скачать рефераты

МЕНЮ


Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования

проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.

Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на

отличном или хорошем уровне);

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано

частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

Результаты формирующего эксперимента.

|Умения |Умение |Умение |Умение |Умение |

| |строить |раскры- |отбирать |использовать|

|\ |описание |вать тему и |материал в |прилагательн|

| | |основную |соответствии|ые в |

|Уровни | |мысль в |с темой |описательном|

|развития | |сочинении |сочинения |тексте |

|умений | | | | |

| | | | | |

|Высокий |88% |88% |94% |94% |

| | | | | |

|Средний |12% |12% |6% |6% |

| | | | | |

|Низкий |0% |0% |0% |0% |

Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении -

7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное

- 14.

Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего

эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и

связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88%

класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать

прилагательные в описательном тексте - 94%.

Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые

умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после

обучения нет ни у кого.

Примеры детских сочинений:

Коренной Витя.

« Моя любимая игрушка - тигр.

У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на

Новый год.

Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный

носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие

чёрные глаза. На носу у него усы.

Он мне очень нравится!»

Голубева Лиза.

« Моя любимая игрушка - кукла Роза.

У меня есть кукла. Её зовут Роза.

У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого

коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда

заплетаю их в косы.

Мне нравится с ней играть.»

Корнилова Оля.

« Моя любимая игрушка - попугай Кеша.

Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень

нравится.

Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки

коричневые, хохолок у него светло-зелёный.

Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»

Кудряшева Диана.

« Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка.

На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это

обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась.

Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У

него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы

и красно-зелёный свитер.

Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»

По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в

процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики

последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и

основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с

темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).

Выводы.

Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках

развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно

повысился.

Показатель высокого уровня развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего

этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную

мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии

с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в

описательном тексте - на 52%.

Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения

сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем

уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании,

которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94%

детей.

Анкета.

С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков

развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего

эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало

участие 17 человек.

Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в

сочинениях? Как именно они тебе помогли?

4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,

получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?

6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?

Анализ ответов.

По результатам анкеты была составлена таблица.

|№ | | | | | | |

|вопроса |№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 |

|/ | | | | | | |

|Ответы | | | | | | |

| | | | | | | |

|Да |94% |76% |100% |94% |70% |82% |

| | | | | | | |

|Нет |6% |6% |0% |6% |30% |18% |

| | | | | | | |

|Не очень|0% |18% |0% |0% |0% |0% |

Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие

часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли

описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще

(так считают 94% класса).

На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были

следующие:

- было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») -

41%;

- легче, удобнее описывать - 35%;

- описание получается более точным и подробным - 24%.

70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки,

получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не

отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили,

что они были более подробными и точными.

82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать

рисунок.

Выводы.

Детям понравились уроки развития речи с использованием их

изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при

работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к.

они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными.

2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков,

их описания получились лучше.

Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу

интеграции и отметили его высокую эффективность.

Заключение

1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи

реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование

изобразительного творчества детей.

2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода

на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и

использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.

3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения

составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с

изобразительным искусством значительно повысился.

До обучения умели строить описание (последовательно и связно

описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную

мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с

темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в

описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.

До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы

частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у

детей было развито умение использовать прилагательные в описательном

тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.

После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы

частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение

использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было

сформировано на высоком уровне у 94% класса.

Уровни развития речевых умений до и после обучения.

Уровень развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать)

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Уровень развития умения раскрывать тему

и основную мысль в сочинении

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

Уровень развития умения отбирать материал

в соответствии с темой сочинения

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Уровень развития умения использовать

прилагательные в описательном тексте

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом

сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных

в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.

Количество употреблённых в описаниях прилагательных

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были

сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%)

учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10

(9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у

кого (0%).

Средние показатели уровней развития

рассматриваемых речевых умений

до(1) и после (2) обучения.

[pic]

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

Показатель высокого уровня развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего

этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в

сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном

тексте - на 52%.

Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения

составлять описание при использовании интеграции с изобразительным

искусством повысился в среднем на 40%.

4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их

изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный

тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями.

Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто

пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее

описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к.

было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным.

2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием

рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.

Результаты ответов на вопросы анкеты.

Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в

сочинениях?

4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,

получились лучше, чем другие?

6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?

[pic]

«Да» -

«Нет» -

«Не очень» -

Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили

его высокую эффективность.

5. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась

эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после

обучения составлять описание при использовании художественного творчества

детей повысился на примерно на 40%.

Список использованной литературы.

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник

научных трудов. Л-д, 1989.

Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский

сборник научных трудов. Л-д, 1981.

Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.

Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании

школьников. М.,1978.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

1981.

Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997

Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964.

Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.

Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

Начальная школа №8 1994

Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества

обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,

1987.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших

школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в

школе №5-6 1992 г.

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и

воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,

1984.

Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

школа №11 1994

Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М.,

1983.

Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны». // Начальная школа №10 1995

Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

развития). М., 1990.

Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные

доклады. Л-д, 1976.

Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. М., 1999 г.

Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. , 1962.

Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные

доклады. Л-д, 1977.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

Лабковская Г.С. М., 1983.

-----------------------

1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143.

1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-

303.

[2] Там же, стр. 303.

1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298.

1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8.

2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

1947, стр. 441-442.

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287.

1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения.

М., 1963, т. II, с. 175.

2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178.

3 Там же, т. 5, с. 355.

1 Там же, т. 3, с. 177.

1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. //

Русский язык в школе №5-6 1992 г.

1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при

изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993

2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное

искусство. // Начальная школа №8 1994

3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/

Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993

1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //

Начальная школа №11 1994

1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир

звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития

интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в

начальной школе. // Начальная школа №1 1997

1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб

1998 г. Стр.77

1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.