокий уровень инвестиционных вложений, а также значительные успехи
большинства стран на пути стабилизации дают основания ожидать, что объединение
валют произойдет успешно, и денежно-кредитная политика Европейского банка не
будет слишком жесткой.
Россия,
поддерживающая тесные экономические, торговые и финансовые отношения с ЕС,
будет использовать евро в расчетах. На сегодняшний день на страны ЕС приходится
1/3 общего объема внешнеторгового оборота России. Фирмы, ведущие торговлю
главным образом со странами ЕС, будут, естественно, заинтересованы в том, чтобы
выставлять счета и оплачивать их в евро. При широком использовании евро в
торговых операциях со странами ЕС российские экспортеры не будут более нести
курсовые риски или сами страховаться от них. Партнерство со странами, имеющими
крепкую денежную единицу и перспективы экономического роста, может оказать
стабилизирующее влияние на экономику России и способствовать увеличению объемов
российского экспорта.
С образованием
экономического и валютного союза создается второй по величине в мире финансовый
рынок. При этом любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц будет
осуществляться в евро. Поскольку в ближайшие годы будет постепенно возвращаться
активность Российской Федерации на международных финансовых рынках, придется
осуществлять балансирование между евро, долларом и другими валютами в новых
эмиссиях долговых обязательств.
Дальнейший рост
привлекательности евро в качестве инвестиционного актива будет зависеть от
емкости и ликвидности нового рынка евро в сочетании с проведением Европейским
центральным банком денежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на
поддержание стабильности. Задачей для системы коммерческих банков России станет
принятие решений, связанных с относительной привлекательностью евро как
инвестиционной валюты, а для населения - решений, связанных с выбором
предпочтительной валюты, в которой оно будет держать свои сбережения. В России
процессы, связанные с введением евро, будут происходить медленнее, чем в рамках
ЕС. При этом сыграет свою роль и традиционная для России, ее коммерческих структур
и населения приверженность к доллару.
Евро получит
развитие и в качестве резервной валюты. Диверсификация резервов в иностранных
валютах и переход на евро будут связаны с растущим использованием его как
инструмента интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в
мировой торговле. В основном это будет зависеть от присущих евро характеристик
и его использования в международных финансовых операциях.
Вместе с тем в
связи с переходом к евро могут возникнуть вопросы, затрагивающие интересы
Российской Федерации и стран - участниц ЕС. Отсутствие во внешнеэкономических
операциях России и ЕС правил перехода на новую валюту может осложнить не только
положение российских банков и предприятий, но и деятельность европейских
компаний и инвесторов на российском рынке. Возможные резкие перепады спроса на
евро в России в условиях наличия значительных объемов валютных средств, включая
население, могут создать дополнительные сложности для Европейского центрального
банка, который обязан поддерживать курс евро и в случае необходимости проводить
соответствующие интервенции.
Следует
отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем, как
пересчет внешнего долга и урегулирование на недискриминационной основе
юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими
субъектами операций с евро. В ближайшее время необходимо провести официальные
консультации с Комиссией европейских сообществ и Европейским центральным банком
о порядке пересчета государственного внешнего долга, проблематике юридического
статуса евро и практических аспектах расчетов в евро на территории России.
Появление евро
станет одним из важнейших событий в мировой экономике в конце века. Вполне естественно,
что и для экономических партнеров ЕС, в том числе России, переход к евро будет
означать ряд важных изменений как в области торговли - в первую очередь, так и
финансовых потоков. С точки зрения торговли валютное объединение большинства
стран ЕС должно привести к усилению их экономической интеграции и, как
следствие, к большим возможностям для партнеров ЕС пользоваться преимуществами,
предоставляемыми единым экономическим пространством.
С практической
точки зрения ожидается, что для российских компаний и для компаний из других
стран - партнеров ЕС доступ на рынок должен улучшиться за счет снижения
издержек и исчезновения риска по обменным курсам. Помимо того, сам факт
дальнейшего экономического объединения Европы должен привести к улучшению
экономической конъюнктуры и к дополнительным возможностям для российских
предприятий развивать деловые контакты в странах ЕС. Естественно, необходимо,
чтобы российские компании готовились к введению евро.
Основными
потребителями российского природного газа являются европейские страны. В страны
ЕС из России поставляется около трети от общего экспорта природного газа,
четверть общих объемов поставок российского газа приходится на страны
Центральной и Восточной Европы. В последнее время большинство европейских
стран, стремясь снизить свою энергетическую зависимость от России,
предпринимают меры по импорту природного газа и нефти из других регионов, в
частности, увеличивают импорт нефти из Великобритании, природного газа - из
Норвегии, Нидерландов и Великобритании.
Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы для России в
качестве транзитно-распределительных территорий для российских энергоносителей
и как сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними
таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона
между Россией и Европейским союзом, что было бы невыгодно всем затронутым
сторонам и наносило бы урон экономической ситуации в Европе в целом.
3.3. Россия
и ВТО.
Всемирная
торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью
заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по
своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:
ГАТТ - это был комплекс правил, зафиксированных в международном
соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной
основы. Деятельность ГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариатом, возникшем
в результате попытки создать Международную торговую организацию еще в сороковых
годах (см. выше). ВТО является постоянно действующей организацией, которая
имеет собственный секретариат.
ГАТТ применялся
на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его
существования, - правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем
обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят
полномасштабный характер и являются постоянными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|