скачать рефераты

МЕНЮ


Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

потому что он был очень добрый и ласковый.

Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые

подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными

глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и

спать, свернувшись клубочком.

Я очень люблю мою ласковую кошку.»

- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему?

- Какие части речи делает описание более полным, точным и образным?

(Прилагательные)

- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые вы

будете использовать в описании.

6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

7. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить

того, кого вы описываете.

8. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца.

Какие слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему

животному.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего друга,

отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.

Конспект урока.

Сочинение-описание «Мой лучший друг».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста и формирование умения

отличать описание человека от других видов описания.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

описывать);

3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

тексте.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого

оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в

описательном тексте).

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,

человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и

чётко представить то, о чём говорит автор.)

- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием

человека, а какой - нет.

Учитель зачитывает 2 сочинения:

«У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском

саду.

У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она

небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня

выручит.

Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго.»

«Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года.

Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я

люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат.

Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как

сёстры.

Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга.»

- Докажите, что первый текст является описанием друга, а второй - нет.

Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно описать

своего друга? (Имена прилагательные).

- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые

волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2

тексте (младший брат).

- Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают

ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам

помогут ваши рисунки. Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в

своём сочинении? (Какой он?)

- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на

вопрос «Какой мой друг?».

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка,

этот мальчик - мой лучший друг).

- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать своё отношение, вам

нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части?

(Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание друга).

- Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно

описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не

любит).

- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно

описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…)

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать

о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы

яснее и точнее представить того, кого вы описываете.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие

слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты.

Конспект урока.

Сочинение-описание «Моя комната».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения

анализировать и сравнивать описания.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

описывать);

3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

тексте.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого

оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в

описательном тексте).

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,

человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и

чётко представить то, о чём говорит автор.)

- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает

свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:

Учитель зачитывает 2 сочинения:

«Мы живём в доме на втором этаже.

В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол,

стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а

у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей

комнате есть три окна.»

«У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много

интересного.

Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные

занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а

слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит

разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой

коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу

стоит телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.

Мне очень нравится моя уютная комната.»

- Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.

В 1 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с

основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты

непоследовательно.

2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей

комнате.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней

нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь

спортивную стенку.»).

4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы,

находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного

прилагательного, описывающего их.

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут ваши рисунки.

Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать комнату? На какой вопрос вы должны ответить в

своём сочинении? (Какая она?)

- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на

вопрос «Какая комната?».

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что мне нравится

моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного…).

- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

т. е. отвечать на вопросы какая моя комната и выражать своё отношение к

ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам

помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть комната.

Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал,…).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание комнаты).

- Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать описывать вашу

комнату? (Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая,

просторная, светлая…»).

- Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель, ковры, технику…)

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к своей комнате,

написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему…).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твою комнату. Какие

слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к комнате.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок класса.

Конспект урока.

Сочинение-описание «Мой класс».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения

анализировать и сравнивать описания.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

описывать);

3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

тексте.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого

оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в

описательном тексте).

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,

человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и

чётко представить то, о чём говорит автор.)

- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает

свой класс, обоснуйте свою точку зрения:

Учитель зачитывает 2 сочинения:

«Мы учимся в большом, просторном классе.

В нём 3 ряда парт, напротив них - доска и учительский стол. На окнах

висят светло-голубые занавески. Справа у стены - небольшие шкафы с книжками

и тетрадками. На стенах - много разных комнатных растений. В дальнем углу

стоит цветной телевизор.

Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нём - одно

удовольствие.»

«В нашем классе много разных вещей и предметов. Когда я прихожу утром

в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей. В

классе 14 парт, 2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол со стулом. В горшках

много растений. Есть даже красивая роза. Она недавно зацвела, а Боря сорвал

цветок. Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс.»

- В 1 тексте автор лучше описывает комнату.

Во 2 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура описания: нет вводной части, из заключения не

понятно, как автор относится к своему классу, в основной части описание

непоследовательно.

2. Не раскрыта основная мысль.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны, т.к.

не относятся к описанию класса («Когда я прихожу утром в класс, я сразу

начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей.», «…Боря сорвал цветок.

Его за это ругала учительница.»).

4. Описание не позволяет точно представить класс, в тексте

использовано мало прилагательных.

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут ваши рисунки.

Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Как раскрыть тему сочинения? (Описать класс. Ответить в своём

сочинении на вопрос какой он?).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите какой класс.

- Какая будет основная мысль вашего сочинения?(Моё отношение к

классу). Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится мой класс, мой класс

уютный, мне хорошо учиться в моём классе).

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

т. е. отвечать на вопросы какой мой класс и выражать своё отношение, вам

нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в просторном,

красивом, большом классе,…).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание класса).

- Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы опишите в своём

классе.

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к классной

комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему,…).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки, они помогут вам описывать ваш класс.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие

слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок другой любимой

игрушки.

Конспект урока.

Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2).

Контрольный срез.

Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых

умений у учащихся.

Ход урока.

1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много

работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои

знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно

весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей

будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой

материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для

более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.

2. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

3. Сочинение.

4. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

Анализ результатов (контрольный срез).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.