скачать рефераты

МЕНЮ


Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

|2 |Отбор учебного материала и |+ |- |- |

| |заданий | | | |

|3 |Определение |+ |+ |+ |

| |последовательности изучения | | | |

| |материала | | | |

|4 |Изложение нового материала и |+ |+ |- |

| |предъявление заданий | | | |

|5 |Выполнение заданий |- |- |+ |

|6 |Проверка и оценка решений |+ |+ ! |- |

|7 |Сообщение результатов |+ |+ ! |- |

|8 |Указание о дальнейших |+ |+ ! |- |

| |действиях | | | |

|9 |Регистрация данных о ходе |+ |+ ! |- |

| |процесса | | | |

|10 |Помощь в ходе процесса |+ ! |+ |+ |

| |обучения | | | |

Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на

пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом

является также реализация не только индивидуального, но и

дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что

средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать

диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и

качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только

по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм

обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по

обучающей программе становится возможным только при полном выполнении

требуемого набора заданий.

В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью

выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение

на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через

процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера

сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. (На

начальной стадии этой процедуры ученикам целесообразно предоставить

возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок.)

Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на

переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников

реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом

которой является помощь преподавателя (см. таблицу). Предложенный алгоритм

позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в

разные промежутки времени.

Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики,

сэкономившие время при прохождении основного материала, получают

возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без

дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается

возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня

сложности.

Таким образом, средства вычислительной техники создают условия

индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной

аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом.

Методы организации обучения

с применением персонального компьютера.

Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А.Илюшин и

Б.Л.Собкин утверждают:

"В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- исследовательский

Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи

между учеником и системой обучения, его использование в системах с

использованием ПК бессмысленно".[6]

Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной

техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем

и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению

изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение

этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество

организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный

процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом

плане более оправданным является применение проблемного и

исследовательского методов.

Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации

учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой

проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации

познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается

решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также

извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения

поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков

по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает

самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения

научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При

использовании этого метода обучение является результатом активного

исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более

приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных

методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов

объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха

необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане

незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное

представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями

других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на

ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать

пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или

просто невозможных в реальном мире.

В процессе компьютеризации школы

в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы:

1) оборудование;

2) подготовка учителей;

3) программное обеспечение.

Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере уже затрагивалась,

поэтому остановимся на третьем из них.

Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое

влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире

создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на

территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными

программами собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих

материалов необходимо определенная классификация.

Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить 3,

получившие наибольшее распространение:

1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические)

программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и

преподавателю в обучении. Специализированные обучающие программы являются

готовым к применению программным продуктом, который используется

преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования

обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в

учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только

дозировать меру ее использования. Замкнутость, завершенность таких программ

может расцениваться как недостаток, поскольку она возлагает большую

ответственность на разработчиков в плане опоры на образцовые стандарты и

типовые дидактические материалы.

2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях,

т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или

иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.

Творческая активность – наиболее важная возможность, которая

предоставляется здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно

сочетать с игровыми ситуациями (9-21).

3. Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую

программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным

предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как

организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного

обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного

взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для

заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ-НЕПРОГРАММИСТОМ.

(Информационные технологии, 1998, № 6).

Новый виток развития программного обеспечения вызвал к жизни большие

обучающие программы на компакт-дисках, использующих трехмерную графику и

огромные массивы данных. Параллельно разрабатывается программные

педагогические средства, открывающие доступ к самостоятельному созданию

собственных обучающих программ каждому педагогу-практику (без обращения к

языкам программирования).

В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный

фонд полноценных программ, получивших достаточно широкое распространение,

распространяемых через торговую сеть и реально используемых в учебном

процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное

собрание обучающих и развивающих программ для детей", комплекты

познавательных игр московской фирмы "Никита", компьютерные энциклопедии

фирмы "Кирилл и Мефодий", путеводитель по музеям Киево-Печерской Лавры, и

т.д. Не все они используются одинаково широко. Чаще и легче всего входят в

практику программы, полностью завершенные, "привязанные" к конкретным темам

и дисциплинам и готовые к немедленному включению в работу. Программы типа

энциклопедий и путеводителей используются, в основном, эпизодически,

поскольку в этом случае на каждого учителя возлагается ответственность за

предварительное ознакомление с такой программой и за согласование логики

своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы третьего типа -

программы-инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко,

поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное построение

содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем.

