скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта

Обращают внимание на движение стрелок.

Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают

стрелки.

В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной

наполняемостью часа.

Таким образом, дети должны научиться различать стрелки, называть их ,

должны знать, на какое число указывает минутная стрелка при определении

целого часа, узнавать не только целый час, тот, который в данный момент

наступил, но и по положению часовой стрелки определять, который час был

и который будет.

В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут.

Представления о временах года начинают формироваться с первого класса с

наиболее типичного, ярко выраженного времени года, затем- с

противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки, потом

с тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки, в

конце- наименее выраженное время года.

С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в годе 12

месяцев).

Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев,

дней недели является календарь.

При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей,

уточняют их назначение.

Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением

интеллекта проводится по следующим этапам (Гаврилушкина О.П., Стребелева

Е. А. и другие):

. по подражанию действиям взрослого

. по образцу действия взрослого

. по словесной инструкции взрослого

Выводы:

Таким образом, одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков,

включенных в содержание общественного опыта, являются математическими,

так как они достаточно отвлеченны и оперирование ими требует выполнения

сложных умственных действий. У детей с отклонениями в умственном

развитии имеются, нарушения познавательной деятельности, которые

затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в

частности, восприятие и ориентировка во времени.

В принципе, овладение элементарными временными детьми младшего школьного

возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, оказывается вполне

возможным.

ГЛАВА II. Особенности развития представлений о времени у детей младшего

школьного возраста с выраженными нарушениями

интеллекта.

1. Цель, задачи, методика и организация исследования.

Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей,

которые появляются у детей с выраженными нарушениями интеллекта при

усвоении временных представлений.

Задачи исследования:

1) дать анализ опыта работы в начальных классах для детей - имбецилов при

работе по формированию временных представлений

2) выявить трудности, возникающие у детей с выраженными нарушениями

интеллекта при усвоении временных представлений.

Констатирующий эксперимент проводился Грачевой О. В. в школе № 565

Кировского района в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта,

начиная с 1 класса по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего

мира, развития речи и практической игры в классах для детей-имбецилов.

Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы: 1класс - 6

человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном обучении), 3 класс -

6 человек, 4 класс- 6 человек.

Анализ методики работы по формированию временных представлений

проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, развитию

речи, практической игре во всех классах.

Выявление трудностей у детей-имбецилов при усвоении временных

представлений проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на

уроках и анализа готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации,

самостоятельные работы).

Те трудности, которые явились более типичными при усвоении временных

представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта вынесены в

таблицу.

Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 3

месяцев в каждом классе.

2. Уровень сформированности временных представлений (представлений о

временах года), выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного

возраста с выраженными нарушениями интеллекта.

Исследование показало, что работа по формированию временных

представлений ведется методически грамотно; а именно работа по

формированию представлений о временах года, пространственных представлений.

Нельзя не отметить и то, что начальные классы являются ко всему прочему еще

и диагностическими. А если недостатки познавательных процессов напрямую

связаны с наличием у ребенка неадекватных реакций на окружающий мир?

Большое внимание в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта

уделяется индивидуальным занятиям по формированию временных представлений,

так как индивидуально-психологические особенности детей в данных классах

настолько разнообразны, что провести фронтальное занятие практически

возможно лишь по определенным, единичным темам. В процессе работы по

формированию временных представлений использовался разнообразный наглядный

материал, нужно сказать, что практически все занятия проводились на

наглядно-практической основе. Работе придавался живой, эмоциональный

характер: рассказ учителя всегда был настолько ограничен во времени, что

дети не успевали устать от одного вида деятельности, причем, во время

рассказа учителя дети одновременно манипулировали с предметами, подражая

учителю, который сопровождал свой рассказ предметными действиями.

В первом классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта работа

по формированию временных представлений начинается с введения элементарных

понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие

признаки( холодно, снег, лед, мороз).

Во вторых классах работа по формированию временных представлений

продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе,

формируется понятие об остальных временах года- осень: похолодание,

изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега,

распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы.

В первом и втором классах формирование временных представлений

строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе,

экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это

более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов

в работе.

В третьем классе расширяются представления во временах года, ведется

календарь природы, проводятся экскурсии в парк для наблюдения за сезонными

изменениями в природе, проводится работа в живом уголке.

