скачать рефераты

МЕНЮ


История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

Введение

В 2001 году система среднего профессионального образования России

отмечала свой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно

вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные

вопросы: что делать и как делать?

Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в

разных типах профессиональных учебных заведений содержит много

поучительного и для современности.

Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории

среднего профессионального образования как явления педагогического не могут

быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и

воспитания, пути совершенствования профессионального образования

специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное

обеспечение профессиональной подготовки.

Система среднего профессионального образования — социальный институт,

имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного

комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою

логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам

образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению

социально-экономических основ развития общества. В качестве составной

(базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта

система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные,

научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные,

интегративные функции.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно

доступного и массового профессионального образования, направленного на

подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и

культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения

ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального

образования.

Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла

в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной

трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался

преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты,

создана база для дальнейшего развития.

Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к

рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего,

среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям.

Система подготовки работников на производстве оказалась практически

разрушенной.

Структурные изменения в системах начального и среднего

профессионального образования, также как и структурные изменения в

экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые

работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным

потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с

огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.

Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы,

наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и

опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение

выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем

усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального

образования. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием

многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в

связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах),

знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые

для своего трудоустройства и работы[1].

Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на

рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования

новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы

профессионального образования.

Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух

взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной

системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития

в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования

предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в

течение всей жизни.

Система среднего профессионального образования, пройдя большой

исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и

культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования российского

образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства

на современном этапе.

Таким образом, среднее профессиональное образование не только

обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего

продвижения личности в образовательной системе.

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах

среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры

производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов

управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

и социального сервиса.

Ведущей целью образования в новых экономических условиях России

является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда,

обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими

умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до

лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная

педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и

реализация оптимальных путей развития личности, способной к

самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной

социальной, трудовой жизни.

Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных

и муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в

количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в

себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2].

Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала

тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в

последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%[3].

За последние три года в Классификатор специальностей среднего

профессионального образования введено более 20 новых специальностей.

Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования,

обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие

вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля

подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов.

Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования в части государственных требований к

минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.

Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект

социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и

индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая

сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности,

профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения

среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.

В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность

интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить

новый характер их взаимоотношений.

Целью выпускной квалификационной работы является проведение

исторического анализа развития системы среднего профессионального

образования с конца XIX века по сегодняшний день.

Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно

выделить следующие задачи исследования:

- анализ истории развития системы среднего профессионального

образования в России;

- анализ современного состояния системы среднего профессионального

образования;

- выделить проблемы и перспективы развития системы среднего

профессионального образования в России.

- в процессе развития системы среднего профессионального образования

исследовать изменение функций данного социального института (на примере

Лицея № 105 г. Волгодонска Ростовской области) .

Объектом исследования является история развития системы среднего

профессионального образования Российской Федерации.

Предметом исследования влияние развития среднего профессионального

образования на совершенствование научной подготовки выпускников средне-

профессиональных учебных учреждений.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития системы

среднего профессионального образования в России.

Теоретико - методологической базой выпускной квалификационной работы

явились концептуальные разработки отечественных ученых в области

педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой истории

развития и совершенствования системы среднего профессионального образования

в России. Среди большого количества работ на данную тему можно выделить

несколько в большей степени связанные с исследуемой проблемой, и в

частности, работы Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, Г.М.

Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др.

Эмпирической базой исследования явились результаты статистические

данные, официальные документы учреждений среднего профессионального

образования города Волгодонска Ростовской области. Для сравнительного

анализа использовались так же фактологические данные, приведенные в научной

и публицистической литературе отечественных авторов.

В заключении работы, на основании результатов анализа и оценки

выделены предложения по осуществлению мер, направленных на

совершенствование функционирования и развития системы среднего

профессионального образования.

Практическое использование результатов. Результаты научно-

исследовательской работы по теме могут составить информационную и основу

для проведения факультативных занятий по педагогическим дисциплинам.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка

использованной литературы.

ГЛАВА I. Развитие системы среднего профессионального образования в

России

1.1 История становления и развития российской системы

профессионального образования с 1700 по 2001 г.г.

Систематическое профессиональное образование начинает складываться в

нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских,

типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе

печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека.

Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки

печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль

играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности

которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.

Появление профессионального образования в современном его понимании –

это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий

в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых

государству специалистов путём создания профессиональных школ различного

типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на

приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные

инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных

областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в Москве “Школа

математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году

были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.

В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в

возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном

обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в

1711 – 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение

письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике,

геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся

навигаторских классов проходили практику на морских кораблях,

судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации

работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712

году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа

носила сословный характер, готовила к различным областям государственной

службы.

Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как

в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения

государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям

Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства,

такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их

породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор

находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем

видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались;

однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и

отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако

в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения

добровольно.

Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в

праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В

1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное

училище, положившее начало инженерному образованию в России.

Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось

в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации

в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в

России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных

различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных

заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15

учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17

сельскохозяйственных.

Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в

России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование

государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу.

Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь

министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное

для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими,

средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией

художеств, типографией и цензурой.

Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик.

Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного,

хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление

училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей

учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся

единственный департамент Министерства.

В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая,

средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа.

Попечитель учебного округа назначался императором.

В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный

Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал –

губернаторов.

В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием

несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование

постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее

потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции,

которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в

правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление

осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время

развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России

обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными

заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение

неправительственных учебных заведений.

В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев,

сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии

с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период

управление профессиональным образованием было децентрализовано.

После революции в России средние профессиональное образование стало

частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными

заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при

Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации,

так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными.

К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных

заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.