Среди педагогов нет единого мнения по поводу принципов классификации

КОП, и многие предлагают собственные варианты классификации. Приведем для

сравнения две из них:

С. Е. Полат (42-8) предлагает такую классификацию программ:

> линейные программы;

> разветвленные;

> генеративные, математической модели учения;

> моделирования и имитации;

> игры;

> решения проблем;

> свободного выбора;

Й. Янович (42-9) различает программы:

> демонстрационные;

> симулятивные;

> тренировочные;

> для индивидуальной работы;

> проблемного и программированного обучения;

> для решения физических задач;

> диагностические;

> для деятельности, избираемой учениками по интересам.

Общие принципы организации обучения с применением ПК.

Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на

следующих общих принципах и выводах по ним:

|Общие принципы |Выводы |

|Активное участие обучающегося в |Максимально содействовать |

|учебном процессе |активизации обучающегося |

|Постоянное проведение личного |Избегать использования |

|анализа ситуации обучающимися в |стандартных схем анализа, менять|

|процессе обучения |задачи и ситуации на различных |

| |стадиях обучения |

|Наличие сигналов обратной связи |Сообщать обучающемуся о |

|в учебном процессе |результатах его действий в |

| |каждой конкретной ситуации |

|Наличие быстрой обратной связи в|Обеспечивать по возможности |

|учебном процессе |мгновенную обратную связь |

|Отказ от поведения, не дающего |Подавлять нежелательные варианты|

|положительного результата |действия, не подтверждая их. |

|Постоянное повторение |Практиковать и подтверждать |

|пройденного материала. |способы действий, даже если они |

| |уже были продемонстрированы |

| |однажды. |

|Индивидуализация количества и |Подбирать способы подтверждения |

|последовательности подтверждений|индивидуально. |

|действий в процессе обучения. | |

|Наличие напряженной обстановки в|Не вызывать антипатий к цели |

|процессе обучения. |обучения и не снижать успехи |

| |обучения, увеличивая нажим на |

| |обучающегося. |

|Учет индивидуальных особенностей|Применять приведенные выше |

|обучающегося к восприятию |принципы не жестко и однозначно,|

|внешних условий в зависимости от|а гибко. |

|его состояний и настроения. | |

ПК как средство обучения.

Последние технические достижения часто находили применение в учебном

процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты

применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной

техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения,

улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи

преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить

создание и постановку новых курсов.

ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в

виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными

инструментами ПК расширяют человеческие возможности. Однако в отличие,

например, "от молотка, расширяющего физические возможности, или телефона,

расширяющего возможности органов чувств, ПК расширяет умственные

возможности человека"(23-4). Главной особенностью ПК как инструмента

является возможность его настройки (программирования) на выполнение

различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые

пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы,

предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК

позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными,

динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко

доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами

обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и

алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого

отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс

обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В

отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность

немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения

материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному

материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно

реализуется обучение в индивидуальном темпе.

В литературе очень часто сравниваются книга и ПК как источники

информации. Типичное содержание таких рассуждений приводится в следующей

таблице:

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КНИГИ И ПК.

| |КОМПЬЮТЕР |КНИГА |

|Доступность |Частичная |Полная* |

|Транспортабельность |Отсутствует** |Полная |

|Характер информационной |Открытый |Закрытый |

|системы | | |

|Объем информации |Количественно не- |Однозначно ограничен |

| |стабилен и тяготеет к | |

| |неограниченности | |

|Уровень оперативности |Высокий (возможно, |Невысокий, зависит от |

|обработки информации |автоматизированный) |субъективных факторов |

|Качественный уровень |Допускает возможность |Детальный, осмы- |

| |поверхностного |сленный. |

| |ознакомления. | |

|Общественная оценка |Не устоявшаяся |Однозначно высо- |

| | |кая. |

От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке

знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию

настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми

учениками.

Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя,

но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.

С использованием КОП, с одной стороны, обучаемые получают возможность

работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем

подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к.

обучаемый получает большую свободу в выборе решений, в ходе процесса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.