скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование речевой деятельности младших школьников

красочные определения, олицетворения, умение

пользоваться изобразительными средствами в

своих высказываниях;

- виды текстов: повествование, описание,

рассуждение;

- понятие об изложении, умение письменно

воспроизводить чужой текст повествовательного

характера по готовому коллективному или

самостоятельно составленному плану;

- понятие о сочинении (устно и письменно), умение

составлять текст по серии сюжетных картинок, по

одной картинке, а также на темы, близкие

учащимся по их жизненному опыту, умение

записывать свой текст с предварительной

коллективной подготовкой.

Теперь проанализируем характер материала учебников. Неоценимым

достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений

классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения

устного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты не

только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают

определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться,

погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. Это создаёт

положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к

литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими

конструкциями образцовых текстов.

В учебниках данного автора присутствует система заданий и специальных

упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников,

а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных

ситуациях общения.

В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение

имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет

ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети

знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Так при изучении темы

«Слово» лексика детей обогащается словами, которые можно было бы отнести к

разным временам года. Ученики не только находят среди данных такие слова,

но и по желанию могут определить настроение, которое возникло у них при

чтении того или другого слова. Языковой материал текстов учебника

способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего

воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении

картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют

задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых

ситуациях. Например, при изучении темы «Сочетание ЧК, ЧН», читая строки из

стихотворения А. Блока «Вербочка», дети размышляют над тем, когда мы так

говорим: верба и вербочка, свечка и свечечка.

Младшие школьники знакомятся с этимологией ряда слов: как появилось

слово в нашем языке, из какого языка оно пришло. Так выполняя упражнение №

48 (2-й класс), дети узнают, что в слове карандаш первая часть – «кара» –

означает чёрный, а вторая – «даш» – означает камень. Этимология этого слова

помогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную «а» в

корне слова. В других упражнениях дети узнали, что слово «пальто» пришло к

нам из французского языка, познакомились с образованием слова «алфавит» или

«азбука», узнают, почему снегиря так назвали, что означает слово «фамилия».

Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнее

относиться к словам родного языка. С первого класса дети знакомятся с

многозначностью слов. Рисунки и тексты упражнений помогают им создать

конкретные образы, воспринять значения многозначных слов. Выполняя подобные

упражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с их

названиями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку и

названы одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе дети

знакомятся с синонимами и антонимами. Во 2-м – 4-м классах в процессе

выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление

учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах,

о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах.

Так в упражнении № ? (2-й класс) дети в стихотворных текстах находят

синонимы, наблюдают, одинаково или по-разному они произносятся и пишутся.

Выполняя упражнение № ? (3-й класс), учащиеся подбирают самостоятельно

к словам синонимы или пользуются словарём синонимов, составляют предложения

с любой парой синонимов. Аналогичная работа проводится и с антонимами

(упражнение № ?).

По наблюдениям, дети находят такие упражнения интересными, их занимает

и радует процесс подбора точного и выразительного слова, и одновременно они

учатся умелому использованию в речи этих слов.

Большое значение автор учебников уделяет правильности речи младших

школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением

слов («что», «скучно»), с нормами ударения в словах и формах слов, наиболее

употребительных в речи («магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатся

правильному употреблению в речи слов «одел», «надел», «оделся» и других.

Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности

учащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого

общения. Так выполняя упражнения № 41, 75, дети задумываются над вопросами,

какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какими

можно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом, на примере

типичных ситуаций учащимся показано как следует пользоваться различными

средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении и

так далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях.

В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные

речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную

мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно

строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-

выразительные средства языка и умело использовать их в речи.

Так упражнения № 41, 47, 56 (3-й класс) формируют умение определять

тему и главную мысль текста, упражнения № ? требуют от учащихся подбора

заголовка или соотнесения заголовка с текстом, в упражнениях № 32, 40, 45

(3-й класс) дети проводят наблюдения над структурой текста (вводная,

основная, заключительная часть), развивается умение выделять эти части,

устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и

частей в тексте. При выполнении упражнений № 65, 67, 72 (4-й класс) у

учащихся формируется общее представление о типах текста, умение различать

эти тексты.

В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных

речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и

письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению,

пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения

текста и прочее.

Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших

школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся

осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения

строить связные тексты

Положительным является то, что в учебнике представлено большое

количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны,

помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для

обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Помощь в

работе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучении

любой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём.

Таким образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г.

Рамзаева) способствует и повышению языкового образования и развитию речевой

деятельности младших школьников.

§2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить,

обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в

свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь

выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать

речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое

дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно

действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком

понимании, его организации и корректировке.

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой

деятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности развития речевой

деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык).

Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны

познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны

овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и

определяет композиционную структуру урока.

1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить,

запомнить, научиться).

2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на

организационный момент часто планирую нестандартное начало

урока:

- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова:

представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.

- Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - .

- Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.

- Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.

3. Продуманность отбора материала:

- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный

запас, группировать слова по темам.

- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может

принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

- Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной

речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного

воздействия, так и для запоминания.

- Воспитательная направленность речевого общения достигается

использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами

и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».

- Учу строить свободные высказывания. Для этого:

а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по

демонстрируемым предметам;

б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он

прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и

может разбиться»;

в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода

при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;

г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода,

если на небе большая туча?».

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение

учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной

речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку,

продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над

точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты

произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие

мысли и отражающие действительность.

4. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать

систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или

материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению

речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать

речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.

Во-вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы –

обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не

только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-

эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова,

помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова.

Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не

только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его

использования в различных речевых и житейских ситуациях.

Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована,

прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших

школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого

самовыражения.

Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к

отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав),

произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра.

Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как

они развивают у детей природное языковое чутьё.

- Назови слова близкие (противоположные по

смыслу).

- Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют

сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.

- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.

- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к

пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова,

плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет

страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика

лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить

ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом

наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я,

прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.

В результате беседы приходим к выводу:

|СЛОВО |УБЕДИТЕЛЬНОЕ |

| |ЖИВОЕ |

| |ТРЕПЕТНОЕ |

| |ВОЛНУЮЩЕЕ |

| |ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ |

| |УМЕСТНОЕ |

| |КРАСИВОЕ |

| |ИСКРЕННЕЕ |

Что может сделать слово?

|СЛОВО МОЖЕТ |ОБОГАТИТЬ |

| |РАСТРЕВОЖИТЬ |

| |ОЗАДАЧИТЬ |

| |УСПОКОИТЬ |

| |ИЗЛЕЧИТЬ |

| |ПОБУДИТЬ |

| |СПАСТИ |

| |РАНИТЬ |

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой

деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение

детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией,

историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами,

оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное

событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их

подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет

учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их

рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня,

приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В

качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с

уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы

раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в

речи. Например:

Рад и взрослый, и ребёнок,

Когда беленький, как снег,

В стаде первый оленёнок

Появляется на свет.

Затем идёт беседа:

- О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).

- Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).

- Сравните слова по значению. В чём заключается различие?

- Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение

отличается от слова «олень».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.