скачать рефераты

МЕНЮ


Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд

педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ,

упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр,

систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены

и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников

точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в

играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были

интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В

старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для

более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении

периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный

способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому

воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В

процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им

разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о

последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей

представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания

целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с

окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и

сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр»,

«Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки,

распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в

повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха,

т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для

гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение

имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том,

что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию,

поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям

различные поручения, например, назначить санитаров для систематической

проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных

вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они

закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было

интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то

стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,

воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная

культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы

необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического

и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания –

единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические

навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно,

в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки,

воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали

ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

б) Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими

людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,

общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека

умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами

морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в

семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется –

добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками

дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает

у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так

дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения

людей. Вежливость детей должна основываться на искренности,

доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену,

если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством,

никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать

собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят

из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы

предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из

добрых побуждений.

Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной

воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и

высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей

умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности,

приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей

культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со

сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с

ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость,

резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок

быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие

детского общества, в котором формируются черты нового человека:

коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки

общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится

трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в

жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить

свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у

отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д.

Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он,

что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем

возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием

у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению,

взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с

другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться,

переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять

доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей

приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы,

которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром

встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой.

Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами.

Утор началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется у детей в течение

дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о

том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в

атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр

игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения

к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение

- «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к.

жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то

вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом,

решать свои маленькие дела.

Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения

содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать

ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать

контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо

обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться

игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и

внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче

усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он

ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под

руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

в) Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам,

природе

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем

отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его

социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают

развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает

навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в

процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые

поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает

положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками,

книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному

имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей

деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее

место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и

заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность,

планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место,

аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги,

учебные матерь ялы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их

сохранность и удобство использования в следующий раз; привести в порядок

свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых

поручений.

Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного

времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду,

стремление быть занятым полезной деятельностью.

Известно, что маленький ребенок еще не может организовывать свою

деятельность, поэтому организаторами являются родители в семье и

воспитатели в детском саду. Под их руководством деятельность ребенка

обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством

воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной

вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду –

игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот

это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе

станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро

овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их

предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу

тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в

сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия

со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно

относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное

обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных

занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке

ребенка к школе. Необходимо современно учить его экономно расходовать

бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и

красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.

Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой.

С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к

ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают

нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.

«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это

должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать,

что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а

не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с

ненужной книгой. На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо

усвоить правило обращения с книгой:

- береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы,

правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не

играй с книгой, она от этого портится;

- после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь

положить её на место;

- правильно храни книгу, в специально отведенном для неё

месте – в книжном шкафу ил на полке;

- если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с

помощь взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать

свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда ил занятия;

определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не

приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и

зависит от случайности.

Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим

делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он

станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность – требует

определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия

потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не

убедится, что все необходимое приготовлено.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать,

мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать

правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и

завершение:

- прежде чем начать игру, любое дело, прикинь, что для этого

потребуется;

- определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не

мешал другим, и тебя не отвлекали;

- подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы

все было под рукой;

- проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь

себя в порядок;

- твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

- не оставляй дело незаконченным;

- не берись за новое дело, не завершив старое;

- убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое

место, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все

игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

- кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы

– сложенные в определенном месте, игрушки – ожидающими встречи со

своим хозяином;

- не забудь привести и себя в порядок – вымыть руки, снять фартук,

аккуратно сложив его, на место.

Знание указанных правил и умение руководствоваться ими помогает старшим

дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При

целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым;

умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность

заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную

деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития

организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая

заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему

она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя

проявляет: умеет ли применить имеющиеся знания и умения, моральные

представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя

проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден и т.д.

Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных

возможностей? Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь

создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению

организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры,

занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и

формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения

поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает

благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания,

связанных с формированием культуры поведения дошкольников.

В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные

поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать

игровым правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной

деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами,

дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к

общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.