скачать рефераты

МЕНЮ


Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

Здесь важную роль играет педагог, который организует познавательную

и творческую деятельность дошкольника, оценивает результаты этой

деятельности и планирует дальнейшую работу.

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль

играет основное средство- метод наблюдения.

В главе III было сказано, что такое наблюдение, как его организовать

и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в

этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные

требования к нему.

Требования к наблюдению:

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности

означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей

объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно

представить художественный образ как результат изобразительной

деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых

общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной,

творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует

особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств,

которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако

выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным.

Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в

лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и

корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую

разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую,

двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми

разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений

дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными

внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате

солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе

объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование

реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает

необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,

разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей,

обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное

слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми

разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели

наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно

сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере

надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в

сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства,

выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети

эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь

ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для

выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы

в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать

явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи,

зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При

систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих

чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со

старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и

издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в

пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со

старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для

этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить

ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше

использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения

целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на

лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка,

выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины

будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как,

какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.

Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками

т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения

теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится

на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует

дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой

особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр

изобразительного искусства, предметом которого является изображение

первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто

изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время

года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую,

национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих

на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов,

убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.

В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.

Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и

выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский

писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких

живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части

подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно

прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по

себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему

содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое

золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают

золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами

её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения,

различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж-

поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный),

космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города

(соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции

мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы

(индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху

(исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта,

портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и

воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт

во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком

объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных,

климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое

ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого

мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства,

разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией

живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия

художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта

положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на

наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе,

будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания

художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний,

впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже

восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту

оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е.

связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.

Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с

живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального

чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы,

наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о

наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом

первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки

можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить

глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и

целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий,

пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не

одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым

к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях,

наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться

восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это

важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия,

миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного

развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное

переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить

пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие

природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но

знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино

и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей

с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния

погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-

колорите, композиции, рисунке.

“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа,

надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои

ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный

отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда

поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н.

Курочкина).

Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего

дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с

живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт

отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

- Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть

и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,

которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и

композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,

чувствовать её звуки, запахи, формы;

- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,

осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её

изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию

художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,

воображение и ассоциативное мышление;

- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность

испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством

художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию

замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства

выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений

(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,

суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;

особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных

и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на

том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для

построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника

наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к

установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного

искусства, музыки, поэзии, литературы.

Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже

как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о

пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в

промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,

ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).

Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,

архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический.

Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,

с процессом создания произведения, получат представление о значении

произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить

внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных

эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети

могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно

способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём

изобразительном творчестве.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые

направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к

природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены

практические эксперименты.

Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной

работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо

опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия,

которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для проведения практических исследований (экспериментов) были

использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.

Эксперимент № 1 (констатирующий).

Цель. Определить особенности эстетического отношения старших

дошкольников к природе и к своему рисунку.

Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;

2.Определение своеобразия эстетического отношения

детей к своему рисунку.

Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по

выбору).

В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего

возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).

Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя

детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает

удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом

себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в

отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались

вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно

назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать

“красивое”? ”.

Полученные данные эксперимента № 1.

Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:

1. Труд людей, орудия труда 3

рисунка

2. Семья, семейные отношения 4

рисунка

3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков

4. Герои сказок и мультфильмов 2

рисунка

5. Цветовые пятна и цветосочетания 1

рисунок

Определили в своих рисунках как “некрасивое”:

1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок

(где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались

чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его

“Некрасивое”.

Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал

свой рисунок?”.

Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице

много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.

Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде,

дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и

явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски,

к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий,

оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий,

тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.

Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

“Солнце отражается в воде” (Ира К.),

“Спелые ягоды” (Алёна Б.),

“Лето” (Паша М.),

“Яблоки на дереве” (Полина С.),

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.