скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта

лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень – дети идут в

школу, собирают ягоды, грибы; зима – катаются на санках, лыжах, коньках,

развешивают кормушки для птиц.

ХОД.

Вращаем « круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в

природе.

Обсуждаем цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и

решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

Картинки сериями размещены в разных местах класса. Из первой серии дети

выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие

решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом

сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и

размещают их в том секторе – сезоне , когда эти цветы распускаются, а плоды

созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки

других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам.

В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с

разными временами года.

Вариант.

Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в

зависимости от сезона. Если картинок много, выбирать можно несколько раз.

Потом вместе проверяем.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»

ЦЕЛЬ. Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать

нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

ХОД. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года,

а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в

этом рассказе, а потом сказать: « Так бывает» или « Так не бывает» – и

доказать, что бывает и что не бывает. Например: « Летом, когда солнце ярко

светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали

кататься». Ученик должен сказать : « Так не бывает. Летом снега нет».

Другой вариант рассказа: « Наступила зима. Выпало много снега. После

уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ученика:

«Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

ТЕМА. Беседа о весне. Чтение детям: В. Бианки. «Апрель».

ЦЕЛЬ. Уточнить знания детей о сезонных изменениях, связанных с первыми

месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц,

чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в книге В.Бианки « Синичкин

календарь».

ХОД.

Учитель уточняет, какой месяц наступил (май), что это за месяц (май –

последний месяц весны).

- Наступила весна и принесла с собой большие изменения . Изменилось все:

поле, лес, люди. Давайте поговорим об этих изменениях. ( На доске

выставляются иллюстрации)

- Каким стало поле? Сошел снег, появились важные грачи. А теперь на поля

вышла техника. Люди готовятся к севу.

- Что происходит в лесу в марте и в апреле. Появляются первые цветы –

первоцветы. (дети дают описание подснежника)

- Подойдите к окну и расскажите, как выглядит наша улица ( на деревьях и

кустах набухли (вскрылись) почки, появились первые весенние цветы и т. д.

- Почему весной так быстро растут растения? ( много солнца, света, стал

заметно длиннее день).

Динамическая пауза.

- Как весной одеты люди?

- Во что дети играют дети?

Чтение главы «Апрель» из книги В.Бианки «Синичкин календарь».

- Что нового вы узнали об апрельских изменениях в природе.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года».

Автор О. И. Соловьева).

ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания

учащихся о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие

связной речи.

ХОД.

- Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?

- Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой,

потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть

в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны,

и картины написаны.

Показ картины «Зимние развлечения».

- Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая

погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день солнечный и

теплый?

- Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе.

Согласны? Как можете подтвердить?

- Давайте рассмотрим, что происходит на горке? ( ответы детей)

- Что происходит со снеговиком?

- Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?

- Попробуйте составить рассказ по картине ( 2 – 3 ученика)

Сравнение, оценка рассказов.

Образец рассказа учителя

- В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе.

Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно

скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху

уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь!

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода,

потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и ещ

е какой-то корм в ведерке.

Хорошее время – зима!

Итог.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней

недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен

вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?»,

бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни

недели.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».

ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить

простое предложение.

ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.

ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из

учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого

времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой

признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление

предложения оценивается фишкой.

В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности

высказывания.

ОБОРУДОВАНИЕ. Четыре больших картинки с изображением времен года, 12

маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок ( на четырех – небо,

на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в

разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с

нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.

ХОД. Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной

раздаются ученикам; двое ведущих у стола.

Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку

которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое

на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня

зима, небо серое, солнце стоит низко, светит мало».

Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой.

Второй ведущий кидает свой кубик , и игра продолжается. Если ученик не

может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках,

ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой.

Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек.

Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается

в игру и помогает сформулировать мысль.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО».

ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки,

отработка умения правильно строить предложения.

ХОД. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют

признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и

правильное ее объяснение ( доказывать могут разные ученики) полагаются

фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дел у меня немало:

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (зима).

Я соткано из зноя

Несу с тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я…( лето).

Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

В зеленые листочки Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу

отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю,

Движения полна. Но не касаюсь

сосен

Зовут меня…(весна). И елочек. Я …(

осень).

ЭКСКУРСИЯ В ПАРК.

ТЕМА. Приметы осени.

ХОД.

- Какое время года наступило? Сегодня мы поищем приметы осени. Посмотрите

на свою одежду и одежду товарищей. Мы надели теплые куртки и плащи.

Почему?

- Стало холоднее – похолодало. Это примета осени.

- Листья на деревьях какого цвета?

- Осенью реже летают бабочки, в траве трудно отыскать жуков и гусениц.

- Не слышно щебетанья птиц, многие птицы улетели в теплые края.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

ТЕМА. Беседа о зиме.

ЦЕЛЬ. Уточнить представления детей о зиме: природа зимой, зимние забавы и

развлечения; одежда и труд людей, птицы,живущие и прилетающие в город

зимой, звери зимой.