В четвертом классе уточняются временные представления детей, полученные в

предыдущих классах. Детей знакомят с трудом людей в городе и деревне в

разные времена года. Проводится ежедневное наблюдение за погодой. Дети

должны знать название месяцев года. Детей знакомят с сезонными изменениями

в жизни животных.

Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое количество

наглядных пособий для занятий . Произвело впечатление следующее пособие:

изготовленный учителем домик с прорезями, который при решении задач являлся

жильем то белок, то зайцев, то птиц.

Методическая система работы по формированию временных представлений в

данных классах оказала влияние не только на развитие элементарных

математических представлений, но и развитие элементов их познавательной

деятельности. Учителя строили занятия с детьми на наглядно-практической

основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и

практических. Все этапы работы проводились последовательно и взаимосвязанно

с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование

временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и

индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов (

зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных

пособий учителя использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический

материал, магнитную доску, предметы, окружающие детей в классе и в природе,

а также в других уголках класса- словом, все то, что так или иначе

целесообразно было применить при формировании временных представлений.

Чтобы нагляднее представить анализ работы по формированию временных

представлений в данных классах, приведем конспекты просмотренных уроков.

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

МИРОМ

ТЕМА. Осень, приметы поздней осени.

ЗАДАЧИ.

1.Уточнить знания детей об осени, осенних месяцах.

2.Учить характеризовать приметы поздней осени.

3.Обогащать словарь детей ( предзимье, поздняя осень, озимь)

4. Развитие связной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Картинки с изображением времен года, картинки с изображением желтых

листьев, дождем и т. д. Иллюстрации, фотографии с изображением осени.

ХОД.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3.Беседа по вопросам.

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какие еще осенние месяцы вы знаете?

- Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень.

- Почему вы выбрали именно эти картинки?

- Какие признаки осени? (желтые листья, идет дождь, люди одеты в плащи и

куртки)

- Какие еще приметы осени вы знаете?

(улетают птицы, собирают урожай, заготавливают на зиму овощи и фрукты)

4.Чтение стихотворения про осень.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость…

( С.Есенин )

Осенний старательный ветер

Листву по дорогам разнес.

( М. Исаковский )

Чтение сопровождается показом иллюстраций.

- Такое время, когда дует пронизывающий ветер, может выпасть снег,

называется «поздней осенью» .

- Как называется, повтори…( 2-3 ученика )

- А месяц ноябрь называется предзимним.

5. Игра «Лето- осень»

Задание: разложить картинки под лето и осень. На доске висят картинки с

изображением лета и осени. Дети подходят по одному , берут картинку со

стола учителя и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

6. Динамическая пауза.

7. Стихотворение Плещеева «Осенью».

- Объяснение слова «озимь».

- О каких еще приметах говорится в стихотворении?

- Как сказано о дожде?( моросит)

- О ветре? ( воет)

- Закройте глаза и представьте осеннюю картину: туча закрыла небо , моросит

дождь, воет ветер. Что вы почувствовали? Чего захотелось? ( солнца, тепла

)

8. Итог.

- Как можно назвать месяц ноябрь?

- Какие приметы поздней осени вы знаете?

ТЕМА. Весна. Признаки весны ( изменения в природе).

ЦЕЛЬ.

1. Уточнение знаний детей о весне.

2. Развитие речи, обогащение словаря.

ХОД.

1. Беседа по вопросам.

- Какое время года наступило?

- Какой первый весенний праздник?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Почему вы думаете, что наступила весна?

- Назовите приметы весны.

Стихотворение про весну.

2. Выход на улицу. Рассматривание окружающей природы.Беседа.

3. Итог (проводится в классе).

- Что мы делали? Куда ходили?

- Какие приметы весны увидели?

ГЛАВА III.Методика формирования временных представлений у детей младшего

школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.

1. Цель, задачи, методика и организация исследования.

Как уже говорилось в предыдущих главах, методика работы по формированию

временных представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта

требует дальнейшей разработки. Необходимо проанализировать трудности,

возникающие при усвоении временных представлений у детей-имбецилов,и

определить пути повышения эффективности работы на данном этапе.

Целью формирующего эксперимента является разработка методики,

направленной на повышение эффективности работы по формированию временных

представлений в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта.

