скачать рефераты

МЕНЮ


Исследование здоровья детей

|76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5

выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М

|261 |2 ср |91 |4 выс |1240 |5выс |130 |3 ср |16 |-2низ |12бср | |Среднее

значение |228

+12 |2 ср |84

+3 |3 ср |934

+2 |3 ср |145

+5 |2 низ |11

+0,6 |1низ |10б

сред | |

ТАБЛИЦА №2

Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса

(осень)

№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона

|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой

|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | |

| | | | | | | | | | | | | |1 |Болдырев А |244 |5 выс |85 |4 выс |556

|2 н |134 |3 ср |12 |-1низ |13бср | |2 |Верещак Е |287 |2 ср |96 |4 выс

|1192 |5выс |153 |3 ср |9 |2ср |16бв.ср | |3 |Горбачев М |220 |5 выс |81 |4

выс |960 |3с |106 |2н |9 |2ср |16бв.ср | |4 |Евдокимов В |269 |2 ср |94 |4

выс |439 |1 н |179 |5 выс |8 |2ср |14б ср | |5 |Задорожная А |212 |3 ср |94

|4 выс |546 |1 н |102 |1 низ |10 |-1низ |8б н.ср | |6 |Калашников Р |297 |0

н |122 |0 н |492 |2н |163 |4 в |10 |-1низ |5бниз | |7 |Конагбекова А |211

|1 низ |96 |4 выс |333 |1 н |88 |1 низ |10 |-1низ |6бниз | |8 |Конагбеков

Алик |212 |1 низ |75 |2 ср |398 |1 н |88 |1 низ |7 |3 ср |8бн.ср | |9

|Кузнецова А |225 |3 ср |91 |4 выс |297 |1 н |101 |1 низ |14 |-1низ |8бн.ср

| |10 |Кондра В |226 |5 выс |108 |2 ср |805 |3 ср |150 |3 ср |10 |-1низ

|12б ср | |11 |Ольховский А |258 |5 выс |78 |2 ср |595 |1 н |133 |3 ср |9

|2ср |13б ср | |12 |Попова Е |354 |0 н |120 |0 н |350 |1 н |165 |4 в |12 |-

1низ |5б низ | |13 |Пушкина Е |206 |1 низ |110 |2 ср |292 |1 н |130 |3 ср

|12 |-1низ |6б низ | |14 |Рязанова И |188 |1 низ |74 |2 ср |738 |3 ср |113

|3 ср |10 |-1низ |8б н.ср | |15 |Сацевич К |209 |1 низ |61 |4 выс |432 |1 н

|111 |1 низ |8 |2 ср |9б н.ср | |16 |Старожилова И |225 |3 ср |103 |2 ср

|544 |1 н |97 |1 низ |15 |-2низ |5б низ | |17 |Стрельченко А |212 |3 ср |97

|4 выс |748 |3 ср |78 |1 низ |6 |3ср |14б ср | |18 |Сулиасьян Н |403 |0 н

|105 |2 ср |246 |1 н |262 |5 выс |9 |2ср |10б ср | |19 |Торковская М |222

|3 ср |99 |4 выс |614 |1 н |111 |1 низ |6 |3ср |12б ср | |20 |Цатурян А

|250 |5 выс |95 |4 выс |1024 |4 выс |141 |3 ср |9 |2ср |18б в.ср | |21

|Шатилов О |267 |2 ср |107 |2 ср |295 |1 н |155 |4 в |12 |-1низ |8б н.ср |

|22 |Ярмова Е |204 |1 низ |84 |4 выс |626 |1 н |92 |1 низ |10 |-1низ |6б

низ | |Среднее значение |245

+11 | |95

+6 |3 ср |596

+3 |2 н |129

+7 |2низ |1

+0,7 |1н |10б сред | |

Таблицы.

При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который

свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены

результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов

таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой

показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них

было среднее значение индекса Кетле.

Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее

значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у

двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень

индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл)

индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может

быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при

оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у

Насти Д.

У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты

(таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле

(ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих

(17%) школьников.

Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном

соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом

развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей

группе здоровья.

Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК,

представленное на рисунке 3.

Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-

ростового показателя.

Весна 2002

[pic]

[pic]

Осень 2002

[pic]

[pic]

Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное

обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу

свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество

учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни

одной, а у мальчиков у троих вместо четырех.

Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с

низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей

недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к

новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой

тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них

нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под

влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной

и жировой ткани.

У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из

учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а

один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом

общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось

(59%).

Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в

возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового

созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела

(Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.).

Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы

пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой

оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не

справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития.

С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это

произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы

детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со

средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу

с низкой оценкой ИК.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А»

классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и

кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность

развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к

неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено

увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале

октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской

Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с

разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела

значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое

артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови,

функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой

тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания

органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей

С., Настя Д., Наташа Б.

Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и

снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами.

Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является

свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в

психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются

хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям

относятся Миша Ч., Катя М.

Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне

соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который

свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным

условиям существования и возможности реализовать программу развития.

Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов

сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва

«двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует

соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической

нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ

возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в

ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается,

а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца

остается а онтогенезе практически неизменной.

Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди

обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%)

девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном

функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой

системы у этих детей.

Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек

и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно-

сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо

учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение

частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых

функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих

детей.

Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции

деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса

Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую

группу здоровья.

Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных

нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2-

х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и

относящихся к третьей группе здоровья.

Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили

через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после

рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально

дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима.

Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.

Весна 2002год.

[pic]

[pic]

Осень 2002

[pic]

[pic]

Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по

сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением

индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой

ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой,

ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП

у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у

этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда

Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам

необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое

витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим.

У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью

по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким

значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона

оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления

и ЧСС.

Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в

течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной

наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у

школьников.

Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса

Робинсона.

[pic]

[pic]

Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким

значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого

(3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом

на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и

низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной

адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с

учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная

двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и

ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи

с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения,

вследствие чего изменяются вегетативные функции, в том числе и показатели

сердечно-сосудистой системы. Низкая оценка индекса Робинсона

свидетельствует о нарушении в регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС).

В связи с выше сказанным, мы рекомендовали всем учащимся и особенно с

низким и ниже среднего показателями индекса Робинсона активизировать

физическую нагрузку как фактор гармонизации развития и повышения

энергетического потенциала организма.

Физическая активность считается универсальным адаптогеном, так как она

тренирует наибольшее количество органов и систем, в нашей школе физическим

упражнениям придается большое значение и пока позволяет погода они

обязательно проводятся на свежем воздухе т.к. следующими по универсальности

воздействиями на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание

холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя

функции центральных нервных структур, поэтому даже детям, относящимся к

третьей группе здоровья мы рекомендовали больше гулять и обязательно

закаляться.

О функциональном состоянии кардесо-респираторной системы

свидетельствует индекс Скибинского (ИС), при низкой оценке ИС можно

говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и

кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Как следует

из результатов, представленных в таблице №1, весной у большинства

обследованных учениц (47%) были средние показатели значения ИС, у 13%

школьниц – высокие и стольких же 13% - низкие. У 20% девочек весной

значение индекса Скибинского были ниже среднего и у 7% (одна девочка) –

выше среднего. То есть резюмируя можно сделать вывод, что у 33% девочек

состояние кардиореспираторной системы весной отличались сниженной

устойчивостью к гипоксии.

Достоверных различий в величине ИС между мальчиками (таб.№2) и

девочками нами не обнаружено.

Как следует из результатов обследования, представленных в таблице №2,

весной у 12% учеников была высокая оценка ИС, у 23% - выше средней и у 29%

- средняя. У 36% мальчиков функциональные возможности кардиореспираторной

системы были недостаточные, что свидетельствовало о сниженной устойчивости

их организма к гипоксии. Результаты повторного обследования этих же

учащихся через 6 месяцев представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса

Скибинского (ИС).

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Как видно из результатов обследования, представленных на диаграмме Б

рисунка №6 ни у одной из школьниц осенью не было высокого уровня показателя

ИС и к тому же на 7% уменьшилось количество девочек со средней оценкой

индекса Скибинского, кроме того увеличилось на 7% количество детей с низкой

оценкой ИС и на 6% с оценкой выше среднего. То есть осенью у 47% девочек 11

лет наблюдались недостаточные функциональные возможности дыхательной и

сердечно-сосудистой систем, что может быть обусловлено либо возросшей

учебной нагрузкой и новыми условиями обучения, либо, тем что в начале

подросткового периода в связи с половым созреванием замедляется рост сердца

и его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей

растущего тела, также тормозиться прирост легочных объемов и естественно,

функциональных возможностей дыхательной системы (Фебер Д.А. и др. 1990г).

Поэтому девочки и с низкими значениями индекса Скибинского относятся к

группе «физиологического риска» к снижению сопротивляемости организма и

возникновению различных заболеваний и нуждаются в своевременном и

адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих

воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья.

У мальчиков осенью так же как и у девочек, несколько ухудшились

функциональные возможности кардиореспираторной системы, так снизилось на 7%

количество учеников с высокой оценкой ИС и на 5% с оценкой выше среднего ,

т.к. увеличилось число школьников со средней и ниже среднего значениями

индекса Скибинского, что свидетельствовало о недостаточных функциональных

возможностях кардио-респираторной системы у значительной части (42%),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.