скачать рефераты

МЕНЮ


Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется

без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

Совершенствовать вычислительные умения поможет игра “ Кормление

рыбок “ Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок,

подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример

на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.

Здесь будет рисунок!

Рисунок 2

Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той

кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

Дидактические игры на развитие мыслительных процессов

используются и на уроках природоведения.

Игра «Овощи фрукты» имеет цель закрепить умение детей

классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы

«класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным

количеством игроков.

Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды

берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики

одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача

мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи в корзину овощ.

2-й ученик: Кладу огурец.(Поворачивается к соседу, передает мяч и

произносит: «Положи в корзину овощ».).

3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется

, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

Игра «Каждому овощу – его листву» состоит из двух наборов

карточек:

1) с картинками овощей;

2) с гербарными листьями этих овощей.

Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву.

Использование дидактических игр в процессе обучения младших

школьников активизирует их интерес к учению.

2.2 Формирование творческих способностей средствами

занимательного и наглядного материала на уроках математики

Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней

сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они

осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 7-8

лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает

через игру в мало знакомый ему мир другого человека.

Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника

более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством

познания мира проявления и утверждения себя в нем.

В младших классах игра по-прежнему занимает одно из важнейших

мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр

важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению

свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в

определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно

психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие

воспитательные и образовательные задачи решает учитель.

Подготовка ребенка к школе включает формирование элементарных

математических навыков и представлений, развитие математического мышления и

сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют

считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью

говорят, что могут считать до тысячи.

Родители таких детей часто высказывают опасения, что их ребенку

будет скучно на уроках математики, где в начале считают до десятка.

Однако наблюдения показывают, что умение считать до ста и более

еще не определяет математического развития ребенка. Нередко первоклассник,

считающий до ста испытывает серьезные затруднения при выполнении

арифметических действий в пределах десятка. Дело в том, что дети часто

заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет

реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает

мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности.

Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники, при

решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных

представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники

неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну,

больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают

правую и левую сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние

в шагах от стола до двери и т.п. .

Нередко дети даже не имеют представления, какими мерами

пользуются при продаже молока, крупы, яиц, овощей и фруктов.

В начале школьного обучения от ребенка не требуется знания

больших чисел. Но до поступления необходимо, чтобы он умел сознательно

считать в пределах десяти, знал прямой и обратный счет первого десятка,

представлял себе состав названного числа, т.е. умел разделить это число на

слагаемые, решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине

лежало пять яблок, сколько там осталось, когда мама взяла от туда два

яблока?»

Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о

числе связывать определенные представления о той или иной совокупности

предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь отсчитывать 3

предмета, пересчитать их по порядку (1,2,3), сложить в одну группу,

например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число кругов,

квадратов.

Накопление математических навыков и представлений происходит с

помощью дидактических игр, в процессе которых младший школьник приобретает

отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве,

правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну,

одинаково, пополам.

Большую пользу приносят игры и упражнения на составление фигур

из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти

игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа.

Таким образом, игры, используемые на уроках математики,

способствуют развитию творческого начала личности ребенка младшего

школьного возраста

(см. приложение Г).

Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках

математики в начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными

способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие

восприятия формируют у младшего школьника умение анализировать предметы по

таким признакам, как цвет, форма и величина. Другая группа игр,

направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка

умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в

действительности.

Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном

возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте – это его

устойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических игр

происходит совершенствование свойств внимания и постепенный переход от

непроизвольного внимания к произвольному.

В дидактических играх происходит развитие памяти ребенка,

мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом

определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными

способами.

2.3 Творческие игры в работе над слогом

Дидактические игры занимают все больше места на уроке. Учителю

важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее

цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного

задания на другое, с целью обработки определенного способа действия, во

время физминуток, придавая учебной работе дополнительные

положительные эмоции.

Все более прочные позиции в методике, педагогике и психологии

занимает обучение, направленное на развитие понятийного мышления, при

котором должно происходить усвоение полноценной теоретической информации. «

Если мы хотим, - писал Д.Б.Эльконин, - чтобы обучение в начальной школе

было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности

содержания».

