скачать рефераты

МЕНЮ


Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.

В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде,

напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин[1]:

оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего

независимо от первичного источника получения информации.

Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные

слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и

объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности

сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что

верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от

концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников

(Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные

информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную"

жизнь. Под влиянием личностного резонанса[2] человек с самого раннего

возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для

существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире

не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления.

После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного

ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень

важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек

вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей

личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить

формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать

свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество.

В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема

выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку

осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного

выбора своего внутреннего состояния.

Очень многое здесь зависит от направленности внимания, которая поддается

контролю и коррекции. Наша жизнь наполнена таким количеством информации,

что сознание во избежание мы желаем использовать в данный момент. В связи с

этим необходимо обратиться к проблеме потребностей и мотивов. Для жизни и

развития человека необходимо наличие более или менее устойчивой

эмоциональной и познавательной направленности личности к предметам и

явлениям действительности, которая получила название в психологии

"интерес". Интересы - важнейшая движущая сила деятельности людей во всех

сферах общественной жизни. Начиная формироваться в раннем возрасте,

интересы углубляются, дифференцируются, а по мере формирования

мировоззрения и возникновения целостной ориентации личности складывается

избирательность интересов.

Большинство из существующих на сегодняшний день определений информации,

несмотря на различия, имеют нечто общее: они предполагают существование по

крайней мере четырех компонентов. Помимо собственно передаваемой

информации, это субъект, передающий информацию; субъект, воспринимающий

информацию; а также как отдельный компонент выделяется процесс познания

объекта, о котором передается информация.

Сознательный выбор создает мощную внутреннюю квантовую "волну

интереса", которая проходит через все поле сознания, сознательно или

бессознательно направляемая живущими в нем мыслеформами. Лауреат

Нобелевской премии Р. Сперри показал, что мыслеформы обладают "потенциалом

причины", т. е. способностью вызывать события и влиять на них (8-36). В

результате возникает поле, которое создает и усиливает эффект фокуса

сознания.

Деятельность человека формирует его сознание. Информация оказывает

влияние на нашу жизнь постольку, поскольку мы выделяем ее как личностно

значимую.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: чтобы при передаче информации

максимально раскрыть потенциал ситуации, необходимо настроиться на

потенциальные позитивные способности того, к кому обращена информация, и

приложить усилия для активизации волны его интереса. Чем более творческим

будет подход, тем большего успеха можно достичь.

Взглянем на вышеизложенное с позиций педагогики. Использование

генетической информации в реальной педагогической практике практически

невозможно. ( К творческому, воссоздающему воображению учащихся учитель

может обращаться только в редких, особых случаях ввиду особой тонкости и

специфичности этого инструмента мышления. Следовательно, единственным

реальным путем обновления и интенсификации учебного процесса остается

включение в него других, не слухо-вербальных способов предъявления

информации. В первую очередь речь идет об информации зрительной и слуховой

(невербальной). Дальнейшим шагом на этом пути является комплексное

предъявление разнородной, но взаимосвязанной по смыслу информации в

одновременном сочетании. Именно такие возможности открывает современная

компьютерная техника, в частности - т. н. технологии мультимедиа. Кроме

того, своеобразие современных Windows-технологий, заложенная в них

возможность произвольно настраивать практически любой элемент интерфейса

позволяют в какой-то мере "очеловечивать" компьютер, приспосабливать к

собственным вкусам внешний вид экрана, образную, цветовую и звуковую

обстановку (обычно это называется термином "окружение"), наделять ПК

некоторыми чертами личности его владельца. И особенно существенно то, что

в процессе самостоятельной работы за ПК, имея доступ к большим и

разноплановым массивам информации, ученик неминуемо будет отвлекаться от

основного стержня обучающей программы, будет пытаться "заглянуть" в

соседние разделы и дисциплины. В таких условиях формируемый им свод знаний

никогда не сможет быть строго унифицированным - он всегда будет личностным,

индивидуализируемым, а это - самое веское свидетельство того, что

компьютерное обучение существенно обогащает методический арсенал

современной педагогики и открывает новые большие возможности для

свободного, всестороннего развития личности обучаемых.

§ 3. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и

учеников при компьютерном обучении.

Меняющаяся роль учителя.

Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу,

активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции

современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении

роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления

классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и

кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою

универсальность.

В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много

различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных

групп[3]. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они

базировались на существующей материальной базе учебного процесса и имели

чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу названных причин ни

одна из них не смогла подняться до уровня универсальности. Смена

материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые

горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков

принципиально новых структур учебного процесса. Однако рядом с позитивными

суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую – недостаточно

аргументированные.

Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно

распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в

педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов

учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.

Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и

технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени

именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это

общение даже более близким и человечным, чем ранее.

1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и

оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются

компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся,

а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится

более свободен и позитивен в своем отношении к детям.

2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет

каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм

учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно

контролировать и активизировать этот процесс.

3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает

большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное

внимание каждому отдельному ученику.

Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а

наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только

их видеть и правильно пользоваться.

На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и

голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения:

он, будто бы,

. "не всегда повышает эффективность учебного процесса;

. нерационально используется;

. его роль сводится к «переворачиванию страниц»;

. компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,

снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий

потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);

. придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и

последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)

В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой

критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или

просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,

кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных

материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть

собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого

вообще не следует делать.

Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит

чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль

"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и

авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что

учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и

не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы

с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -

нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат

компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От

педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не

может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской

значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не

каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на

это не ориентируется.

Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,

программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен

достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и

правильно осознавать свою изменившуюся роль.

§ 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением

ПК.

Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК

являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса

обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль

обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко

особенности реализации этих функций.

Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и

творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина

знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции

являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов

в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.

Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться,

как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации.

Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по

последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения

материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине

материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным

материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что

индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из

ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа

должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их

к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в

которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72).

Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия

"индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение.

Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по

принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще

используется при групповом обучении и коллективной деятельности

учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального

обучения.

Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором

предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного

учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать

обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с

некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности.

Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и

в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.

Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно

должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-

футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом

вопросе будущее - за компьютерами.

В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в

школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство

обучения.

Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение,

моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно,

что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи,

специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность

формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.

Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных

задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня,

практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой

и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных

стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5]

Применение компьютерной техники представляет возможность использования

многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных

возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и

обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул,

рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись

в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под

конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается

возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение

цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)

Распределение функций между участниками

учебного процесса с применением ЭВМ

Последовательность фаз основного цикла прохождения информации,

необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся,

состоит из пяти стадий:

- получение и осмысление новой учебной информации,

- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,

- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения

практических работ,

- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по

их предупреждению в дальнейшей деятельности,

- рассмотрение возможностей практического применения знаний,

полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

В полном объеме реализация данной последовательности с использованием

традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима

только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом

обучении с широким использованием ПК.

Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости

перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице

перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В

случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками

учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.

|№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК |

|п/п | | | | |

|1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.