скачать рефераты

МЕНЮ


Дидаскология

использован язык умений и язык типовых задач (эти языки равноценны, т. к.

каждая задача предполагает умения для ее решения, а каждое умение

предназначается для решения задач).

Знания никогда не существуют сами по себе, всегда являются элементом

какой-либо Д, какого-либо умения. Н. Ф. Талызина "Пути разработки профиля

специалиста", Саратов, 1987г.

В методологии и теории пед. образования остается ведущим Дый подход. В

рамках Дго подхода личность учителя оказывается полностью детерминированной

предметно-технологической стороной пед. труда. На личностном уровне учитель

уже не м/б истолкован как персонификация нормативной Дью.

Учитель становится субъектом, который реализует в пед. профессии свой

способ жизнеД, готов доопределять задачи, принимает ответственность за их

свободное и самостоятельное решение.

Эта внутренне детерминированная активность, по которой учитель способен

поступать независимо от частных обстоятельств, творит их сам и вырабатывает

собственную стратегию проф. поведения и Д.

26. 10. 99r.

Главные цели проф. обучения.

1) ЗУН,

2) умение самостотельного поиска знаний и самостоятельного решения,

3) совокупность проф. действий на основе полученных знании,

4) номенклатура его возможных служебных функций.

Нбх-о включить и формирование его личности. Технологический аспект Д

должен занять в моделях подготовки педагога главенствующее место, но он

должен сопрягаться с личностью педагога. Об этом писал И. В. Михайлов.

Верпивская отмечает: "Критерий подготовки учителя - уровень

сформированности пед. убеждений". Кобзев М. С.: "В качестве целей пед.

образования выступает личность будущего учителя". Сластенин: "Теория целей

подготовки учителя еще не сложилась, но прослеживается тенденция перехода

от одностороннего отображения личности ученика (проф. знания и умения) к

описанию его личности как профессионала".

Цель проф. подготовки - здесь д/б преодолен разрыв меду учителем-

человеком, учителем-гражданином, учителем-профессионалом, что интегрирует

личностную и проф. позицию учителя.

Это единство есть не суммарная категория, а качественно новое

образование, целостность и внутренняя структура, которые задают цели

подготовки и формирования личности учителя.

Сластенин: "Попытка построить обобщенную структурно-уровневую модель

педагога, которая может лечь в основу разработки квалифицированных

характеристик по конкретным специальностям".

В поисках средств получения искомой информации обратились к рейтингу

суждений компетентных лиц (работники органов народного образования,

руководители школ, мастера пед. труда, преподаватели колледжей, и пед.

университетов).

На одном из первых этапов: из ряда качеств, расположенных в случайном

порядке, выбрать наиболее важные и проранжировать (готовность к выполнению

пед. функций). Ряд качеств:

общая направленность личности - соц. зрелость, гражданская активность,

принципиальность, любовь к детям, пед. профессионализм,

организаторские качества — деловитость, ответственность,

распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность,

умение организовать себя, коллективизм,

коммуникативные качества — справедливость, внимательность, простота,

приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность,

перцептивно-гностические — наблюдательность, понимание других людей,

умение проектировать развитие личности, коллектива, творческое отношение к

делу,

экспрессивные - эмоциональная восприимчивость и отзывчивость,

энтузиазм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать.

В оценке значимости этих качеств компетентные судьи тоже. Высокий ранг:

общая направленность, организаторские, коммуникативные.

Оценочный анализ дополняется серией наблюдений и бесед. Качества,

затрудняющие пед. Д учащихся:

личная неорганизованность, невозможность организовать детей на дело,

безынициативность, индифферентное отношение к пед. Д, нелюбовь к детям,

незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность,

нервозность, уступчивость, внушаемость и др. Эталон учителя "-",

2 этап исследования - картограмма параллельных по типу профилей в

модификации Спирина. Пятибалльная шкала- качества, нбх-е учителю:

очень значимо, значимо, средне значимо и т. д.

Выводилась комплексная экспертная оценка существенных требований к

личности учителя. Учитель выполняет социальную функцию.

Базовые свойства и характеристики личности педагога на настоящее

время.:

высокая гражданская активность и соц. ответственность,

главный ориентир Д - высокий проф. долг,

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце,

не искореняет недостатки, а определяет стратегию и тактику развития

детей, опираясь на диагностику личности

воспитуемого,

подлинная интеллигентность,

духовная культура,

желание работать совместно,

способность к созданию благоприятного морально-психологического климата

в коллективе,

инновационный стиль научно-пед. мышления,

готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений

(инд. стиль пед. Д),

испытывание потребности в самообразовании,

физическое и психическое здоровье,

проф. работоспособность,

самоотверженность и подвижничество.

12. 10. 99г.

Современная концепция пед. образования.

Система пед. образования - совокупность образовательных учреждений,

обеспечивающих воспроизводство пед. кадров. В состав этих учреждений входят

пед. училища, лицеи, колледжи, университеты, институты, госуд. и негосуд.

