скачать рефераты

МЕНЮ


Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать

сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые

обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида

деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с

формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек,

являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на

его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и

уточнять знания, формировать к него отношение к обществу, к людям, к труду,

к своим обязанностям.

4. Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах

Первая младшая группа

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них

предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети

3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем

воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к

новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами

приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим

методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними

воспитателя.

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в

постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут

развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его

взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом

людей.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по

нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и

заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться

и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в

коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее

важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им,

а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по

самообслуживанию.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать

небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за

заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым

- все это основополагающие программные направления педагогической работы

воспитателя в I младшей группе детского сада.

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является

воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в

быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот

процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо

педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать

возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к

самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много

навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Повторяясь многократно в различных режимах такие действия, как

самостоятельное одевание, причесывание и т.д. доставляют ребенку радость;

дети осваивают, что и, как и в какой последовательности надо делать.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его

усвоением действия членят на несколько операций.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного

поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется

неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в

игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия

ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных

действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка

торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно

выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у

них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться

в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело

направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого

эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При

удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям,

при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления

навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное

задание.

Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с

повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в

начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в

дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество

действий.

Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно

усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и

развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие

каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к

правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно

предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное

отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации, как

для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта

доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни

детей – игровую, трудовую, учебную.

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения

целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-

инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками

каждым ребенком группы.

Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только

раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и

связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает

возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в

повседневной жизни.

Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-

занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно

перед умыванием.

Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом

проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

Игры-занятия и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами

детей 10-12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного

результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя,

обращенную ко всем.

Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста,

занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает

хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях

принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само

действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это

способствует активизации одновременно зрительного и двигательного

анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому

малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в

правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными

предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении

практических действий в жизненно важных режимных процессов.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных

упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки

культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать

в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание

различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую

квартиру» - в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают

кукол в различные транспортные средства – коляски, автомашины. Опять-таки

преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в

формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков

нравственного поведения.

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей

положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком

нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает

интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам

общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к

доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень

естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно

рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В

группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например,

любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети

быстрее научатся одеваться сами.

С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей

были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это

облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более

быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д.

Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил

картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и

безошибочно вешают одежду в свой шкаф.

Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения,

имеют свою специфику. Они органично вписываются в такие разделы

воспитательной работы как, «Расширение ориентировки в окружающем и развитие

речи», «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Проводятся они раз в

месяц.

Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель

основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в

развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом

конкретных условий и возможностей детей.

Вторая младшая группа

С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков

культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.

У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность,

умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к

выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к

игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять

формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения,

организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких

качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность,

которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как

следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим

неприятность.

Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер.

Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора

по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению

привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного

воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы инсценировки

несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог

черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить

программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-

упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое

последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем

самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное

воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также

предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий,

поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность,

минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений

в культурном поведении.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и

конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения

игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на

закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в

которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки,

слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и

необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например:

на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо

здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми

необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости

напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии, т.е. последовательно и

настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать

действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные

действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них

возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывает аккуратность,

навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и

упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.

Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие

развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками

культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня

простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым

платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с

удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2-3 недели в

большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком

и т.д.

Средняя группа

Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного

поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят

навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы

становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются

возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом

детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе

труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера

жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и

качеств особое значение.

Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной

деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду

взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному

расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей

к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к

близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых

о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и

оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее

средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и

играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально

в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к

родителям, педагогам, няням.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и

привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание

педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к

родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного

стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным

окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно

формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща,

умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших

людей, положительным, героическим персонажем известных художественных

произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое

место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим,

доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе

сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,

взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.