скачать рефераты

МЕНЮ


Духовно-нравственное воспитание в семье

традициях православной педагогики, и в русской народной педагогике

почитание родителей рассматривалось как первостепенный долг детей. При

равном уважении обоих родителей традиция отдает предпочтение матери, так

как узы, связывавшие мать и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети

обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но

и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей

на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей — бесценный дар

детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по

мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей

и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и

благополучной.

Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также

произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в

целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в

зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы

и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был

незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались

применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка

перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы,

вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных

направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям

почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой

сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и

сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]

Отношение семейного воспитания и православной школы

Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа –

церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены

в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа,

которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а

та, которая возникла в стороне, даже если и окормляется сторонним

священником, испытывает значительные сложности. Вероятно, дело не только в

священническом руководстве, но и в той живой общинной ткани, которая

составляется всеми взрослыми и маленькими прихожанами совместно с церковным

клиром. Эта общность имеет свое основой Литургическое и молитвенное

единение и пронизывает собой весь организм молодой школы.

Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошую

школу, дать им христианское воспитание и образование, но при этом никак не

хотят понять, что христианством нельзя "заниматься", христианством надо

жить. Обычный аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы

хотим, чтобы у наших детей все было хорошо. И дети, действительно, на

первых порах очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве.

Но если дома в своей семейной реальности дети видят, что их родители не

придают никакого значения духовному, а то и открыто живут по-язычески, то

рано или поздно такие дети начинают вести двойную жизнь и лицемерить.

Нельзя никогда и никому передать дело воспитания своего ребенка.

Даже самой что ни есть православной гимназии. Взять на себя ответственность

за воспитание – значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви.

Сейчас в России существует несколько десятков православных школ. Они

работают уже пять лет, а ведь такое простое дело не сделано – хотя бы

наладить предметные олимпиады между православными школами. Или вечера для

старшеклассников. Это очень важно для ребят – ощутить свою школу не

одиноким островком, но частью большого единого целого, встретить еще кого-

то кроме узкого круга однокашников – других ребят, таких же православных,

живущих сходными интересами и проблемами.

Похоже, мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно

отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального

положительного учебного, методического, административного и даже

воспитательного опыта, которым она обладала. Многим кажется, что у нас все

будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит

об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для

православной школы. Трудным, к примеру, оказывается вопрос поддержания

дисциплины. Принцип семейственности, увы, может быть воспринят по-разному.

Для одних – это особая ответственность и духовное родство, для других –

панибратская вседозволенность. Родительское настроение моментально

передается детям. Дело может дойти до того, что на уроке дети перестанут

обращать какое-либо внимание на педагогов, ходить по классу и т.д. Ну, а

если, преподаватель не имеет особого педагогического опыта или совсем

новичок, тогда могут происходить самые невероятные вещи. Ученик что-нибудь

сделает, а учитель ему (с истинно православным "смирением"): "Прости меня,

Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать, стесняются дисциплинарных мер

и решают начисто избавиться от таких непопулярных "советских" методов, как

двойка за поведение, запись в дневник и вызов родителей, а вместо этого

всячески "смиряются" перед детьми.

Дисциплина подрывается еще и тем, что православные родители по-своему

понимают взаимосвязь церковной жизни и школьного распорядка, т. е.

совершенно произвольно могут устраивать выходные своим детям по случаю того

или другого церковного праздника.

Основная идея православной школы – уберечь детей от растлевающей

обстановки в школах государственных, но, оказывается, немало опасностей

поджидает нас и в церковном кругу. Дети воспринимают православную школу как

место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от

учебы. Приходится преодолевать у детей и у родителей странный стереотип:

для православного ребенка главное – читать по-церковнославянски и знать

гласы, а что более того, то от лукавого. А если дитя рисует, особенно если

не храмы и иконы, а город, еще что-то, тогда точно в прелести. А уж если

стихи о любви пишет ...

Хорошо воспитывать детей на житиях святых. Но нельзя требовать с них

после этого исполнения прочитанного. Это такой уровень духовной жизни, на

который запросто не взбираются.

Ступенька к духовной жизни это правильно устроенная жизнь души,

правильное эмоциональное устроение, которое потом приведет к устойчивой,

трезвой, жертвенной духовной жизни. Нужны реальные, общие, интересные дела,

в которых дети могли бы проявить себя как люди, которые не предают

товарища, которые помогут друг другу, простят обиды. Нужны общие дела,

которые помогут им сдружиться. А то ведь бывает так, что в классе всего 10

человек, но и те не ладят между собой. Даже нецерковные дети по сравнению с

ними оказываются более открытыми и дружелюбными. А эти – "ангелочки" с

виду, но иногда друг по отношению ко другу такие дикости допускают – просто

диву даешься. Причем находят себе при этом "духовные" оправдания.