институты повышения квалификации пед. кадров.

Известно, что школа оказывает на общество огромное воздействие, либо

воспроизводя стереотипы, сложившиеся в обществе, либо работая на его

прогресс.

Но школа такова, каков учитель, который выступает активным субъектом

общественного прогресса, т. к. не существует чудодейственных систем,

существует учитель, сформированный как творчески активная личность.

Сейчас в обществе царят безденежье, перегрузки, остаточный принцип

финансирования, административный произвол.

Учитель нового типа у нас в стране. Российское учительство - это

золотой фонд нации.

Диалектика общественного развития породила противоречивую ситуацию: не

все педагоги стали соответствовать своему статусу, что усугубляется

отчуждением учителя от культуры, общества, школы, ребенка. Педагог сегодня

находится в духовной растерянности, идейной неопределенности, вызванных

стихийной сменой общественных ценностей, социальных ориентации. Трудность

заключена в динамике и противоречивости этих процессов, которые требуют

быстрого духовного обновления. С этими проблемами быстро не справляется ни

общество, ни система пед. образования.

Большинство педагогов были сформированы в период единомыслия, где

творчесвто педагога поощрялось только в пределах нормы и им сложно

перестроиться (творческая свбода). Интеллигентность - критически мыслящие,

свою духовную Д превращают в творческий процесс. Плохо обеспечены жильем

(каждый пятый педагог - плохие), 13% - довольны жильем, 1/3 педагогов -

заболевание ЦНС, 1/4 педагогов - с/с заболевания, 1/4 педагогов - желудочно-

кишечные заболевания, 89% работающих педагогов ни разу не были в домах

отдыха, 62% - не путешествовали по турпутевке, 20% - не имеют личных

библиотек,

57% - имеют менее 3ОО книг (у Сухомлинского было 10000 книг). Елена

Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Можно ли

поручать детей человеку удрученному? Какое излучение дает горе, подавленный

дух не вызывает восторга". "Труд учителя д/б вознагражден не только

материально, но и общественным уважением". Караковский: "Социальные

ожидания российского учительства не столь уж и притязательны. Более оно

требует уважения к своей миссии. Никогда еще не было учителю так трудно

работать, как сейчас". "В людях накопилось много злости, легче накричать на

учителя и ребенка, т. к. они менее защищены. Пусть общество авансирует

успех ученику".

Процесс подготовки высококвалифицированного педагога сегодня

сдерживается рядом обстоятельств:

1) несоответствие современного образования и подготовки учительских

кадров соц-экон. и общественно-политич. преобразованиям в стране;

2) несбалансированность технократического и гуманистического

направлений в обосновании содержания форм и методов школьного образования;

3) неразработанность проблем пед. образования в связи с его

информатизацией и компьютеризацией, отсутствие новых информационных и

образовательных технологий;

4) несовершенство систем пед. профориентации и диагностической

службы отбора абитуриентов в пед. уч. заведениях;

5) отсутствие гибкой системы дифференцированной подготовки учителей

для работы в новых типах школ;

6) отсутствие стройной системы повышения квалификации пед. кадров;

7) слабость научной разработки проблем подготовки пед. кадров;

8) слабость координации исследований, недостаточный учет мирового

пед. общества;

9) несовершенство и ограничение финансирования подготовки,

переподготовки и повышения квалификации пед. кадров;

10) недифференцированная оплата труда, слабая материальная база.

В этой связи была создана нбх-сть разработки современной концепции

пед. образования в России. Кант: "Размышления к антропологии".

"Все подчинено закону непрерывности, и то, что совершенно оторвано и

обособлено от предметов пропастью принадлежит миру пустых призраков. Миром

этим может стать и нынешнее реформирование пед. образа, если оно не

опирается на всесторонний и тщательный анализ системы подготовки и

усовершенствования пед. кадров в России, которая выдержала испытание

временеми долгое время находилась на уровне мировых стандартов".

Одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и

устойчивое развитие общества, и преодоление его проблем, и возможность дать

ответ на вызовы ХХI в. зависят от состояния образования и образованности

жителей планеты Земля. Только профессионалы способны делать дело и

отвечать, за кого они могут обеспечить выживание общества, его выход из

глубинного кризиса, возврат к национально-культурным традициям и

полноценным контактам с другими народами.

Достойный статус России в современном мире может обеспечить такая

система пед. образования, которая сохраняет и воспроизводит гуманистические

традиции отечественной и мировой культуры. Эта система д/б гибкая,

открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но

учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям

современности.

Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает

учитель как творец пед. процесса, как носитель и субъект общей и проф.

культуры.

Так возникает проблема обновления пед. образования (идеология,

содержание, технологии).

Пед. образование принимает оптимальный вид, если в его целостной

структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов:

функционирования, развития. У нас все еще сохраняется приоритет первого

в ущерб второму.

