Япония в геополитике США
Япония в геополитике США
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ЯПОНИЯ
В ГЕОПОЛИТИКЕ США
2004
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. Япония в геополитических планах США.. 6
1.1.
Развитие отношений Японии и США во второй половине ХХ века.. 6
1.2.
Япония как стратегический союзник США.. 11
Глава 2. Японская внешняя политика в условиях американской
однополюсности.. 16
2.1.
Степень соответствия внешнеполитических приоритетов Японии американской
геополитической доктрине. 16
2.2.
Соединенные Штаты в представлениях японской политической элиты 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 28
Актуальность
темы. Взаимоотношения Соединенных Штатов и Японии (на протяжении 150
лет) всегда отличались противоречивостью. Однако практически на всем протяжении
второй половины ХХ века и в начале XXI-го эти страны демонстрировали и демонстрируют
устойчивый курс к сближению. В различные исторические периоды в его основе
лежали три основных приоритета: геополитический, военный и экономический.
Всю
вторую половину прошлого столетия и до нынешних дней центральное место во
внешней политике Японии остаются отношения с Соединенными Штатами Америки.
Период американской оккупации (сентябрь 1945 - начало 1952 гг.),
сопровождавшийся принятием новой конституции, глубокими демократическими
реформами, которые изменили весь облик Японии и поставили преграду возрождению
милитаризма, завершился формированием японо-американского военно-политического
союза.
Специфический
характер этого союза, оформленного подписанием двусторонних договоров, сначала
«о гарантии безопасности» (1951 г.), а затем ныне действующего «о взаимном
сотрудничестве и безопасности» (I960 г.), состоит в том, что партнером США
является страна, которая по настоянию Вашингтона провозгласила в своей
послевоенной конституции принципы, ориентирующие ее на исключительно мирное
развитие. В девятой статье основного закона Японии зафиксирован отказ «от войны
как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы
как средства разрешения международных споров». Более того, там же содержится
обещание никогда не создавать «сухопутные, морские и военно-воздушные силы,
равно как и другие средства ведения войны».
Стремление
Японии опереться на конституцию, чтобы не допустить прямого втягивания в
военные действия, проявилось и позже, когда в 1978 г. были подписаны
Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны. В
этом документе также было зафиксировано, что создание Японией благоприятных
условий для сотрудничества в области обороны и оказания помощи США
осуществляется «в соответствии с японскими законами»[1].
Во
время «холодной войны» среди японцев довольно широко распространилось опасение
того, что союзнические отношения с США таят в себе угрозу втягивания Японии в
военные действия в защиту чуждых им интересов. Но одновременно большие надежды
возлагались и на американские гарантии обеспечения безопасности Японии от
потенциальных внешних угроз. При этом к их числу неизменно приписывались СССР и
Китай.
После
окончания «холодной войны» в японском общественном мнении стали появляться
взгляды о возможности пересмотра правительственной политики безопасности,
ослабления военного аспекта японо-американских отношений. Но по-прежнему
господствующей оставалось идея о том, что центральное место в политике
обеспечения национальной безопасности Японии должен сохранять
японо-американский договор.
Россия
никогда не оставались безучастными к этим процессам, поскольку они напрямую
затрагивали ее геополитические интересы, особенно в регионе Дальнего Востока.
Цель
курсовой работы - рассмотреть особенности геополитики Соединенных Штатов
Америки в отношении Японии.
В
работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить
характер развития взаимоотношений Японии и США в геополитическом аспекте во
второй половине ХХ и начале ХХI вв.
2.
Показать внешнеполитические приоритеты США в Азиатско-тихоокеанском регионе и
роль Японии в геополитических планах Соединенных Штатов.
3. Показать
особенности реагирования японской политической элиты на геополитическую
стратегию США в АТР.
Характер
взаимоотношений Японии с Соединенными Штатами нашел отражение как в
отечественной, так и зарубежной литературе. Следует отметить работы
В.И.Акимова[2],
Р.Алиева[3],
О.А. Арина[4],
В.Н.Бунина[5],
М.И.Крупянко[6],
Д.В.Петрова[7],
А.И.Уткина[8],
Г.Аллисона, Х.Кимуры, К.Саркисова[9].