Мы должны постоянно искать общие для школы дела. Чтобы дети и преподаватели

участвовали в этих детских театрах, студиях, в издании гимназической газеты

или журнала. Это очень сближает, это служит моментом общего доверия, когда

дети по-настоящему не боятся себя раскрыть. А закладывать в них духовные

понятия, я убеждена, лучше всего именно в такие моменты открытости.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше

воспитание получается тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но

в этом стремлении мы заходим слишком далеко – мы ограждаем ребенка вообще

ото всех, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе,

в школе, и все это время стараемся пристроить ребенка туда, где он сможет

дружить "безопасно". Так, в конечном итоге, мы доходим до православной

гимназии, и, увы, здесь нас тоже поджидает разочарование: оказывается, что

и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя.

Мы учим детей, что земная жизнь есть подготовка к жизни вечной. Но

ведь подготовка, а не ожидание! Жизнь – это деятельность, созидающая и

преобразующая работа. Иначе она становится похожей на томительно-

напряженное ожидание в очереди к зубному врачу: "Боже мой! Когда же все это

кончится!"

Наши дети панически боятся ошибок. Это наверняка происходит от

непонимания ими сути греха. Они путают свои неизбежные на первых порах

"рабочие" ошибки с грехами и потому жить боятся. Расскажите им притчу о

талантах! Дайте понять, что Господь не ждет от них с первых шагов какой-то

по-особенному выверенной и безошибочной жизни. Использовать таланты, отдав

их в торговлю, это риск. Риск ошибиться и потерять все. Но Господь отдает

предпочтение именно такому рискованному решению, а не безопасной

возможности зарыть имеющийся талант в землю.

Принципы семейного воспитания

Когда начинать воспитание ребенка

Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова

спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с

какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к

сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут

не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это

уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую

еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается

процесс воспитания – или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя

ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На

Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в

период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери.

Это естественно, ведь ребенок – плод родительской любви, отвечает на

любовь. Но он чувствует также и нелюбовь – в том случае, если он

нежеланный. Это нельзя забывать.

Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться,

причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более

собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И

благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже

живущего младенца.

Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы –

следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И

если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией

благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца – но уже по своим

законам, законам "века сего".

Ничто не заменит ребенку семью

По монастырскому обычаю, в воскресной школе учатся мальчики.

И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение

правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование

отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В

университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских

курсах – девушки.

Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины.

Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины,

хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не

работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая

деятельность – все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные

основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания.

Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и

уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак,

все чаще создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не

сошлись характером – разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто.

Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом,

почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что,

соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть

своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей

душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ,

разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что

произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего "я". Целое

рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия –

нецелостность. Во мне, в моей душе много других "я", а мои "я" тоже где-то

гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя

видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация

нецелостности – нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие

неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи

– и человек лишается корней.

Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный

педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить

ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В

один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания

Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит

женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то

лохмотьях; около нее – тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как

только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то

засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя

зубьями, чтобы причесать... Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это

– моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не

осознает.

И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того,

что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но

дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с

ближним, с миром закладываются в семье. От семьи – все импульсы жизни.

Родители учатся вместе с детьми

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного

образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше

время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку

духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок

воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.

Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его

семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают

свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но

мы никого не неволим.

В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было

единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в

детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о

сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему

отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на

своего ребенка, а потом сказал: "Все это поповские бредни". И все. В

следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво – мнение

папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша

родительский авторитет очень высок.

Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.

Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений

прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что

многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детсадов,

"продленок" и других детских учреждений – сами были лишены тепла семейного

очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то

учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной

школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в

достаточной степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей

– у нас пока нет.

Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание

для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа

человека, душа гражданина Царства Небесного. [5]

Как воспитать религиозность у детей

Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям

знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям

только знание о Боге.

А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется

только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится

отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину

души.

Знание Бога отличается от знания о Боге.

Знание Бога — непосредственное восприятие Бога внутренним чувством,

знание о Боге — достояние ума и памяти.

О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают

Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

О том же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли

господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,

3).

И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую

связь между живыми существами — человеком и Богом.

Прийти к познанию Бога — не значит найти Бога вне себя, как

некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то

логическими доводами,— это значит каким-то таинственным образом дать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.