ХОД.

- Уходит от нас время года, которое мы с вами полюбили. Уходит зима. А чем

красива зима? ( ответы учеников)

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Чтение стихотворений о зиме.

Рассказ учителя о зиме.(природа зимой, животные – заяц, медведь, зимующие

птицы, развлечения детей)

Итог.

Таблица №1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента.

|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |

|параметры | | | | |

|Изменения в |70% |70% |50% |42% |

|растительном | | | | |

|мире | | | | |

|Изменения в |80% |85% |74% |67% |

|животном мире| | | | |

|Изменения в |58% |56% |51% |49% |

|жизни людей | | | | |

|Социальные |66% |63% |48% |45% |

|явления | | | | |

Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего

эксперимента.

|Временные параметры |4 класс |

|Изменения в растительном мире |35% |

|Изменения в животном мире |50% |

|Изменения в жизни людей |30% |

|Социальные явления |35% |

Проанализируем результаты эксперимента.

В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при

формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 35

уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая

индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 3 месяцев некоторые

уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество

уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту

приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении

трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с

выраженными нарушениями интеллекта.

Таким образом. рассматривая полученные результаты. необходимо отметить, что

количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при проведении

формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми результатами,

что были получены у экспериментальной группы до формирующего эксперимента.

Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию

временных представлений повышает усваиваемость знаний детей с выраженными

нарушениями интеллекта, предупреждая и устраняя трудности, которые

возникают у детей в период формирования понятий о временах года.

Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента

уменьшилось.

На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление

этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.

Методические рекомендации по формированию представлений о временах года

в классах для детей-имбецилов:

1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию временных

представлений с опорой на наглядный материал;

2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при

формировании представлений о временах года путем учета индивидуальных

особенностей каждого ученика;

3) В работе по формированию временных представлений опираться на личный

опыт детей

4) уделять больше внимания работе по формированию знаний детей о

сезонных изменениях в животном мире

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы

по формированию представлений о временах года у детей с выраженными

нарушениями интеллекта.

Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах для детей-

имбецилов позволяет сказать, что при существующей, далеко не полностью

разработанной методике формирования представлений о временах года дети

испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в результате

появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что

заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики, чему,

собственно, и посвящена эта работа.

Методика работы по формированию представлений о временах года может

быть перенесена на формирование других знаний:

1) закрепление понятий о цвете, форме, величине;

2) расширение кругозора детей и обогащение словарного запаса;

3) развитие и коррекция высших психических процессов: мышления, памяти,

устной речи;

4) развитие мелкой моторики рук.

Методика по формированию представлений о временах года у детей с

выраженными нарушениями интеллекта является на данный момент не полностью

разработанной.

Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические

способности умственного развития, что и является причиной возникающих

трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение

данных трудностей у детей-имбецилов является сейчас актуальной проблемой в

коррекционной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА.

1. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях",

Ленинград, 1985 г.

2. Р.А. Атаханов "К диагностике развития математического мышления учащихся

вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2, стр.60.

3. Н.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова "Методика преподавания математики в

начальных классах", Москва, 1984 год.

4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе",

Москва, 1954 г.

5. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников",

Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П.

6."Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.

7. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную

школу", Москва, 1983 год.

8. "Дидактические игры и упражнения по арифметике", М.Н.Перова, Москва,

1972 год.

9. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения",

перевод с польского

10. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред.

Данилкина, Ленинград, 1974 г.

11. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.

12. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва,

1969 год, под ред. Моро, Бантова.

13. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год.

14. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3 классах",

Москва. 1975 год.

15. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина,

Москва, 1972 год.

16. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград-

Москва, 1952 год.

17. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы",

под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.

18. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред.

В.Г.Петровой, Москва, 1982 год.

19. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе",

Москва, 1950 год.

20. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе",

Москва, 1953 год.

21. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления

учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр.8.

22. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной школе",

под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год

23. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н.

24. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во

вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год.

25."Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях",

Ленинград, 1985 год

26. Д. Чейти "Готовность к школе", Москва, 1992 год.

27. В. В. Эк "Обучение математике учащихся младших классов

вспомогательной школы", Москва, 1990 год.

28. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной

школы в процессе обучения", Москва, 1984 год.

29. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год.

30. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике в

начальной школе", Москва, 1977 год.

31.Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся

вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3

32.Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы пользоваться

часами // Дефектология, 1986г.,№ 1.

33. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы . под

ред.В. Г. Петровой,М.,1982г.

34. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника., М.,1979г.

35.Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева

и А. Р. Лурия, 1973г.

36.А.Р. Маллер, Г. В. Цикото. Обучение, воспитание и трудовая подготовка

детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г.

37.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г

38.Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у

детей дошкольного возраста, 1974г.

39.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав. В. В.

Данилова, 1987г.

40.Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г.

41.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта:

Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г.

42.Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно

отсталых дошкольников, М., 1980г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.