В материалах периодической печати эти вопросы также отражались достаточно
регулярно, поэтому при написании данной работы автор использовал материалы
Foreign Policy, The Japan Times, журнала «Проблема Дальнего Востока».
Начало
японо-американским отношением было положено ровно 150 лет назад. В 1854 году, в
конце периода Эдо (1603-1867), когда в Японию прибыли «черные суда» командора
Мэтью Перри, страны подписали знаменитый двусторонний Договор о мире и дружбе.
Для Японии этот документ был поворотным моментом в истории. Он ознаменовал
конец политики «закрытых дверей», которая велась сёгунатом Токугава более 200
лет, и переход к модернизации страны.
ХХ
век оказался наиболее насыщен политическими переменами. Если взять за точку отсчета поражение
японских войск на Халхин-голе летом 1939 г. и заключение Советским Союзом Пакта
о ненападении с Германией в августе того же года, то следует отметить, что
именно тогда стратегический курс Японии радикально изменился. Японские властные
структуры сочли целесообразным отказаться, по крайней мере временно, от
«продвижения на Север» и решили реализовать свою концепцию безгранично широко
понимаемой безопасности в регионе Южных морей, где находились так необходимые
Японии нефть, каучук, олово и другие виды ресурсов.
В 1941 году
Япония заключает с СССР Пакт о нейтралитете, который имел исключительно важное
значение для обеих сторон. Министр иностранных дел Мацуока был ярым сторонником
геополитической идеи К.Хаусхофера о создании оси Берлин - Москва - Токио. Он
говорил Сталину во время их встреч в Кремле 24 марта и 12 апреля 1941 г., что
англосаксы являются общими врагами Японии, Германии и Советской России, и
подчеркивал, что Япония воюет в Китае не против китайского народа, а против США
и Англии, которые хотят присвоить себе Китай.
Что касается США,
то на первых порах им казалось, что руками Японии удастся ликвидировать «большевистскую
заразу» в Китае. Соединенные Штаты не соглашались с применением каких-либо
санкций против Японии со стороны Лиги Наций. Аналогичную позицию американские
представители заняли и на заседаниях Брюссельской конференции, где
рассматривалась китайская жалоба на Японию.
Становившееся все
более явным давление Японии в южном направлении заставило их, равно как и
другие западные демократии, ужесточить реакции на японские действия. Китаю была
оказана большая финансовая помощь и дипломатическая поддержка. Вашингтон ввел
торговые санкции против Японии, заморозил ее финансовые авуары. США отказались
признать «реформированное правительство Нанкина» и поддерживали контакты только
с Чан Кайши. Япония оказалась в экономической блокаде. Запаса нефти в стране
оставалось на полгода.
В этой обстановке
японские военные пошли на риск большой войны. 5 ноября 1941 г. на совещании у
императора было решено воевать с США, Англией и Голландией, если те не примут
переданные Вашингтону «минимальные» требования. 26 ноября 1941 г. госсекретарь
К.Хэлл вручил японскому послу в Вашингтоне послание, которое было воспринято в
Токио как ультиматум. 8 декабря японская эскадра совершила нападение на
Перл-Харбор.
В этих условиях центральным
пунктом англо-американской политики по отношению к Восточной Азии была изоляция
Японии и СССР и разжигание между ними антагонизма и враждебности. Является
нескрываемым фактом, что Америка и Англия неуклонно придерживались политики превращения
Японии в проводника их антисоветской политики в Восточной Азии. Америка и
Англия не могли скрыть своего изумления, когда путем заключения Пакта о
нейтралитете была гарантирована стабильность японо-советских отношений.
Действительно, это означало, по замечанию Б.Славинского, создание великой стены
против дьявольской Америки и жестокой Англии»[10].
После окончания
Второй мировой войны Москва сумела «переиграть» Соединенные Штаты в Китае.
После того как Квантунская армия в Маньчжурии была разбита советскими войсками,
все ее вооружение было передано китайским коммунистам.
