скачать рефераты

МЕНЮ


Интегрированные уроки ИЗО

Закрепление необходимо и для того, чтобы учащиеся могли использовать

полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.

Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения

новыми знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и

осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся те следы и

связи, которые образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал,

что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и

неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и

следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в

прямой зависимости от культуры художественного восприятия.

Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным

явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник

увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь,

сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой

удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного,

бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или по

крайней мере очень часто, бывает таким.[9] Исходя из этого необходимо

открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития

художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но

необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково

важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг

друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально,

и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу,

чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в

чем»[10].

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический

процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения

искусства.

Главная особенность художественного восприятия произведений

изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль

принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-

смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание

художественных образов.

Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура,

в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,

постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного

творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического

воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного

восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики —

непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и

продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно

несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую

контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту;

коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную,

когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

Эту стадию можно условно назвать художественным последействием.

Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному

постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на

художественное восприятие. Как и установка на создание произведений

искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной.

В любой психологической установке, так или иначе, выражены

определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная

потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на

поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения. Полученное

при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых

встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную

готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей

встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие

художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не

исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и

здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах

искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями

художественного восприятия.

Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает,

если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его

материального функционирования в психике складывается еще один ряд

ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие

литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе

ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому

помогает художественная организация словесного материала). Но здесь

механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на

втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее

акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в

представлениях.

Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные

ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на

основе данной исторической системы художественной организации словесного

материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой

творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого»

труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием

профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства

художественного чтения.

Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно

связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их

объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным

результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного

восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

§ 4 Выводы к I главе.

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,

повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования

организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех

основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая

ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного

образования в целом, создания системы художественного образования,

пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня

творческого развития и воспитанности), постоянного использования

межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества

школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и

межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у

школьников художественно-творческой активности.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в

прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие

литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во

многом дополняет друг друга

Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в

стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе.

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные

в журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.

В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»[11] автор

ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках

развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой

культуры, приобщения к искусству.

В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного

творчества—дымковской игрушки

2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для

описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания

памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания

интерьера, фресок этого храма.

Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для

учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в

начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста

видеосюжеты.

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

«Устное народное творчество» [12] знакомит читателя с мнением автора о том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

очень близок к нему, порой даже отражён в нём.

Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с

описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из

этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным

открытием искусства.

В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»[13]

автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по

чтению «Родная речь»[14] для учащихся начальной школы представлен народными

песнями, небылицами, сказками. Вполне естественно, считает автор, что

различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были

близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их

композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным

складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными

мелодиями, имеющими свои ритмические повторы.

Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся обогатятся,

если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными

произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах

местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем

критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся

выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления

сегодняшней художественной жизни.

В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»[15] автор

детально рассматривает понятие интеграции. Интеграционные связи между

предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много

разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.

Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — ИЗО

рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это

будет способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят

содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать

изученный материал.

В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны»[16] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из

целей которого является: осуществить связь содержания уроков чтения с

произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, с изобразительным

искусством. В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение –

изобразительное искусство).

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

школе». [17] автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества

особое значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством

искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества,

несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между

поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину

окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных

ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо

важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к

педагогике развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы -

литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для

каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику

разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности

учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на

полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе

школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного

интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы

составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

§ 2 Анализ содержания программных материалов.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход

к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе

преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка»,

«Мировая художественная культура», а также с помощью различных

факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного

эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет

преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили

широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных

заведений.[18]

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании

изобразительного искусства является задача формирования у учащихся

нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и

в искусстве.[19] Это становится возможным только если удастся закрепить в

сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с

миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи

обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из

важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание

изобразительного с музыкой и литературой»[20]. Связь с поэзией и музыкой

позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не

только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса[21]. Тема урока

«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни

(ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель

использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На

других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных

рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для

проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО,

доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного

образования ставится цель формирования духовной культуры личности,

приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным

наследием[22]. В основу программы включена система межпредметных связей с

чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать

практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с

жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений,

входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела

«Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы

окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование

повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

§ 3 Выводы ко II главе.

Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать

выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки,

ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие

учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на

своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень

неплохие результаты.

В программных материалах по изобразительному искусству Б.М.

Неменского и В.С. Кузина есть много моментов сочетания изобразительного

искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию

курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе.

Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами

программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами

курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности

их интеграции.

Заключение.

В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности

использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного

искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по

данной проблеме и пришли к следующим выводам:

- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления,

диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами

психологии и физиологии;

- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у

учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего

запоминания нового материала;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и

художественных способностей у учащихся;

- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного

искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них

используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи

позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном

процессе начальной школы;

- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе

на практике используется не в полной мере, так как для этого многие

учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в

свою очередь требует более глубокой методической проработки

интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и

развития речи в начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

1981.

Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997

Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

Начальная школа №8 1994

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное

развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших

школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в

школе №5-6 1992 г.

Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

школа №11 1994.

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

1947.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.

Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.

Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная

школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны». // Начальная школа №10 1995

Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

развития). Л-д, 1990.

Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

Лабковская Г.С. М., 1983.

-----------------------

1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык

в школе №5-6 1992 г.

2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997.

[1] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[2] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр.

302-303.

[3] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-

Л., 1947, стр. 441-442.

7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

в начальной школе. с. 307.

[4] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

в начальной школе. с. 310.

[5] Там же. с.312.

[6] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству:

Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в

школе», 1995 г. с. 30

[7] Там же. с. 40

[8] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский

язык в школе №5-6 1992 г.

[9] Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

[10] Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство.

// Начальная школа №8 1994.

[11] Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.:

М.В. Голованова и др.— М., 1993.

[12] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //

Начальная школа №11 1994.

[13] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков

и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

[14] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

школе. // Начальная школа №1 1997.

[15] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

[16] Там же с. 16

[17] Там же с. 25

[18] Там же с. 87

[19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.