скачать рефераты

МЕНЮ


Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой

однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об «

Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй

половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического

воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие

отечественной культуры.1

Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала

массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной

архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект,

скатываясь до простой функциональности.

_________________

1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 422-423.

Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-

новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20-

30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков

предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном

объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры

данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не

достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское

искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций

и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство,

театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и

названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не

рассматриваются.

4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов

в СССР в искусствоведческих работах.

События февраля-октября 1917 года создали предпосылки для развития

новой, социалистической культуры. Несмотря на трудности политической и

экономической обстановки - последствия первой мировой войны, начавшуюся

затем гражданскую войну и интервенцию, усиливших голод и разруху, -

вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое

внимание.1 Советское изобразительное искусство с момента своего зарождения

оказалось теснейшим образом связано со становлением и развитием

социалистического общества.

Первые же декреты Советского правительства об охране

художественных ценностей, национализации музеев и крупных коллекций,

постановления об издании большими тиражами классиков литературы,

реставрации архитектурных памятников подтверждали принадлежность народу2

величайших творений отечественного искусства. Реорганизация художественных

школ и академий, создание впервые в истории краев художественных учебных

заведений, открытие множества рабочих и красноармейских студий,

распоряжение о снабжении всем необходимым объединенных в артели мастеров

художественных ремесел - все эти конкретные меры были свидетельством заботы

о выявлении и поддержке народных талантов.

Обращаясь к данной проблеме, Аболина Р.Я в монографии

«Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства

социализма» пишет о том, что «...тяга к искусству широких народных масс

была огромной. Перед ними открылись все накопленные веками ценности

культуры».4 Многие исследователи отмечают ряд характерных событий того

времени: возникают кружки художественной самодеятельности, изостудии,

музыкальные и театральные коллективы. Вопросы эстетического воспитания

народа, содержание и форма нового искусства, близость и доступность его

народным массам, проникновение искусства в быт встают уже в те годы.5

Советское правительство с самого начала делало ставку на массовость нового

искусства, рожденного в годы Великой Октябрьской социалистической

революции. Разрушались старые устои быта и всей

жизни; шла неустанная борьба

1 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых

лет строительства социализма, изд. Академии художеств СССР,

М.: 1962, с.5.

2 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от

ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.6.

3 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР

до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.7.

4 Аболина Р.Я., с.46

5 Лебедев П.И. - Сов. искусство в период иностранной военной

интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949, с.40.

против традиций прошлого.1 Уже в первые годы после революции советская

власть приняла все меры к тому, чтобы уничтожить разрыв между искусством и

народом, чтобы подчинить искусство интересам Советского государства.

Партия вела за собой миллионные массы народа. Она организовала трудящихся,

чтобы преодолеть те препятствия, которые стояли на пути к построению

социализма, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы направить

развитие советской культуры по правильному пути.2 Таким образом, видно, что

Советское правительство с 1920 года начинало активно бороться за создание

единого, массового, общенационального искусства, полностью соотносимого с

официальной идеологией марксизма-ленинизма. В частности, в 1922 г. в

резолюции ХII партконференции было указано, что «партия должна делать все,

что от нее зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и

групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-

крестьянскому государству».3 Наиболее полно политика партии по вопросам

искусства была выражена в это время в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925

г. о политике партии в

1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”,

1989, с.340

2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М..:

1957, с.174

3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов

ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174

области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с

точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния

искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития.

Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и

искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы

писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они

создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с

«предрассудками братства» и используя все технические достижения старого

мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму,

понятную миллионам».1

По отношению к пролетарским художественным организациям политика

партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их

поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди

них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно

большее количество объединений

____________________

1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК

РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.

М.: 1954, с.347.

2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК

РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.

М.: 1954, с.345.

деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская

идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в

целях пропаганды социалистического образа жизни.

В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших

возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством

близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области

искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей

«находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно,

вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма

вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для

агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное,

коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры

большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в

самое позднее время,

____________________

1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982, с.50.

2 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982,, с.75

3 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

4 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

как, например, кинематография, ритмика»1 с целью их использования с

огромным результатом в качестве пропаганды. Ленин В.И. также уделял

огромное внимание кинематографии, правильно оценивал его огромную

пропагандистскую роль, называл кино важнейшим из искусств, так как именно

кинематография в тот период развивается активно, активнее других форм

искусства, приобретая популярность в народе.

Наряду с пропагандой через новые формы искусства активно используется

монументальная пропаганда, появившаяся в начале 20-х годов 20 века.

Подписанный в 1918 г. Лениным В.И. декрет о монументальной пропаганде

определил важнейшие общественные и идейно-художественные принципы

художественного творчества, поставленного на службу революции.2 В ленинском

плане монументальной пропаганды «задачи художественные тесно переплелись с

агитационными и воспитательными».3 Художники с горячим энтузиазмом

откликнулись на ленинский призыв. В осуществлении плана монументальной

________________

1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-

советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.79.