Соединенные
Штаты, со своей стороны, закрепились в Южной Корее и установили единоличный
контроль над оккупированной ими Японией. После «потери» Китая главная задача
внешней политики США заключалась в том, чтобы сохранить Японию на стороне
Запада. Решение этой задачи было возложено на специального представителя
президента Г.Трумэна - Дж.Ф.Даллеса. Он должен был подготовить такой мирный
договор с Японией, который позволил бы США превратить эту страну в крупнейшую
американскую военную базу на Дальнем Востоке, в своего стратегического
союзника.
Первый проект
мирного договора с Японией США разработали в марте 1951 г. Даллес полагал, что
оккупированная Япония недостаточно эффективно выполняет функции перевалочной
базы для американской армии, воевавшей на Корейском полуострове, и настаивал на
быстрейшем предоставлении ей независимости.
Надеясь, что СССР
воздержится от участия в мирной конференции по Японии, США и Великобритания
объявили, что они созывают в Сан-Франциско представителей произвольно
отобранных ими стран не для обсуждения мирного договора, а только для его
одобрения и подписания. Вносить какие-либо поправки в текст договора,
составленного Соединенными Штатами и Англией, не допускалось. 8 сентября 1951
г. состоялась церемония заключения мирного договора с Японией. Советский Союз,
Польша и Чехословакия отказались поставить свои подписи под этим документом.
А.Громыко назвал этот мирный договор сепаратной сделкой между США и Японией.[11]
Однако для Токио
и Вашингтона Сан-Францисский мирный договор стал результатом компромисса. Правящие
круги Японии в итоге длительных закулисных маневров добились юридического
прекращения оккупации и передачи в их руки всей полноты власти в стране. За это
им пришлось пойти на ряд серьезных уступок Соединенным Штатам в политической и
военной областях, в частности согласиться с неограниченным какими-либо сроками
пребыванием американских войск на японской территории.
При подписании
мирного Договора был также подписан Договор о безопасности, в результате чего:
- во-первых,
Япония, которая после поражения в войне полностью лишилась своих вооруженных
сил и осталась практически беззащитной, получила американскую гарантию от
советской агрессии, а события на Корейском полуострове делали такую агрессию
вполне возможной;
- во-вторых,
большинство стран Азии, а также Австралия и Новая Зеландия, явившиеся объектами
японского нападения и откровенно опасавшиеся возможного возрождения японского
милитаризма, получили от Соединенных Штатов гарантии безопасности (ради
согласия этих стран с американскими планами в отношении Японии США пошли на
заключение двустороннего военного соглашения с Филиппинами и создание военного
союза с Австралией и Новой Зеландией - АНЗЮС);
- в-третьих, под
эффективный контроль было поставлено развитие японского военного потенциала;
- в-четвертых,
американский «ядерный зонтик» надежно прикрыл Японию от коммунистического
окружения и позволил совершить беспрецедентный экономический рывок, выведший ее
в первую шеренгу развитых стран.
В 1960 г. во время
официального визита в США премьером Н.Киси был подписал новый
японо-американский «договор безопасности», развивавший положения прежнего, но
повысивший статус Японии от «вассала» до младшего партнера. Подписание и
ратификация договора вызвали беспрецедентные политические волнения в Японии,
приведшие к срыву запланированного визита в Токио президента США Д.Эйзенхауэра,
а затем и к отставке кабинета.
Несмотря
на определенные сложности, взаимная заинтересованность США и Японии
способствовала объединению их позиций во времена «холодной войны». После
поражения СССР военное сотрудничество США и Японии только усиливалось и приобрело новые очертания.
С одной стороны,
японское руководство стало придавать первостепенное значение развитию добрых
отношений, отношений плодотворного экономического сотрудничества со своими
азиатскими соседями как средству преодоления недоверия с их стороны к Японии,
питаемого воспоминаниями о годах второй мировой войны, и интеграции их в
гражданский блок, сосредоточенный на хозяйственной деятельности и наделенный
весомой долей политической самостоятельности.
С другой стороны,
учитывая прежде всего вполне реальную перспективу превращения КНР в ядерного
гиганта с непредсказуемой внешней политикой, а также сохраняющуюся возможность
(какой бы мизерной она сегодня ни выглядела) коммунистической реставрации в
России со всеми ее последствиями, руководство Японии пошло на усиление военного
сотрудничества с США в рамках пересмотренного в 1997 году Договора
безопасности.
