скачать рефераты

МЕНЮ


Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

начальные звуки корней, хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова и

тем самым проникнуть в память человечества. По гнездам родственных слов

обосновал возможность и необходимость возникновения слов новых и сам

создавал их («смехачи», «смеево»). Неровность и «раздерганность» его стихов

как бы контрастирует с отдельными блестящими по выразительности кускам, с

прекрасными образами и определениями. В годы империалистической войны и

революции Хлебников заметно приблизился к живой социальной жизни (поэмы

«Ночь перед рассветом», «Прачка»); революция он воспринимал как народное

возмездие за века гнета и как путь человечества к проявлению своей

свободной воли. Его смелая образность отозвалась в поэзии Маяковского,

Асеева, Пастернака, Цветаевой.

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский

принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия –

художественная летопись нашей страны в эпоху революции и построения

социализма. Его стихи и поэмы «весомо, грубо, зримо» навсегда вошли в

историю ХХ века. С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в

традиционную силлабо-тоническую систему стихосложения, сильно преображая

ее. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение,

на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее

значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко

выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух,

с голоса, в широкой аудитории. Это был крупнейший со времен Пушкина,

принципиально новый шаг в развитии русской поэзии. Владимир Владимирович

родился в Грузии в семье лесничего После смерти отца переехал в Москву. В

1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В 15-

ти летнем возрасте вступил в РСДРП (б), выполнял пропагандистские задания.

Трижды подвергался аресту, сидел в одиночной камере, где начал писать

стихи. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал свое первое

стихотворение «ночь». В ранних стихах Маяковского заключен страстный

протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности

существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи

Маяковского предреволюционных лет – трагедию «Владимир Маяковский», поэмы

«Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда поэт

стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к «низам», к широким

массам. «Моя революция»,- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г.

Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции – «чтоб

выволочь республику из грязи». Медные трубы и литавры боевого марша, эрос и

лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА – на всем этом

многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности. В

замечательных поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо» Маяковский

воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические

черты эпохи. В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер

буржуазных «свобод», раскрыл всемирно-историческое значение советского

строя. Поэт был весь устремлен в будущее, в «завтра». Огромное влияние

Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области

стихотворных форм. Маяковский утверди новый взгляд на поэта, на его роль в

обществе как борца. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - требовал он.

Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира – у него учились

Иоганнес Бехер, Луи Арагон, Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно

действует в нашей жизни и поныне.

Далее учащимся зачитывают отрывки из произведений этих авторов,

показывающие особенности их творчества.

Хлебников В. «Не шалить!»

Эй, молодчики-купчики,

Ветерок в голове!

В пугачевском тулупчике

Я иду по Москве!

Не затем высока

Воля правды у нас,

В соболях - рысаках

Чтоб катились глумясь.

Не затем у врага

Кровь лилась по дешевке,

Чтоб несли жемчуга

Руки каждой торговки.

Не зубами скрипеть

Ночью долгою,

Буту плыть – буду петь

Доном – Волгою!

Я пошлю вперед

Вечеровые уструги.

Кто со мною - в полет?

А со мной – мои други!

Маяковский В. «Левый марш»

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя

полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во

многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого,

традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных

исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания

заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б.

Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был

профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери,

известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала

высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература,

музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В

1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская

лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в

ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях

призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием

идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В

русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма,

хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и

каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах

Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили

в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ

родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская

жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем

своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт

жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен,

«невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в

его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции.

Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно

богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной

любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик

Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и

проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию

Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт

создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» –

гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии

дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской

поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика

живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г.

изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию.

Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть

лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г.

пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших

мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф»,

возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные

революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт»,

замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились

значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу

стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических

преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки

поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ

века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по

форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная

свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые

краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак

освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.

Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает

все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная

замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в

значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской

поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца

русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих

советских поэтов.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из

стихотворений различных авторов к той или иной группе.

Предлагаются следующие отрывки.

Василий Казин «Рубанок»

Живей, рубанок, шибче шаркай,

Шушукай, пой за верстаком,

Чеши тесину сталью жаркой,

Стальным и жарким гребешком.

«Сон»

За дверями мгла, а сам – в истоме,

Сам в истоме, да в такую мглу

Не пошел домой, а в полном доме

Сладко растянулся на полу.

Владимир Луговской «Песня о ветре»

Паровоз начеку,

ругает вагоны,

Волокет Колчаку

тысячу погонов.

Он идет впереди,

атаман удалый,

У него на груди

фонари-медали.

Командир-паровоз

мучает отдышка,

Впереди откос –

паровозу крышка!

Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”

Плещет лента голубая –

Балтики холодной власть.

Он идет как подобает,

Весь в патронах, в бомбах весь!

Молодой и новый. Нате!

Так до ленты молодой

Он идет, и на гранате

Гордая его ладонь.

В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к

проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему?

Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе?

Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской

культуре?»

Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»

(проблемный урок)

Урок расширяет объем информации учеников по истории развития

советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации

предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа,

наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики

получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и

общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие

кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих

работ.

Методической особенностью урока является просмотр отдельных

фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по

различным номинациям.

Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об

особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного

государства.

Задачи:

а) образовательные - сформировать у учеников представление об

особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;

- ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет;

б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать

информацию из нетрадиционных видов источников;

- развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать

их применительно к другим блокам информации;

в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной

системы ценностей у учеников.

Ход урока.

В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития

советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса,

упоминает об основных типологических особенностях развития советского

кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.

Советский кинематограф, как одна из составных частей советской

культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей.

Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период

создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей

в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский

период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или

иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем

выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением

чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента

попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее

просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами.

И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая

жизнь кинематографистов. И вообще их биография...

Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы

осуществлялась периодически - административно-командная система в полной

мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на

проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной

требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932

г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля.

На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично

товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие

руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации

при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.

В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те

крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся

репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно

отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, -

надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась

некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных

упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших

гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь,

отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне

известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели».

(Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания

разошлись.

Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь

киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми

кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев»

братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г.,

«Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами

низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в

честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную

сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана

считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре»,

а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно

засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль

Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского

киноискусства.

В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных

режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых

рассказывает.

С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое

небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития

кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот

период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.