скачать рефераты

МЕНЮ


История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального

образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего

профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6

тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений

и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего

профессионального образования. Средние специальные учебные заведения

находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а

также субъектов Российской Федерации.

Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений,

выпуск специалистов со средним профессиональным образованием, тысяч

человек.

Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Прием

|732 |652 |644 |630 |665 |662 |685 |707 |766 |844 | |Численность

студентов |2202 |2090 |1994 |1871 |1923 |1976 |2011 |2052 |2147

|2311 | |Выпуск специалистов |623 |585 |546 |532 |473 |494 |538

|545 |563 |568 | |

Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.

Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести

диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего

профессионального образования по признаку уровней и количества реализации

профессиональных образовательных программ:

одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные

ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и

среднего профессионального образования и относящиеся по своей

принадлежности к этому уровню;

двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -

профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной

подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам

повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно

начального или среднего профессионального образования;

многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие

широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.

Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к

конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями

непрерывного профессионального образования.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего

профессионального образования создает необходимые условия для построения

иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и

многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной

к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности,

особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики

региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора

направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а

профессиональному образовательному учреждению в современных экономических

условиях сформировать свою реальную образовательную систему.

При этом диверсификация профессионального образования является

эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и

развития:

проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные

системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы

образования в настоящее время и на перспективу;

результативность, что подтверждается наличием широкого спектра

образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют

поставленные цели;

экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки

профессиональных кадров, отсутствием "безотходных технологий" обучения;

корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что

позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе

индивидуальной образовательной траектории;

управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в

соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.

С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается

правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению

действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя

образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское

общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой

собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация

традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.

К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних

профессиональных учреждений можно отнести:

а) открытие гимназий, лицеев;

б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,

колледжей;

в) создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в

учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в

средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные

занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы

обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и

практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и

ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное

проектирование.

А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского

среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду

четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального

образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер

и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное

образование человека.

И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования

должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения

рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

1. сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального

образования;

2. перспективное развитие среднего профессионального образования,

связанное с внедрением нового.

Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:

социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования

детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных

возможностей);

обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с

традиционными направлениями деятельности.

Перспективное же развитие системы среднего профессионального

образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую

очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

1.3 Направления и перспективы развития системы среднего

профессионального образования

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего

звена для развития экономики, повышения технологической культуры

производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов

управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

и социального сервиса.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два

основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением

этих процессов являются стандартизация и регионализация образования,

которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального

образования.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно

доступного и массового профессионального образования, направленного на

подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и

культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях

обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это

обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в

финансировании среднего профессионального образования.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием

направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и

регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального

образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в

основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких

и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем

инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в

области искусства.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и

потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных

учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и

соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности

регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования

целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств,

имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с

бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального

финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных

учреждений СПО.

Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних

проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других

типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных

учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и

создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,

осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных

рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и

профессий.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных

заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов

(в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица).

Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на

базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее

образование более доступным в территориальном аспекте.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами

развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в

специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных

производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов

управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает

получение доступного и массового профессионального образования, призванного

стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования

молодежи.

Совершенствование структуры сети среднего профессионального

образования будет осуществляться по следующим направлениям:

Основным направлением будет развитие средних специальных учебных

заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом

предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет

горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от

общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде

всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где

эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают

территориальную доступность образования.

Перспективным направлением станет интеграция средних специальных

учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и

создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,

осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных

рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и

профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление

может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных

заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских

комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение

практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать

высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и

потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних

специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности

(и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в

собственности регионов.

Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального

образования в трех направлениях:

1. глобальные тенденции развития образования;

2. основные направления реформирования российского профессионального

образования;

3. тенденции развития, специфичные для начального или среднего

профессионального образования.

1. Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить

следующие:

1. интернационализация и интеграция образования как основные тенденции

формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);

2. информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход

стран к постиндустриальному обществу;

3. культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным

развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного

кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического

развития.

Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда

ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные

связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового

образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой

вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной

педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической

модели воспитания.

Активному сближению образовательных систем способствуют современные

реформистские тенденции в образовании. Одна из глобальных тенденций -

движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного

образования. Речь идет о переходе от образования элиты к

высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное

массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения,

адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого

мира.

Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании

гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию можно определить

как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его

интеграции.

В непосредственной связи с гуманизацией образования находится

тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию

равных интересов для всех и получении качественного образования, в его

растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов

удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.

Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с

интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных

составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано

переходом к постиндустриальному обществу.

Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к

признанию приоритета интересов личности.

На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера,

связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит

в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся

вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих

жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего

человечества.

Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в

глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на

выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание

связано с состоянием развития конкретной страны.

Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный

системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной

интеллигентности и цивилизованности.

В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты

экологического образования не могут изменить культуру современного

общества. Он считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное

образование, цель которого - сформировать такое понимание мира и человека,

в котором человек и мир существуют нераздельно.

Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция,

нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация

образования.

2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается

распространением в последние два десятилетия рыночной экономики -

экономики, ориентированной на потребителя.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.