Пересмотренный
Договор безопасности отразил симптоматичные сдвиги в японо-американском военном
союзе: прежде всего переход Японии от статуса младшего партнера к статусу
равноправного участника со всеми сопутствующими этой трансформации
обязательствами.
С точки зрения
Японского форума по международным отношениям, Договор безопасности в его
нынешнем виде перекрывает потребности обороны собственно Японии. Он вырастает в
важный механизм двустороннего военного сотрудничества и координации в
обеспечении безопасности АТР. США и Япония как бы выступают ее гарантами.
Само собой
разумеется, что пересмотренный Договор лишний раз подтвердил на перспективу
глубокую заинтересованность Соединенных Штатов в делах этого региона вообще. Недаром
помощник госсекретаря США У.Лорд заявил: «Сегодня в мире нет более важного для
Соединенных Штатов региона, чем Азиатско-тихоокеанский. Завтра, в XXI в., эта тенденция
полностью сохранится»[12].
В сущности о том же говорил на заседании Корейской национальной ассамблеи президент
Б.Клинтон: «Америка - это тихоокеанская страна. У нас нашли свой дом и приют
многие жители со всей Азии, в том числе миллион корейцев. Мы вели здесь три войны
в течение этого столетия»[13].
Таким образом, новая
Программа сотрудничества ориентировала на поддержку американского военного
присутствия в АТР и на всемерное укрепление японо-американской системы
безопасности.
Руководящие
принципы 1997 г.[14]
предусматривают сотрудничество между Силами самообороны и войсками США,
расположенными на Японских островах, в мирное время, во время вооруженного
нападения на Японию и в чрезвычайных ситуациях, возникающих в окружающих ее
районах.
Судя по всему,
Япония усматривает в новом варианте Договора безопасности шаг по пути
приведения ее политической роли в соответствие с ее экономическим могуществом.
Но неизбежное при этом увеличение бремени разнообразной ответственности
беспокоит определенные круги в стране. Эти аспекты мы рассмотрим во второй
главе данной работы.
К концу ХХ века
сформировались три центра экономического могущества: США - Западная Европа -
Япония, которые возникли еще в начале 70-х годов. За прошедшие годы структура
этих центров изменилась и довольно существенно. Во-первых, экономические
потенциалы этих центров стали более равновесны. Во-вторых, они стали более
взаимопереплетенными. В-третьих, несмотря на относительное падение удельного
веса США в рамках этой трёхугольной системы, именно сейчас у них появилась
возможность для единоличной гегемонии как внутри системы, так и за ее
пределами, т.е. в глобальном масштабе. Последнее было вызвано сломом
биполярности в международных отношениях на рубеже 80-х-90-х годов в результате
распада СССР и превращения России в третьеразрядную державу по экономической
мощи. Подобный ход событий резко усилил стремление США играть единоличную
гегемонистскую роль в мире.
Чтобы понять
поведение США на международной арене, необходимо понимать, что скрывается за
доктриной национальных интересов, которая является альфой и омегой внешней
политики Вашингтона в любой точке земного шара, в том числе и в Японии.
При всех нюансах
в интерпретации современной доктрины национальных интересов, в том числе и
самими американскими президентами, она опирается на три классических постулата.
Первый - усиление американской экономики. Второй - распространение
демократических ценностей. Третий - необходимость обладанием мощной военной
силы, поддерживающей и обеспечивающей выполнение первых двух постулатов.
Все это вкупе
должно служить реализации глобальных целей США. Не всегда это удавалось, однако
в настоящее время, после окончания «холодной войны», США, ощутив себя
фактическим единоличным лидером в мире, пытаются во всей полноте воспользоваться
ситуацией. Американские теоретики международных отношений и мировой истории
(Эрриги, Уоллерстайн и др.) как бы с объективных позиций обосновали нынешний
исторический цикл, связанный с гегемонизмом США, который начал себя проявлять
после второй мировой войны.
Страницы: 1, 2
|