2 Очерки истории сов. искусства. М.: Сов.худож., 1980, с.6.

3 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и

первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.:

1962, с.8.

пропаганды приняли участие почти все художники Москвы и Ленинграда. На

какое-то время общими задачами борьбы за новую культуру революция

объединила самых разных художников.1 В короткое время преображается облик

всех крупных городов: наряду с памятниками и мемориальными досками улицы

городов, внутренние помещения различных

учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период

революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в

агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием,

иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой

пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское

государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина,

плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных

образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные

значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства,

успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни,

художники уже не просто

_______________________

1 Ильина Т.В. “История искусств русской и советской школ”, “Высшая

школа”. М.: 1989, с280.

2 Аболина Р.Я, - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.7

мечтают о царстве свободы и социальной справедливости; в своих

произведениях они стремятся выразить «идеалы нового общества».1

В годы НЭПа искусство продолжало активно участвовать в общественной

жизни. Этот период - 20-е - начало 30-х годов отмечен возникновением и

совместным существованием множества различных организаций и учреждений.

Все объединения можно условно разделить на две группы. Первая - это

проправительственные организации, такие как АХРР («Ассоциация художников

революционной России»), ОСТ («Общество художников-станковистов»), НОЖ

(«Новое общество живописцев»), АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»),

ОСА («Объединение современных архитекторов») и др. возникли в то же время,

действовали в контексте официальной идеологии, шедшие в авангарде партийной

пропаганды. Данные объединения четко соблюдали принцип партийности в

искусстве, который связан с политикой партии в области искусства, с ее

руководящей ролью. К другой группе можно отнести организации и отдельных

художников, архитекторов, не принадлежащих ни к одной из организаций,

которые являются сторонниками альтернативной марксизму идеологии.

Представителей данной группы официальная власть относила к сторонникам

__________________

1 Очерки истории сов. Искусства, с.7

«левого», мелкобуржуазного направления в искусстве.1 Советское

правительство вело активную пропаганду против подобных деятелей искусства,

которые, в отличие, от значительной части представителей творческих

профессий, с большим энтузиазмом «воспринявших революцию и немедленно

включившихся в творческую работу на новой основе, ... отнеслись открыто

враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к новой

власти».2

Одним из ярких примеров подобных организаций могут служить организации

Пролеткультов, организаций, возникших еще до Октябрьской революции и тогда

противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере

захваченными сторонниками враждебной марксизму идеологии. Представители

«левых» течений в искусстве, «захватив некоторые ответственные посты в

Изоотделе Наркомпроса, который руководил всей художественной жизнью в

области изобразительного искусства, эти художники выдавали себя за творцов

новой революционной культуры, пытались навязать свою идеологию рабочему

классу».3 Представители данных творческих

________________

1.Лебедев П.И - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, 1921-

1931 г.г., с. 8.

2 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7

3 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7

объединений проводили выставки, альтернативные выставкам официально

признанных художников. Следует сказать, что данные выставки были

достаточно популярны в среде интеллигенции, студенчества. Государство вело

активную борьбу против данных организаций художников, мешавших пропаганде

идей марксизма-ленинизма среди широких народных масс. Большое значение в

данной борьбе имело письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920

года, в котором партия последовательно и бескомпромиссно выступала против

деятельности данных организаций. Данное письмо прекратило существование

многих организаций «левого» толка. Это было первым шагом по унификации всех

организаций в сфере искусства, приведение их в единый стандарт в контексте

официальной идеологии. Подобная работа проводилась и в отношении деятелей

искусства, не принадлежавших ни к одному из направлений искусства, не

состоявших ни в одной из организаций деятелей искусства. Следующим шагом

было выступление в резолюции от 18 июня 1925 г. ЦК РКП (б) «решительно

против всего, что мешало развитию советской литературы», против

искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против

«самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со

стороны администраций. В резолюции были конкретно обозначены черты и

характер политики партии по отношению к различным группам писателей; при

этом подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть

нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и

литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных,

чем, например, в политике».1 Таким образом, к 1925 г. сформировалось

отношение новой советской власти ко всем видам искусства, оно заключалось в

принятии и всяческой поддержке организаций деятелей искусства и отдельных

лиц, приветствовавших и отображавших в своих произведениях основные черты

официальной идеологии, создававших заказные тематические произведения,

работавшие на благо Родины.

Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных

объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное

количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом

направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК

ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных

организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой

замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и

образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с

жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно-

политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2

Данное постановление «поставило точку» в

________________

1 Очерки истории советского искусства, с.11

2 Очерки истории советского искусства, с.11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.