скачать рефераты

МЕНЮ


Дидаскология

на базе комплексного подхода к решению его проблем.

Современные подходы изучения человека опираются на научно-

гуманистическую концепцию, по которой человек - существо, в которых

органично соединены социальные, биологические и нравственно-духовные

начала.

Господствовавшая в течение длительного времени марксистская методология

привела к развитию ракурса рассмотрения человека.

Ценность человека - эффективность его социального функционирования

(набор его социальных ролей, активное включение в решение общественно

значимых задач) => Целостный человек рассматривается через призму

социальных ориентации.

Онтологическая многогранность человека и форм его бытия задала

специфику антропологии как междисциплинарной области знания.

Пед. антропология - есть часть общей антропологии (научное

направление). Возникновение и развитие пед. антропологии существует (как

специфическая область человекознания), но она еще не оформилась

дисциплинарно (предмет, статус, методология и теория и т. д. надо

исследовать).

Становление пед. антропологии у нас происходит на солидном фундаменте

отечественной культуры, антропологических традиций и мировой культуры.

Ее задача: изучение закономерности развития целостного человека в

целостном образовательном процессе.

Пед. антропология - система знаний о человеке как субъекте и объекте

образования, позволяющая осуществлять поиск новых типов образовательных

стратегий и технологий.

Разитие педантропологии - условие изменения образовательной политики,

развитие новых отраслей пед. знания ( философия образования, социальная

педагогика, андрогогика, экономика образования, пед. диагностика и др.

отрасли).

Пед. антропология интенсифицирует исследования по:

выявление возрастной динамики воспитательных и образовательных задач,

поиск личностно-развитых стратегий и тактик пед. общения, изучение

возможностей создания личностно-развивающего образовательного пространства,

нахождение условия для становления новых типов учебных заведений,

прогнозирование тенденций развития образовательной политики,

совершенствование систем управления образовательных учреждений и т. п.

Пед. антропология берет задачу разработать требования к содержанию,

форме, концептуальному аппарату учебников и учебных пособий для различных

типов образовательных учреждений и создает условия для внедрения

инновационных образовательных идей в образовательную практику.

Пед. антропология формулирует основные принципы, которые приобретают

статус методологии для всего цикла пед. дисциплин:

1) соответствие содержания методов и форм образования их целостному и

системному знанию о человеке,

2) построение образовательного процесса на основе диахронической и

синхронической системности личности,

3) соответствие развиваемых типов образовательной практики этническим и

ментальным характеристикам субъектов образования,

4) соответствие внедряемых пед. технологий традиционным и инновационным

тенденциям и достижениям

Россиийской и мировой педагогике.

Система проблем методов, принципов пед. антропологии, по мнению Б. М.

Бид-Бада, может быть выстроена в виде пирамиды, фундаментом которого

являются знания:

1) о сущности человека, как объекта и субъекта образовательного

процесса,

2) над ними знания о закономерностях образования, воспитания, учения,

обучения,

3) венчает знания о природе и методе антропологии.

Т. о. это природа личности, общества и познания.

Сегодня производятся попытки определения статуса пед. антропологии в

целостной системе общей антропологии. Пед. антропология в настоящее время

проходит этап своего становления. Главным предметом образовательной и пед.

антропологии является человек.

В антропологии есть субъективный и объективный компонент => она

стремится познать человека как субъект и объект бытия.

Пед. антропология познает человека как субъект и объект

образовательного процесса.

Пед. антропология интегрирует широкий спектр знаний из различных

дисциплин (аксеология, биология, культурология, философия, кибернетика,

медицина, плитология, религиоведение), а чтобы вычленить знания, нбх-е для

пед. антропологии, надо выявить ведущие идеи, явлющиеся ее методологическим

основанием.

Сегодня очевидно, что пед. мысль России возвращается к

антропологическим основаниям.

Развитие идеи пед. антропологии. Возможно, что наследие отечественной

пед. культуры имеет блестящую плеяду ученых и практиков и специальная

область знаний, в которых была развита антропологическая проблематика

(педология, философия образования, социология, возрастная и педагогическая

психология и др.)

В основе обострения интереса к пед. антропологии лежит цель - выработка

новой парадигмы образования, центрированной на человеке. Педагогики научной

школы по-разному отреагировали на освоение антропологической проблематики.

Педагогика не может существовать без антропологического основания!

Современная пед. концепция развития образования и воспитания

основывается на идеях:

целостности человека,

его биологической и социальной природы,

личности и ее субъектности (для Сластенина!),

единства физического, психического и социального развития человека,

единства индивидуального и социального развития человека.

Ряд идей об изучении развития личности были в центре внимания учителя

на рубеже веков (Лесгафт, Пирогов, Ушинский, Рубинштейн М. М., Нечаев,

Бехтерев, Кантеро и др.). В их работах гуманистические традиции в подходах

к человеку и его поведению (идеи добра и справедливости, внести посильный

вклад в развитие человеческой культуры).

Большой вклад в разработку антропологического знания внес М. М. Бахтин.

