скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование экологических понятий на уроках русского языка

подарят вам свои песни, радость и красоту. А нам с вами следует

заботиться о наших пернатых друзьях.

- Наше путешествие окончено, а птицы нас благодарят волшебной

музыкой. (Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Песни и пляски

птиц»).

Приложение №12

Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение

знаний учащихся о предложении».

Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше

разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать

понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми

словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения

произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним

пейзажам; учить детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы,

художественные образы.

Оборудование урока: индивидуальные листочки с текстами произведений о

весне и рисунками-схемами, фланелеграф, аппликации, «палитра с красками».

Таблицы по теме «Предложение», схемы-опоры по безударным гласным, по

предложению. Выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне. Картина

«Весна». Плакат с высказыванием М. Пришвина о природе. Грамзаписи «Голоса

птиц», «Скворцы прилетели» и произведение П.И. Чайковского «Подснежник» (из

музыкального цикла «Времена года»).

2 кл. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Краткое вступительное слово учителя по теме и цели урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем

всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой

урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Кроме этого, мы будем

слушать музыкальное произведения и раздирать их. Такой урок называется

интегрированным.

Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Оожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весной.)

Правильно, это весна, замечательно и прекрасное время года, когда

вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты

называют весну «Утром года».

- Сегодня мы будем читать тексты и говорить о весне, ее

особенностях, сравним ее с другими временами года, запишем слова,

словосочетания и предложения по этой теме и вспомним все, что мы знаем

о предложении.

(Стук в дверь. В класс входит девочка в костюме «Весны», две

девочки в костюмах цветов – «подснежника» и «одуванчика». Девочки

«цветы» стоят около девочки «Весны», а девочки «пчелки» и «бабочка»

кружатся вокруг них.)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о

весне. Вот я и пришла к вам в гости! – говорит девочка в костюме

«Весны».

(Девочка «Весна» читает стихотворение Г. Ладонщикова. «Весна»).

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идет повсюду,

Гонит зиму со двора.

Но я пришла к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто

они? (включается грамзапись с голосами птиц).

Кто же это мои верные пернатые друзья? (Это голоса птиц: пеночки-

веснички, певчего дрозда, жаворонка…)

Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из теплых стран и радуют

своим пением. А кто это порхает и кружится вокруг? (Это пчелки и

бабочка).

И сейчас вы угадали: это трудолюбивые пчелки и красивая яркая

бабочка. Тоже вестники весны.

А что это за два прекрасных цветка, которые находятся около меня?

Назовите их.

( девочка «Подснежник» читает стихотворение.)

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

- Это подснежник.

- Правильно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.

(Девочка «цветок-одуванчик» читает свое стихотворение.)

А я цветочек желтенький

С зеленым стебельком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком.

- Это одуванчик.

Опять правильно угадали. Это одуванчик, тоже один из первых

весенних цветов.

Вот сколько у меня друзей6 и в лесу, и в поле, и на лугах, и на

реках, в городах и селах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и

защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как

вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-

нибудь новое о себе.

(Звучит грамзапись песни «Скворцы прилетели». Девочка «Весна»

вместе со своими «друзьями» садится за парты и принимает участие в

уроке.)

3. Расписывание схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках,

подготовка руки к письму.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему?

Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. А какое стихотворение

Плещеева о весне вы знаете? («Уж таял снег…»)

Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем

«расписывать» рисунок, чтобы подготовить руку к письму.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(Учащиеся разными штрихами и элементами букв «раскрашивают»

рисунок.)

4. Работа в тетради.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно,

проверьте посадку. А сейчас вспомним правило о безударных гласных в

корне слова, проверяемых ударением, и проведем словарный диктант

«Буковка» на слова с безударными гласными. Эти слова нам встретятся в

текстах.

е, о, и, а, я

(З…леный, скв…рцы, л…сточки, д…лекая, нар…дились.)