Обучение грамоте должно начинаться с сознания у детей общих

представлений о строении языка, с организации наблюдений за происходящими

процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со

строительства системы лингвистических знаний учащихся. Такое обучение не

может обойтись без освоения специальных лингвистических понятий.

Одно из первых фонематических понятий, с которыми знакомятся

первоклассники, - слог. Оно используется в трех направлениях:

- для обучения чтению – мы учим читать не сразу целыми словами, а сначала

по слогам;

- для обучения фонематическому анализу – звучащее слово делится на слоги,

а затем выделяются звуки внутри каждого слога;

- для обучения письму – мы учим детей для самоконтроля, диктовать себе по

слогам.

Познакомить с понятием – значит познакомить детей с его

опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от

других. Для слога это:

- звук или группа звуков, произносимых на одном выдохе;

- слог не обладает лексическим значением;

- при нарушении последовательности слогов слово искажается или

превращается в другое.

Осознанное усвоение детьми этих признаков и приведет к

осознанному усвоению понятия «слог».

Для понимания первоклассниками того, что слог – это группа

звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных

признаков), методикой в разные годы предлагалось много приемов. Например,

использование горящей свечи описывал известный русский методист

А.М.Пешковский. В качестве примера мы предлагаем обучающую игру,

рекомендованную П.С.Жедек.

«На стадионе»

- Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и

хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они

кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте

и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют

шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не

спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».

- Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово.

А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно,

они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.

Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова

по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование

часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.

Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна

такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.

Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать?

(Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.)

Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные

слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь,

понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда

произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги

соединились, получилось слово.

На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю

с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать

стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

Что за ли? Что за мон?

Никакого смысла.

А как скажут лимон –

Сразу станет кисло!

Что за ки? Что за но?-

Людям не известно.

А как скажут кино –

Сразу интересно.

Что за хал? Что за ва?

Вот еще одна загадка.

А как скажут халва –

Сразу станет сладко.

Во время игры учитель может использовать «ловушку» и досказать

такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание

детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться и образовать слово.

Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать,

например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения -

игры.

Учитель произносит слово, а ученики – другое, поменяв слово местами. Здесь

также уместно использование слов – «ловушек», при перестановке слоговв

которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…,

пора -… .

Одновременно с введением понятия «слог» первоклассникам

сообщается и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться.

Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа

действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения

слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками

и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует

ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, –

поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.

Второй прием тоже не может считаться универсальным, так как не

все слова, например, синий или птицы – могут быть правильно разделены на

слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием

скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как

произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является

основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте –

формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового.

Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо:

- опознать буквы каждого слова;

- определить, как они читаются в каждой позиции;

- осуществить плавное слоговое чтение;

- осознать прочитанное.

Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями

слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы

зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение

ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать

слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует,

что первую букву надо читать твердо».

Для того чтобы такие рассуждения ребенок проводил осознанно,

чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка

чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке", использованием пособия

"абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно

она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру

учитель может со всем классом, по рядам парами и т.д.

Для тренировки первоклассников в чтении прямых слогов, кроме

такой подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и

слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые

таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и

игровым полем.

| Ва | Па |

| Та | Ми |

| Са | Ма |

| Ле | Ня |

| Ли | ша |

| |

| Ба | Тон | Зар |

| За | Нан | лет |

| Ня | Ян | |

Рисунок 3

Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей

в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и

звукобуквенной форме.

Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки,

выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из

трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

1) Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался

только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное

полотно). Помогите Незнайке.

Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся

слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика.

Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог

надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что

слово не составилось;

2) учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в

слух произносят слог, который получился в результате того, что они

поменяли буквы местами.

Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога.

Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать.

Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей

письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников

умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму,

слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая

диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая

диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении

последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной

игре.

Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать

комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения

правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в

комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда,

когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи

слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и

развитию психических функций учащихся и требует определенного методического

мастерства учителя начальной школы.

2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся

начальных классов

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой

оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал

особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его

мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.