Задачи эксперимента:

1) проанализировать и описать методику работы, которая использована в

процессе работы по формированию временных представлений в экспериментальном

классе;

2) разработать этапы внедрения данной методики в процесс формирования

временных представлений в экспериментальных классах,

3) показать путем проведения уроков развития речи, ознакомления с

окружающим миром, практической игры осуществление разработанной методики

работы;

4) определить пути повышения эффективности методики работы по формированию

временных представлений и дать методические рекомендации по данной теме.

Формирующий эксперимент проводится в школе№ 565 Кировского района

г.Санкт-Петербурга в четвертом классе для детей с выраженными нарушениями

интеллекта.

В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент в

течение 3 месяцев на всех уроках , включая и индивидуальные занятия.

Обучение в экспериментальной группе проводилось по следующей методике:

на всех уроках уделялось большое внимание формированию представлений о

временах года, проводились практические занятия, экскурсии с целью

наблюдения за сезонными изменениями в природе, в животном мире и в жизни

людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного труда,

музыки(продукты деятельности детей прилагаются).

Также знания детей закреплялись самостоятельной работой детей на

компьютере.

Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями

интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей,

связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них

при определении того или иного времени года по тем или иным временным

параметрам, а именно: изменения в животном мире, в растительном мире, в

неживой природе (осадки, природные явления), в жизни людей.

Также в период формирующего эксперимента применялся следующий прием:

использование современных компьютерных технологий. Этот прием позволяет

формировать у детей- имбецилов интерес к математической деятельности и

развивать память путем повторения изученных понятий, также обогащать

словарный запас и развивать устную речь. Это позволяет избежать появления

трудностей при усвоении временных представлений.

Имеено в этом классе у детей с выраженными нарушениями интеллекта

формируется представление о названиях месяцев года, умения и навыки

определения их последовательности, а также последовательности времен года.

Необходимо построить методику формирования временных представлений так,

чтобы избежать появления трудностей, о которых шла речь в констатирующем

эксперименте. Именно поэтому мною предлагается ввести некоторые изменения в

созданную методику и сравнить, насколько будут различными результаты

экспериментов, формирующего и констатирующего..

Формирующий эксперимент проводится только в 4 классе, так как, на мой

взгляд, любой дидактический прием может использоваться только применимо к

определенной группе детей. Именно поэтому эксперимент и проводится в 4

классе..

2. Трудности усвоения временных представлений у детей с выраженными

нарушениями интеллекта в 4 классе.

Прежде чем анализировать допущенные ошибки в ходе формирующего

эксперимента приведем примеры уроков, которые были проведены в

экспериментальной группе.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУДА ПОЙДЕМ»

ЦЕЛЬ.

1. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем

пространстве.

2. Закреплять знания о сезонной одежде.

3. Развитие связной речи.

МАТЕРИАЛ.

Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов ,

обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода , например: зонтик,

плетеная корзинка, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т.д. Листы –

фоны и отдельные элементы ( желтые листья, снежинки, школьный звонок ),

символизирующие сезон или место ,куда отправилась кукла.

ХОД.

На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для

разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка.

Учитель советует детям выбрать сезон и вид занятия.

Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному

сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод –

сарафан, панамку, сандалии, корзинку.

Для того , чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу.

Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной

доске.

Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей.

Желающие могут дополнить рассказ.

Можно использовать стихи, загадки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ВРЕМЕНА ГОДА».

ЦЕЛЬ.

1. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении

животных, жизни и труде людей.

МАТЕРИАЛ.

«Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск,

разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью ( белой – зима,

зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень) Сюжетные картинки,

наклеенные на фланель.

1 – я серия. Сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины,

распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный солнечными лучами дождь,

мокрые, но радостные дети под дождем.

Осень – листопад, туман, моросящий дождь. Зима – снегопад, метель.

2- я серия. Цветы : весенние – подснежники, тюльпаны, фиалки,

летние – розы, ромашки, осенние – астры, георгины. Плоды: весенние – редис,

зеленый лук, черешня, летние – клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки,

арбузы, осенние – мандарины, лимоны, апельсины, яблоки.

3 – я серия. Животные: весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие

и домашние животные с маленькими детенышами, лето – птицы кормят птенцов,

птенцы учатся летать, плавать; осень –косяки птиц перед полетом, белка

запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима –

медведь в берлоге, птицы у кормушек.

4 – я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и

в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.

5 – я серия. Развлечения детей: весна – дети пускают кораблики в ручье;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.