скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование коммуникативной компетентности подростков (на материале уроков иностранного языка)

чтении, а именно:

Говорение.

Владение говорением на «уровне выживания» означает достижение

элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей школьнику умение

в наиболее типичных ситуациях повседневного общения:

- устанавливать и поддерживать контакт в разговоре;

- сообщать и запрашивать информацию;

- побуждать партнера к неречевым и речевым действиям;

- выражать свое мнение и побуждать собеседника к ответной реакции;

- обосновывать мнение и предлагать собеседнику высказывать свою точку

зрения;

- выражать чувства (отношение к предмету речи, ситуации и др.) и

побуждать собеседника к выражению своих чувств (отношений).

Перечисленные требования означают, что обучаемый может пользоваться

языком как средством выживания, т.е. в процессе непосредственного общения

следить за разговором носителей языка на изученную тему, не обязательно

понимая при этом каждое отдельное высказывание, и реагировать на услышанное

(выражать свое мнение, информировать, запрашивать информацию и т.д.). Речь

учащегося должна быть понятна носителю языка, адекватна ситуации общения,

предмету речи и социальному статусу собеседника. Допускаются паузы,

колебания, перифразы, повтор, самокоррекция, использование конструкций,

употребленных собеседником, достаточно сильный акцент, отдельные ошибки, не

влияющие на взаимопонимание партнеров по общению.

Указанные выше требования конкретизируются в таблицах применительно к

диалогической и монологической речи (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1.

Диалогическая речь

|Виды диалога |Коммуникативные задачи |

| |и соответствующие им речевые действия |

|Диалог этикетного характера|Приветствовать и ответить на приветствие; |

| |представиться, представить другого; |

| |попрощаться; |

| |поздравить, выразить пожелания и отреагировать |

| |на них; |

| |начать, поддержать и закончить разговор; |

| |вежливо переспросить; |

| |выразить благодарность и отреагировать на нее; |

| |согласиться/не согласиться с чем-либо; |

| |выразить радость/огорчение. |

|Диалог-расспрос |а) Типа интервью: |

| |- целенаправленно запрашивать информацию, в |

| |одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? |

| |Что? Где? Куда и т.д. |

| |б) Обмен вопросами и сообщениями: |

| |- запрашивать и сообщать информацию, переходя с|

| |позиции спрашивающего на позицию отвечающего и |

| |наоборот. |

|Диалог-побуждение |Обратиться с просьбой, выразить |

| |готовность/отказ ее выполнить; |

| |дать совет и принять/не принять его; |

| |высказать предложение и выразить |

| |согласие/несогласие с ним; |

| |пригласить к действию/взаимодействию и |

| |согласиться/не согласиться принять в нем |

| |участие. |

|Диалог-обмен мнениями, |Выслушать сообщение/мнение собеседника и |

|сообщениями |согласиться/не согласиться с ним; |

| |выразить свою точку зрения, обосновать ее, |

| |чтобы убедить собеседника; |

| |выразить сомнение, неуверенность; |

| |выразить одобрение/неодобрение. |

Таблица 2.

Монологическая речь

|Виды монологических высказываний |Коммуникативные задачи |

| |и соответствующие им речевые действия|

|Краткое сообщение |- Сообщать фактическую информацию: |

| |Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, |

| |-ие)? Зачем? - сочетая предложения в |

| |правильной логической |

| |последовательности. |

|Рассказ |- Рассказывать о себе (своем друге, |

| |школе, городе/селе); |

| |- выражать при этом свое мнение, свою|

| |оценку, используя для этого оценочные|

| |клише: Отлично! Это просто здорово! |

| |Меня это радует/огорчает! И др. |

|Описание |- Описывать природу, город/село, |

| |внешность …, используя слова и |

| |словосочетания, обозначающие |

| |качества: прекрасный/страшный, |

| |хорошо/плохо, длинный/короткий, |

| |высокий/низкий и пр. |

|Характеристика |- Давать характеристику и |

| |обосновывать высказывание, составляя |

| |его по схеме: тезис, аргументация, |

| |резюме: Моя подруга очень симпатична.|

| |У нее голубые глаза, темные волосы. |

| |Она умна и готова прийти на помощь. |

| |Мне оно очень нравится. |

Аудирование.