Центральное понятие - "событие бытия", которое рассматривалось как

показатель индивидуального бытия, как срез определенной эпохи, историке

-культурной ситуации.

Жизнь - Д, цепь поступков, "сплошное поступление".

Событие бытия - как место встречи, точка пересечения, из которой

осмысливается индивидуальное бытие и бытие вообще.

Требование ответственности. Каждый шаг должен быть пропущен через

нравственное сознание человека. Антропология и этическая онтология Бахтина

длительное время были не задействованы до современных концепций личности.

Исходная посылка Бахтина - тезис об уникальности каждого человека, что

предполагает и наличие определенного долженствования (претворить свой

"избыток видения" в действительности) => каждый человек наделен избытком

видения, который открывается только ему с его места. В этом предназначении

человека-знать свою единственность и претворить ответственным поступком. Он

рассматривал человека как проблему философии, психологии и педагогики.

Пафос Бахтина составляло стремление не потерять человека, неповторимую

индивидуальность за штампами и разногласиями.

Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны работы Ананьева:

развернутая характеристика "индивидуальность", "личность", "субъект

деятельности". В его работе характеристика человека как субъекта Д,

становится основополагающей (способ организации личностью жизни).

Субъективность раскрывает личность индивидуально и типологически:

уровень активности (мера субъектности) - есть типологический критерий.

Затем Ананьев решает, как личность отражает и реализует общественные

тенденции. Леонтьев: концепция качеств личности как системного индивида.

Задача системноуровневого развития личности, диахронического

(развертывающегося во времени строения жизненного пути).

К нему присоединются Ломов, Абульханова-Славская, Асмолов и др. Новый

период: последнее десятилетие

Характеризуется "логикой самоосуществления" идеи личности.

Исследователи открыли новые грани личности:

отраженная субъективность, событийная общность, неадаптивная ак-сть,

персонификация.

Усилилось противостояние психологических школ, начинается переход на

новый парадигмальный уровень. Возрождаются идеи духовности, ценности,

ответственности, развития, самостроительства, бессмертности. Изменяется

образ концепций личности (из абстрактных к усложненным и операционным).

Сейчас идет тенденция изменения понимания масштаба субъектности человека.

Основа для построения концепций личности - идея субъектности учителя.

Субъектность (Петровский-мл.) - свойство самодетерминации бытия

личности в мире. =>, за свое развитие личность ответственна сама.

Субъективность не возникает сама, для ее развития нужны специфические

условия бытия, включенные в Д и общение, развитие умения давать отчет о

своей Д и общении. Личность - главный субъект Дей:

витальной (жизнеД), предметной (практической), коммуникативной

(общение), рефлексивной (саморазвитие).

Личность интегрирует все это в целостный гештальт, выбирая формы своей

активности, свободы и уровня развития.

"Отраженная Субъектность" как продолженность одного человека в другом

дает возможность исследовать образование устойчивых характеристик личности.

Экспериментальные исследования характеристик личности поставило вопрос

о мотивации воспроизводства своей субъективности в мире, т. е. о стремлении

человека быть отраженным в жизни, культуре, значимых других,

как "Я сам". Анализ системы "индивид - другой индивид" позволило

рассмотреть субъекта в его становлении, отраженного и возвращенного.

В процессе.... личность выбирает свои способы приобщения, формируется

индивидуальный мир, образ жизни.

Взаимосвязь... и индивидуализации на разных стадиях становления

личности отразилась на разных стадиях развития пед. антропологии (переход

от социального развития личности к принципу индивидуализации). В отличие от

принципа типологизации принцип индивидуализации чаще рассм-ся учеными. Одни

исследуют высший уровень развития личности (Ананьев), другие - модус

активности (Прангишвили), третьи - способность индивидуальным образом

интегрировать социально-типические качества (Мерлин), четвертые -

избирательность внутреннего по отношению к внешнему, как способность

внутреннего преобразовать внешнее (Рубинштейн).

Проблема индивидуальных различий по способности преобразовать в

проблему индивидуально-типологических различий.

В течение длительного времени в психологии выделяется один тип

личности. Его параметры расматривались как идеальная модель для реальных

личностей, но с позиции теории индивидуальности именно эта теория вобрала

представление о качествах личности, которые не вмещаются в единую

нормативную модель, т. к. индивидуальность отличается. => Выявление новых

более существенных модальностей.

Индивидуальное - не единичный вариант типического, а особая модель,

которая занимает свое место среди рядов типов.

В условиях этой проблемы наука должна установить единую линию перехода

от социальной к социально-психологической, а затем к собственно

психологической типизации. Единство перехода от одной типизации к другой

осуществляется введением характеристик....

Черты социального типа служили не основным признаком для поиска

социально-психологического типа, а задавали разнообразие при общем

социальном типе, по разным психологическим....

В основу типологии пед. антропологии вслед за Рубинштейном положен

принцип анализа личности через ее жизнеД, через способ ее жизни. Это дало

возможность преодолеть одностороннее понимание личности вне ее жизни.