Развитие пед. образования до настоящего времени не сопоставимо с

функционированием и воспроизведением традиционной системы образования, что

приходит в противоречие с кардинальными экономическими и социо-культурными

изменениями в стране. Отчуждение учителя от культуры, школы и ребенка

сопровождается тем, что государство все более уходит из образования,

отдавая общественной и частной инициативе. Хотя инвестиции государства в

пед. образовании могут вывести страну из тупика.

Т. о. должна измениться идеология пед. образования.

Идеология - исходная система ценностей, идеалов, определяет вектор

развития человека, системы образования и т. п.

Идеология современного пед. образования идентифицирует это образование

как сферу духовного производства, продуктом которого выступают не просто

присвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а раскрытие

сущностных сил педагога, его способностей свободно ориентироваться в

сложных социо-культурных обстоятельствах, обслуживать не только имеющиеся

технологии, но и инновационные.

Здесь высшую цель пед. образования составляют профессионально-

личностное развитие и саморазвтие педагога на личностном уровне. Он

становится активным субъектом, который реализует в пед. профессии свой

способ жизнеД (ставит задачи, раздвигает рамки Д, может поступать

независимо от частных ситуаций и обстоятельств, творить эти обстоятельства,

вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления и

Д).

Т. о. высшая пед. школа призвана образовать личность гражданина,

искренне озабоченного судьбой

родины, образовать человека гуманистически, духовно нравственной

ориентации, во-вторых, педагога, владеющего

современным знанием ребенка и умеющим с ним работать, в-третьих,

специалиста в одной из областей науки,

видящей ее в системе научного знания и практики.

Итогом пед. образования является формирование у учителя проф-пед.

культуры. Проф. культура - система общечеловеческих идей, проф-ценностных

ориентации и качеств личности,

универсальных способов познания и гуманистических технологий пед. Д.

Наличие такой культуры позволяет

учителю погрузиться во внутренний мир ученика, прогнозировать его

развитие.

Т. о. проф. становление педагога есть самоопределение его личности в

культуре, а сама культура - мера человеческого в человеке.

Теоретический анализ выявил основные компоненты проф-пед. культуры:

1) гносеологический: методологическая, исследовательская,

интеллектуальная культура;

2) гуманистический: определяет нравственную, гуманитарную, духовную

культуру,

3) коммуникативный: культуру общения, речевую, рефлексивную;

4) образовательный: дидактическую, методологическую, экономическую,

экологическую, физическую, эстетическую культуру;

5) нормативный: правовую, управленческую;

6) информационную; диагностическую, инновационную, компьютерную

культуру.

На первом этапе самоопределения личности специалиста в культуре

очерчиваются границы современной социо-культурной "койкумены" и намечаются

основные подходы ее усвоения (исторический подход, единство).

Базовые основания проф. культуры педагога закладываются в содержании

образования. Содержание пед. образования, организуя вариантное

образовательное пространство пед. учреждения, включает оптимальное число

идей, ценностей, способов познания и мышления и практической Д, которые

позволяют педагогу изучать и диагностировать уровень развития воспитанника,

понимать воспитанников, организовывать их жизнеД, формировать социально-

ценные качества личности.

Теоретико-методогический анализ:

содержание пед. образования - есть отражение важнейших измерений бытия

человека и его Д в природе, обществе, культуре, образовании.

Сущностная характеристика этого отражения - это целостность картины

мира и человека в нем, что достигается комплексом псих-пед.,

социогуманистич., культуроведческих и специальных дисциплин,

взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии.

При этом вектором проф-пед. ориентации педагогов является феномен

образования - подсистема социума, вписанная в метасистему культуры, которая

осваивается в историко-культурном контексте и в современных формах как

закономерно организованный процесс общей и профессиональной........

человека.

В основу разработки содержания пед. образования д/б положены следующие

принципы (Сластенин):

1) универсальность, полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих

базовую подготовку в единстве с проф. и специализированной образовательной

программами;

2) интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований

и учебных предметов, содержательное и структурное функциональное единство

образовательного процесса;

3) целостность картины мира - через воссоздание комплексом базовых

дисциплин на основе единства целей, взаимодополнительности содержания,

единства требований;

4) фундаментальность - научная основательность и высокое качество псих-

пед., социогуманитарной, общекультурной и предеметной подготовки педагогов;

5) профессиональность - овладение многообразными пед. технологиями и

техниками;

6) вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и

дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных

учебных предметов псих-пед. и культурологичского профилей, многообразие

алгоритмов обучения в соответствии с инд. особенностями, свободный выбор

объема, темпов, форм образования;

7) многоуровневость - подготовка педагогов на ступенях общего, базового

(бакалавр), полного (магистр),

высшего образований, аспирантура. Исходя из этих принципов, задачи пед.

ВУЗа сейчас следующие:

1) предложить системные знания о закономерностях и взаимодействиях

человека с природой, обществом, государством, культурой, о процессах

становления личности, о развивающихся в мире ценностях, уточняя и расширяя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.