Достижение «уровня выживания» в области обучения аудированию

предполагает формирование элементарной коммуникативной компетенции в этом

виде речевой деятельности, а именно:

1) умения понимать литературно-разговорную речь носителя языка в

ситуациях повседневного общения, связанную с удовлетворением простейших

потребностей (например: приветствия, запрос, передача информации и др.);

выделить тему и цель беседы, ее основное содержание и, в случае

затруднений, обратиться к партнеру с просьбой повторить предложение,

выразить мысль по-другому, говорит медленно и проще, используя для этого

также перенос, уточняя значение незнакомых слов, побуждая к более

подробному объяснению непонятного;

2) умения в условиях опосредственного восприятия сообщения (например:

объявлений по радио, сводки погоды и др.) понимать основное содержание

аудиотекста: о чем идет речь, что наиболее существенно (см. таблицу 3); при

этом воспринимаемые на слух тексты должны быть аутентичными, доступными в

содержательном и языковом отношении, непродолжительными по длительности

звучания, в основном монотематическими и без шумовых эффектов.

Таблица 3.

Аудирование

|Характер текста |Коммуникативные |Осуществляемые |Задания для |

| |задачи |действия |выявления |

| | | |понимания |

|Речь партнера в |Полно и точно |Использовать |Отреагировать на |

|стандартных |понять, чтобы |языковую догадку |услышанное/восприн|

|ситуациях общения |адекватно |(с опорой на |ятое. |

| |реагировать на |контекст, родной |Определить, |

| |услышанное. |язык, |соответствует ли |

| | |словообразовательн|даваемая в задании|

| | |ые элементы). |информация |

| | |Переспросить, |услышанному. |

| | |просить повторить,|Подобрать к |

| | |перевести, |неполным |

| | |объяснить. |предложениям |

| | | |концовку в |

| | | |соответствии с |

| | | |услышанным. |

|Объявления на |Понять основное |Выделить |Кратко письменно |

|вокзале, прогноз |содержание/значиму|главное/значимое. |фиксировать |

|погоды, программы |ю для себя |Игнорировать |главное (например:|

|передач по радио. |информацию. |детали, помехи. |время прибытия |

| | |Использовать |поезда, |

| | |языковую догадку. |температуру, время|

| | | |передачи). |

| | | |Подобрать к данным|

| | | |вопросам |

| | | |относительно |

| | | |основного |

| | | |содержания текста |

| | | |правильные ответы |

| | | |из приведенных в |

| | | |задании. |

| | | |Выбрать из данных |

| | | |оценочных суждений|

| | | |то, которое |

| | | |соответствует |

| | | |вашему мнению. |

Письмо.

“Уровень выживания” применительно к владению письменной речью означает

достижение учащимися элементарной коммуникативной компетенции,

обеспечивающей умения:

1) заполнить простую анкету, формуляр основными сведениями о себе (имя,

фамилия, место и дата рождения, место проживания и др.);

2) написать поздравительную открытку зарубежному сверстнику к

праздникам, отмечаемым в стране изучаемого языка (Рождество, Новый год,

Пасха), а также ко дню рождения;

3) написать личное письмо зарубежному сверстнику (о себе, своей семье,

друге, учебе, интересах, праздниках и др.), используя основные правила его

оформления, в том числе и этикетные (с опорой на образец); допускается

обращение к словарю; возможны отдельные орфографические ошибки, не

искажающие смысла написанного.

Чтение.

«Допороговый уровень» владения чтением на иностранном языке

предполагает достижение учащимися продвинутой коммуникативной компетенции в

этом виде речевой деятельности, обеспечивающей ему умение читать несложные

аутентичные тексты разного характера и типа: прагматические тексты,

регулирующие повседневную жизнь людей в стране изучаемого языка (меню,

вывески, объявления и др.), а также легкие публицистические,

художественные, научно-популярные тексты.

