скачать рефераты

МЕНЮ


Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок

видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение

жизни в природе».

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой.

Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из

впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым

трудно соперничать».

В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает,

воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился

понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее

богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная

составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался

В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в

парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне

проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников,

знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо

одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что

экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача

экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может

быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают

ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с

очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит

длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и

ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель

обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое

голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев

на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и

переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее

продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.

Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям

пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его

на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это

плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,

листьями, корнями.

Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей

сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте,

доброте и пользе для природы этого живого существа.

Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников

присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у

детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки.

Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий.

Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные

в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя

частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

Сказку продолжают все вместе.

Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда

жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и

сопровождают это событие радостными возгласами.

Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и

поют песенку «Во поле береза стояла…»

Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в

красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга –

дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже

приходится учиться.

Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и

изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир

и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие

встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что

творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и

развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди

природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Без участия родителей невозможно заложить фундамент

экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь

к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример

положительного отношения к природе взрослого.

Дидактические игры экологического содержания представляют

несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям

этого возраста

Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская

любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может

зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для

заинтересованного изучения экологической дисциплины.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и

осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по

отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение

Д).

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения

учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс

развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.

3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по

проблеме

исследования

3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента

Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем

школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и

провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества

у младших школьников.

В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу,

что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма

психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая

успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой творческой деятельности является

воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее

новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности

(Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

Важными показателями в развитии функций воображения является

опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой

внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять

ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем

детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на

изучение воображения и развития творческого начала детей.

Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко,

Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды,

которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических

предметах в развитии творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы

необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в

учебном процессе.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение

эффективности использования игры и игровых приемов как средство

формирования творческого начала младших школьников.

В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса

(контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г.

Горячий Ключ.

Для оценки творческой деятельности, продуктивности,

оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику

разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].

Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на

каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как

контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с

одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили

дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении

степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент

оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не

повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру

использования заданного для дорисовывания эталона).

Познавательная мотивация творчества младшего школьника

проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности,

сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном,

высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету,

качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности

творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается

часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к

новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте

основным компонентом творческого начала становится проблемность,

обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая

стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у

творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это

еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень

непохожести, нестандартности, необычности.

Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление

умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила

игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на

определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению

возможности более быстрого решения проблем.

Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько) [

]

Инструкция к проведению

Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и

подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной

игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно

задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

В основе способности к развитию творческого начала лежит такая

личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,

Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность

развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению

как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного

способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность

(необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость

(многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная,

стереотипная).

Для выявления креативности мы использовали специальную методику

«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].

Инструкция

Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о

каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по

выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы

или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого

ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим

признакам:

1) скорость процессов воображения;

2) необычность, оригинальность образов;

3) богатство фантазии;

4) глубина и проработанность (детализированность) образов;

5) впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

3.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор

О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками

экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает

задачу на построение образа воображения с использованием заданного

элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое

(свободное фантазирование).

1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается

изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное,

схематичное, лишенное деталей.

2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.

3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в

какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая

зарядку).

4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету

(девочка гуляет с собакой).

5тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах

она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то

теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого

образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша,

которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в

использовании элементов для создания образов воображения.

В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные

дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а

также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности

|Классы |Общее | Типы решения задач |

| |кол-во |(коэффициент оригинальности) |

| |учащихся | |

| | |0 тип |1 тип |2 тип |3 тип |4 тип |5 тип |

|1 «а» класс | | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 |

|(контрольная |20 | | | | | | |

|группа) | | | | | | | |

|1 «б» класс | | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 |

|(экспериментал|20 | | | | | | |

|ьная группа) | | | | | | | |

Рисунок 4

Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого

во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения

предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ

манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше

оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали

методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной

ребенком игры в данной методике были следующие:

1) оригинальность и новизна;

2) продуманность условий;

3) наличие в игре различных ролей для ее участников;

4) наличие в игре определенных правил;

5) точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из критериев придуманная учеником игра может

оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие

в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в

баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность

в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в

игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра

в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа

полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне фантазии:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкий.

Результаты исследования отображены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры

|Классы |Общее кол-во|Уровень развития творческого начала в игре |

| |учащихся | |

| | |Очень |Высокий|Средний|Низкий |Очень |

| | |высокий | | | |низкий |

|1 «а» класс | | | | | | |

|(контрольная |20 |4 |3 |5 |5 |3 |

|группа) | | | | | | |

|1 «б» класс | | | | | | |

|(экспериментальна|20 |2 |3 |3 |7 |5 |

|я группа) | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.