скачать рефераты

МЕНЮ


Интегрированные уроки ИЗО

Интегрированные уроки ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Выполнил студент группы п60а

Шеренков Роман Николаевич

Руководитель: ассистент каф. ПиМНО

Комолова Е. Г.

г. Нижневартовск 2000 г.

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и

методической литературе. 5

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной

школе. 5

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

и изобразительного искусства. 8

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного

возраста. 13

§ 4 Выводы к I главе. 17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 2 Анализ содержания программных материалов. 22

§ 3 Выводы ко II главе. 24

Заключение. 25

БИБЛИОГРАФИЯ. 26

Введение.

Система уроков развития речи, как и система художественно-

эстетического воспитания школьника — два взаимосвязанных компонента

обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и

продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может

свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о

неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое

время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в

сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить,

а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом

будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.

Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень

развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы

у младших школьников.

Анализ педагогической периодики дает понять, что многие педагоги

работали над использованием данного типа интеграции. В статье «Видеозапись

на уроках развития речи учащихся»1 автор ставит целью статьи - рассказать

об использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку

как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к искусству.

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

«Устное народное творчество» [1] знакомит читателя с мнением автора о том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

очень близок к нему, порой даже отражён в нём. В статье «Интегрированный

цикл эстетических занятий в начальной школе» [2] автор говорит о том, что в

условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества

особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих

поколений.

Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было

сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния

художественного творчества и речевого развития младшего школьника в учебном

процессе.

Цель изучения:

- выявить эффективность и целесообразность использования

интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в

начальной школе.

Задачи:

- Показать значимость такого типа интеграции;

- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике

исходя из содержания школьных программ.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения,

развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи

реализации взаимосвязи с изобразительным искусством позволили

сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных уроков

развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень развития речевых умений и

творческих способностей у детей.

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и

методической литературе.

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в

начальной школе.

Психологические основы межпредметных связей были заложены учением

академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной

системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал

образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые

он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи

между всеми формами отражения объективной действительности, в основе

которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных

связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»[3].

Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные

между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в

памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений,

человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В

жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в

котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить

ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо

воспроизводится в памяти.

Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых

взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности

воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные

знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит

важная роль.

Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые

знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в

сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В

свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий

в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения

опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения

возникает не иначе, как на основе предыдущей»[4]. Л.С. Выготский

экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность,

способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает

зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую

работу мысли».

Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой

природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной

деятельности, законами психологии и физиологии.

Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали

положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через

голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли,

которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так

называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют

исключения из этого правила» [5].

Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы

в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они

способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель,

оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только

запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их

тогда, когда это требуется.

На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким

образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее

усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или

явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека.

Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна

ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают

возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на

основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой

группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов,

смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже

известным.

На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом

переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-

синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении

определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы,

обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец,

вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и

частных задач

Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех

сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя по

усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из

важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания

школьников, формирования у них диалектического образа мышления.

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

и изобразительного искусства.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества

школьников [6]. Обеспечение систематического функционирования

внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную

систему развития у школьников художественно-творческой активности. При этом

важно отметить, что межпредметные связи в рамках традиционного учебного

плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению.[7]

Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и

категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству,

построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации

информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного

образования, активному формированию творческой личности, эффективному

сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно

творческой атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства

содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и

эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его

видов.[8]

Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков

изобразительного искусства с уроками развития речи, которые должны

обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей

у учащихся.

В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой

личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью

детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае

нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции.

Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том,

чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания,

мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов

постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в

педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей

должны органически слиться.

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным

произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и

эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее

представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно

писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка,

присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного

творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами

изобразительности.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества

детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на

уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий

интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и

приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства

искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед

младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного

искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда

четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение

таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль

сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний,

приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе

индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с

искусством.

В современной педагогической практике широко используется

иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным

искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях

более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает

произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко

распространен в практике.

Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование

комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи

позволяет:

- формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-

эстетическое сознание;

- формировать творческий подход к языковому образованию;

- глубоко понимать изучаеме;

- установливать органическую связь между искусством слова и

изобразительным искусством и более основательно понимать особенности

каждого из них.

Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и

художественного творчества более успешно формируется не только определенный

комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».

Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в

активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть

несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и

получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и

вопросы на межпредметной основе, а также другие общепринятые методы

обучения.

Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как

внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные

результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда

привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит

подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации

учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в

процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не

только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости,

целенаправленности и сосредоточенности внимания.

Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные

знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее

экономным путем воспроизведения знаний смежных предметов является

напоминание учителем того, что уже известно учащимся.

Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому —

первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:

сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им

известны из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос, ответ на

который требует припоминания материала смежного предмета; дать задание на

припоминание другой дисциплины; привлечь известное произведение,

художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец,

организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.

В повседневной практике различные методические приемы по использованию

межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового

материала, особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что

беседа—такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у

учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся

к пониманию и усвоению новых знаний.

Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из ранее

пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного

опыта учащихся.

В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений,

выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены,

необходима систематическая работа по закреплению изученного материала.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.