Проверим свою работу с тем, что написано на доске.

5. Работа с 1-м текстом:

- Сейчас мы начнем читать и разбирать тексты о весне.

…Пришла весна. Наступил первый весенний месяц – март. Все месяцы

года хороши по своему, но март – это особенный месяц. Зима не хочет

уступать и сдаваться. Еще кругом лежит снег, и лед стоит на реках.

Морозно и ветренно, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!

Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все веселее. Солнышко

греет все дольше и теплее. Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое

небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые

весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.

Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится

первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зеленые

кружева. Как прекрасно в лесу!

а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.

- Ребята, так почему же говорят, что «март – это особенный месяц года»?

Как все изменилось вокруг с приходом весны?

Сейчас повторно прочитаем этот текст. Подумайте, как его можно

озаглавить.

Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия. Так вот вы

сами и озаглавьте его.

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам «цепочкой» (4чел.)

- О чем прочитал каждый из вас?

в) Озаглавливание текста.

- Как же озаглавим этот текст? «Весна пришла», «Начало весны»,

«Голубой март».

г) Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту.

- Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала

земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март называют

голубым? Докажите.

д) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.

Найдите слова, которыми описывается первая зелень.

А кто из вас видел, как распускаются деревья и кусты? Так какие же

признаки ранней весны?

Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищение тем,

что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно.

Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений.

Прочитайте еще раз предложение: Наконец-то пришла долгожданная весна!

Разберите его. Какое это предложение по цели высказывания? А по

интонации? Для чего служит интонация? Найдите грамматическую основу

этого предложения. А есть ли в этом предложении второстепенные члены?

Какой знак препинания стоит в конце этого предложения?

е) повторное чтение текста (2чел).

- Так о чем же мы прочитали в этом тексте? Что узнали?

ж) Выводы учителя.

- Правильно, мы прочитали рассказ о начале весны, о ее признаках,

об изменениях в природе с приходом весны… послушайте, пожалуйста,

стихотворение о начале весны в природе, ее «первых шагах».

(два ученика читают стихотворение «Весна близка» В. Татаринова.)

Розовый, березовый

В роще встал рассвет.

Лютыми морозами

Старый клен раздет.

Ветер невидимкою,

Плачет и поет,

В синем небе льдинкою

Облачко плывет.

Но теплом повеяло

Утром из леска,

И земля поверила,

Что весна – близка!

Покружит, уляжется

И растает снег…

Это только кажется,

Что зима навек!

- Понравилось ли вам это стихотворение? Вот каким увидел поэт

приход весны в лесу.

6. Работа над 2-м текстом:

- ребята, а сейчас послушайте другой рассказ и скажите, к какому

периоду весны он относится.

а) Чтение учителем 2-го текста вслух. (весна в полном разгаре.)

…Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землей,

раскрашивая все в зеленый, желтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый,

малиновый цвета…

Лес уже полностью преобразился. На коричневых и темно-серых ветвях

берез, осин, дубов, кленов…появились маленькие клейкие изумрудные листочки,

блестевшие капельками росы, как жемчужинками, в лучах теплого весеннего

солнышка. А величественная ель гордо красуется среди других деревьев своим

вечнозеленым нарядом.

Распустились весенние цветы: медуница, ветреница, лютик, одуванчик…

Прилетели грачи, скворцы, жаворонки, пеночки… Над растениями порхают и

кружатся красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчелы хлопотно перелетают с

цветка на цветок.

По утрам ласковое ярко-желтое солнце освещает все вокруг и согревает

все живое. Мир стал разноцветным, веселым, живым. Чудесная пора!

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам.

в) разбор содержания.

- Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с ее

началом? Этот текст тоже без названия. Как его можно озаглавить?

«Разгар весны», «Весна-красна», «Весенние краски».

г) Чтение текста учащимися про себя.

д) Ответы на вопросы учителя к тексту с выборочным чтением.

- Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны?

Найдите их в тексте. Каким теперь стал лес? Что нового узнали вы для себя

из этого текста?

е) Повторное чтение всего текста вслух (1чел.)

ж) Выводы учителя.

- Вот мы и закончили читать и разбирать этот текст, а сейчас

поработаем в тетрадях.

7. Работа в тетрадях.

- Ребята, запишем названия тех оттенков цветов, которыми природа так

красиво раскрасила весну. А поможет нам в этом «палитра с красками». С

оттенками некоторых цветов мы познакомились в тексте, другие – запишем

сами.

а) Запись названия красок из «палитры» в тетради с комментированием и

объяснением.

(Учитель указкой показывает на любой цвет на «палитре», а учащиеся

записывают его название с помощью учителя).

Фиолетовый, сиреневый, малиновый, бордовый, оранжевый, лимонный,

желтый, коричневый, голубой, болотный, малахитовый, черный, серебристый.

б) Подведение итога данной работы.

- Вот видите, дети, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа

щедро раскрасила весну, оживила все вокруг.

9. Продолжение работы в тетрадях.

а) Комментированное письмо – запись словосочетаний.

- Продолжим нашу работу. Прочитайте еще раз текст про себя, найдите и

назовите понравившиеся вам образные слова и выражения.

Изумрудные листочки, величественная ель, зеленые кружева.

б) запись предложения на доске и в тетради с полным разбором и

объяснением.

- Запишем предложение о весне и вспомним все, что нам известно о

предложении. Что выражает предложение? Сколько слов может быть в

предложении? Какими бывают предложения по цели высказывания? Какими бывают

предложения по интонации? Для чего служит интонация? Как мы начинаем писать

предложение? Какими бывают предложения по количеству грамматических основ?

А по наличию второстепенных членов?

в) один ученик под диктовку учителя записывает на доске предложение:

Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат черемухи. (Одним из признаков

весны является цветение черемухи в конце мая).

10. Развитие речи – составление и запись небольшого рассказа-сочинения

о весне, ее приметах в природе. Проверка получившихся сочинений. Сравнение,

анализ их. Выводы учителя.

11. Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям – составление

динамической картины о весне (на фланелеграфе с помощью

аппликации).

- Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне,

написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но

ведь и многие композиторы тоже «описывают» природу с помощью звуков,

музыки. Давайте сейчас мы как бы «нарисуем», «создадим» с помощью

аппликации и музыки «иллюстрацию» к данным текстам.

а) Слушание произведение П. И. Чайковского «Подснежник»

- Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, - какой бы мы

хотели увидеть весну на нашей картине. (Представления и рассказы детей).

б) Чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежник».

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

(П. Соловьев)

в) Составление динамической картины.

г) Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к этой

динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними

лучами» и стихотворение С. Маршака «Весна»):

…Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея блещут небеса.

Еще прозрачнее леса

Как будто пухом зеленеют…

* * *

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

- Что объединяет стихи Пушкина и Маршака и нашу составленную картину?

г) выводы учителя.

12. Заключительное слово «Весны»:

а) благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь,

любить, охранять родную природу;

б) рассказ о давнем русском обычае – весеннем празднике «Прилет

жаворонков»;

в) подарки гостям и детям;

г) чтение учеником стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»;

д) прощание с ребятами.

13. Подведение итогов урока. Обобщение. Оценки.

14. Задание на дом (творческое, по выбору).

Приложение №13

Тема: «упражнение в проверке безударных гласных».

Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов

и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание слов,

распознавать орфограммы; развитие творческого воображения учащихся;

воспитание любви к родной природе.

Оборудование: портрет С. Есенина; картина с изображением «зимней»

березы; тексты стихотворения С. Есенина «Береза».

Ход урока

1. Постановка цели урока.

2. вступительная беседа.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – русский поэт, перу

которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи

он посвящал изображению родной природы.

«Береза» - это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.