Тексты для чтения должны представлять в содержательном плане интерес

для учащегося IX класса, соответствовать его уровню развития и обученности,

отличаться нормативным языком, ясной логической структурой, доступностью в

языковом отношении и быть небольшими по объему. Допускается наличие

незнакомых языковых явлений, о значении которых школьник может догадаться

(по контексту, словообразовательным элементам, созвучию с родным языком,

либо понять их с помощью словаря, справочной литературы или имеющихся в

тексте опор/сносок, лингвострановедческих комментариев, рисунков,

иллюстраций, пояснений и др.), либо игнорировать как языковые явления,

несущие избыточную информацию.

В зависимости от коммуникативной задачи, характера и типа текста

учащейся должен уметь читать с пониманием основного содержания текста

(ознакомительное чтение), полным понимаем информации, содержащейся в тексте

(изучающее чтение), а также с поиском интересующей или необходимой

информации (просмотровое чтение), используя для этого соответствующие

стратегии чтения.

При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь

определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять

главные факты от второстепенных, опуская детали. При чтении с полным

пониманием содержания аутентичного текста необходимо понимать как главную,

так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия

значения незнаковых языковых явлений (анализ, выборочный перевод, обращение

к словарю и др.).

Темп чтения на иностранном языке отстает от темпа чтения на родном

языке, учащийся не дифференцирует при чтении в полной мере стилистические

особенности текста, часто вынужден обращаться к словарю даже при установке

на понимание лишь основного содержания, с трудом читает рукописный текст

(см. таблицы 4, 5, 6).

Таблица 4.

Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное

чтение)

|Характер текста |Коммуникативные |Осуществляемые |Задания на |

| |задачи |действия |выявление |

| | | |понимания |

| | | |основного |

| | | |содержания текста |

|Несложные |Определить тему. |Прогнозировать |Определить, |

|аутентичные |Выделить основную |содержание по |соответствует ли |

|тексты, |мысль. |заголовку, началу |данная в задании |

|характеризующиеся |Выбрать главные |текста. |информация |

|нормативным |факты из текста, |Делить текст на |содержанию текста |

|языком: |опуская |смысловые части. |или не |

|прагматические |второстепенные. |Догадаться о |соответствует. |

|(вывески, |Ощутить |значении отдельных|Отобрать из данных|

|объявления, меню, |эмоциональное |незнакомых слов |рисунков те, |

|расписание |воздействие от |(по контексту, |которые |

|транспорта и тому |прочитанного |сходству с родным |иллюстрируют |

|подобное); |текста (интерес, |языком, по |текст. |

|публицистические |удовольствие). |словообразовательн|Выбрать из |

|(газетные и |Выразить свое |ым элементам). |нескольких |

|журнальные |отношение к |Не вникать в |заголовков |

|статьи); |прочитанному. |значение |наиболее |

|художественные; | |незнакомых слов, |подходящие. |

|научно-популярные.| |не мешающих |Подобрать к данным|

| | |пониманию |вопросам |

| | |основного |относительно |

| | |содержания. |общего содержания |

| | |Пользоваться в |текста правильные |

| | |процессе чтения |ответы (из |

| | |сносками, |приведенных в |

| | |лингвострановедчес|задании). |

| | |ким комментарием, |Выбрать из данных |

| | |словарем, |оценочных суждений|

| | |справочниками |то, которое |

| | |(если в этом есть |соответствует |

| | |необходимость), |вашему мнению о |

| | |чтобы понять |прочитанном. |

| | |основное |Кратко передать на|

| | |содержание текста.|родном языке |

| | | |основное |

| | | |содержание текста.|

| | | | |

| | | |Выразить на родном|

| | | |языке свое мнение.|

Таблица 5.

Чтение с полным пониманием информации, содержащейся в тексте (изучающее

чтение)

|Характер текста |Коммуникативные |Осуществляемые |Задания на |

| |задачи |действия |выявление полного |

| | | |понимания текста |

|Учебные и |Полно и точно |Использовать |Определить, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.