Тезис: потребность в созидании должна охватывать не только предметный

мир, но и самого себя, свое сознание, общение, взаимодействие, личные

качества....

Нбх-о различать педагогические и психологические задачи.

Педагогические задачи связаны с созданием условий развития личности

(личностное пространство), с бытовым и психологическим сервисом:

психологическая атмосфера, гуманистическое взаимодействие, личностная

свобода, приятие, отсутствие авторитаризма, перспективы личностного и проф.

роста, возможность транслировать себя другим, доверительность в общении,

масштабность окружения, наличие средств психологической защиты и поддержки.

Представление развития личности в онтогенезе складывалось в течение

длительного времени и вызрело к концу ХХ в.

Рассмотрение онтогенеза как качественного преобразования личности -

несколько десятилетий назад. Это активизировало научную мысль и поставило

вопросы о динамике развития личности, этапов ее становления, оптимизации

методов пед. воздействия.

Исследования развития личности в онтогенезе проводила Л. И. Божович.

Личность - взрослый человек, который достиг достаточно высокого уровня

психического развития. Характеристика личности: способность господствовать

над обстоятельствами и изменять их в соответствии со своими целями и

сознательно управлять собой.

Но это не значит, что биологические особенности не влияют на развитие

психических (генетическое влияние) => нет ни одной врожденной особенности

организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития

ребенка. Их значение: в системе каких факторов они действуют.

16. 11. 99г.

Субъектно-деятельностный подход в педагогическом образовании.

Категориальный строй науки меняется при возникновении новых значимых

идеи, которые не обозначаются или нечетко описываются традиционными

понятиями. Так происходит с феноменом субъективной педагогики в

соответствии с гуманистической парадигмой образования, где личноть - есть

самоорганизующийся объект, наделенный характеристиками:

способность присваивать мир идей и предметов, производить,

преобразовывать их, создавать новое;

осознание и принятие задач, установок Дети на всех этапах ее осущ-ния,

способность самостоятельно их

определять;

владение умениями, ориентирующими основание Дей, реализуемых в

соответствии с принятыми или

самостоятельно выработанными установками и задачами;

осознание собственной значимости для других людей, ответственности за

результаты Д, причастности и

ответственности за явлениями природы и социальной действительностью;

способность к нравственному выбору в ситуациях противоречий,

обоснованный выбор внутри своего "Я", а не

во вне;

способность к рефлексии. Потребность в ней как условие осознанного

регулирования своего поведения, своей Д

в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и с

другой стороны - с ограничениями,

осознанием своей несвободы;

интегративная активность (Абульханова-Славская) предполагает активную

позицию личности во всех

проявлениях от осознанного целеполагания до оперирования и

конструктивной корректировки самих способов

Д;

стремление и способность инициативно, критически и инновационно

рефлексировать и прогнозировать

результаты Д и отношений;

направлять на реализацию само- воспитания, образования, оценки,

анализа, развиитя, определения,

идентификации, детерминации и др.;

способность самостоятельно вносить коррективы в свою Д, в сопутствующие

ей обстоятельства с учетом

поставленной цели, внутренняя независимость от внешнего мира, от

внешних проявлений (не игнорирование, а

устойчивость взглядов, ценностей, мотивов, их коррекция и изменение);

творческий потенциал, уникальность, неповторимость, что есть основа для

плодотворных межсубъектных

отношений, взаимодействия, общения.

Это очерчивает объектное поле субъектной педагогики.

Предмет субъектной педагогики - механизм объект-субъектного

преобразования личности (С. М. Годник). Это процесс превращения человека из

объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над

обстоятельствами.

Это преобразование имеет место на:

- макроуровне (учащийся проходит по ступеням общего и проф. развития,

из звена в звено системы),

- микроуровне (с определением человека во всех ситуациях его

личностного развития и проф. роста). Такое преобразование осущ-ся на основе

субъектного подхода, который предусматривает:

смыслопоисковый диалог, как метод развития личности,

средства реализации новых технологий образовательного процесса

(взаимодействие, сотворчество, рефлексия, креативность, ситуационное

проектирвоание, индивидуальное самонаучение и саморазвитие). Субъективный

подход имеет длительную и обширную историографию. Философские знания.

Субъектное бытие человека изучалось:

1) в философских учениях: "человек деятельный" и "познающий субъект"

(Гегель, Кант, Фейербах);

2) вопросы онтологии субъекта, трансцендентальной сущности субъекта

(Хайдеггер, Каиин, Гуссерльд и др.);

Особое место отводится в исследовании онтологической проблемы идеи

русской философии (Бердяев, Зеньковский, соловьев, Лосский, Флоренский и

др.). Они связывали субъектную активность человека с любовью к жизни, к

Богу.

Свою высшую представленность идея субъектности получила в XX столетии в

рамках персонологического направления:

индивидуальная психология (Адлер),

аналитическая псияхология (Юнг),

эго-психология (Эриксон, Фромм, Хорни),

феноменология (Роджерса),

гуманистическая психология (Маслоу),

общая психологическая теория (Узнадзе),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.