скачать рефераты

МЕНЮ


Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Министерство образования Российской Федерации

Учебно-методическое объединение вузов России

по педагогическому образованию

В.М.Васильев

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

БАКАЛАВРА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬ ИНФОРМАТИКА

Учебное пособие

под редакцией доктора технических наук, профессора Румянцева И.А.

Рекомендовано учебно-методической комиссией

Санкт-Петербург

2003

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическое объединение вузов России по педагогическому образованию

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению

540200 Физико-математическое образование профиль Информатика

Васильев В.М. Методические рекомендации по выполнению выпускной

квалификационной работы бакалавра физико-математического образования

профиль Информатика.

Учебное пособие – Санкт-Петербург, издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2003.

102 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов, научных

руководителей выпускных квалификационных работ и государственных

аттестационных комиссий педагогических вузов.

Научный редактор: председатель учебно-методической комиссии по

информатике УМО по педагогическому образованию, доктор технических наук,

профессор Румянцев И.А.

Научные рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Стефанова

Н.Л.; доктор физико-математических наук, профессор Ханин С.Д., доктор

технических наук, профессор Копыльцов А.В.

ISBN

( Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Российский государственный педагогический университет им.

А.И.Герцена»

( В.М. Васильев

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной

работы подготовлены автором по заданию учебно-методической комиссии по

информатике в качестве руководства для бакалавров физико-математического

образования по профилю информатика.

Методические рекомендации содержат:

- теоретический базис научных исследований, являющийся личностно-

ориентированным тезаурусом бакалавра;

- практические рекомендации по выбору темы, информационному и научному

поиску, формулированию научных результатов, оформлению работы и

подготовки презентации.

Практические рекомендации разработаны с использованием научных методов

для этапов выполнения выпускной квалификационной работы и содержат

иллюстративные примеры.

Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования и других нормативных документов, разработанных для

регламентации оформления научных трудов. Квалификация бакалавр

рассматривается как первая научная степень, а выпускная квалификационная

работа (ВКР) классифицируется как научный труд исследователя.

Принятые сокращения

|ГОС | |Государственный образовательный стандарт высшего |

| | |образования |

|ВКР | |Выпускная квалификационная работа |

|РГПУ им.А.И.Герцена | |Государственное образовательное учреждение высшего|

| | |профессионального образования «Российский |

| | |государственный педагогический университет |

| | |им.А.И.Герцена» |

|ГАК | |Государственная аттестационная комиссия |

|УМО | |Учебно-методическое объединение вузов России по |

| | |педагогическому образованию |

|НИР | |Научно-исследовательская работа |

|ГЗ | |Главная задача научного исследования |

|ВЗ | |Вспомогательная задача научного исследования |

|НР | |Научный результат исследования |

|НП | |Научное положение |

|ИПТ | |Информационная педагогическая технология |

|ИКТ | |Информационно-коммуникационная технология |

|ИТ | |Информационная технология |

|ППС | |Педагогические программные средства |

|УБЗ | |Учебная база знаний |

|КТО | |Компьютерные технологии обучения |

|ПК | |Персональный компьютер |

|ОНИ | |Дисциплина «Основы научных исследований» |

|ТОИ | |Дисциплина «Теоретические основы информатики» |

|ДПП | |Дисциплины профильной подготовки в соответствии с |

| | |ГОС |

ОГЛАВЛЕНИЕ

|1. |Общие положения методических рекомендаций . . . . . . . . . . . . |8 |

| |. . . . . . . | |

|2. |Характеристика научной степени бакалавра образования и | |

| |квалификационные требования к ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . |8 |

| |. . . . . . . . . . . . | |

|3. |Теоретический базис ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|9 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.1. |Понятие научных основ ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|9 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.2. |Общие сведения о науке и научных исследованиях . . . . . . . . . . |11 |

| |. . . . . . . | |

|3.2.1.| Наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |11 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.2.2.|Научное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |11 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.2.3.|Научная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |12 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.2.4.|Научная методология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|13 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.2.5.|Научный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|14 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.3. |Процессы научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|14 |

| |. . . . . . . . . . . . . | |

|3.3.1.|Общие понятия процесса научных исследований . . . . . . . . . . . .|14 |

| |. . . . . . . | |

|3.3.2.|Постановка проблемы научных исследований . . . . . . . . . . . . . |14 |

| |. . . . . . . . . | |

|3.3.3.|Выбор темы научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . .|15 |

| |. . . . . . . . . . . . | |

|3.3.4.|Обобщенная информационно-технологическая модель процесса научных |15 |

| |исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |. . . . . . . . . . . . . . | |

|3.4. |Методика научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|15 |

| |. . . . . . . . . . . . . | |

|3.4.1.|Общие понятия методики научных исследований . . . . . . . . . . . .|15 |

| |. . . . . . | |

|3.4.2.|Методическая система научных исследований . . . . . . . . . . . . .|16 |

| |. . . . . . . . | |

|3.4.3.|Методики теоретических исследований . . . . . . . . . . . . . . . .|17 |

| |. . . . . . . . . . . | |

|3.4.4.|Методики экспериментальных исследований . . . . . . . . . . . . . .|19 |

| |. . . . . . . . | |

|3.4.5.|Методика оформления научных результатов . . . . . . . . . . . . . .|21 |

| |. . . . . . . . . | |

|3.5. |Технология научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . .|22 |

| |. . . . . . . . . . . . . | |

|3.5.1.|Определение и вид технологической карты научных исследований . . . |22 |

| |. | |

|3.5.2.|Принципы построения технологической карты научных исследований . |23 |

|3.5.3.|Обобщенная модель технологической карты научных исследований . . . |24 |

|3.5.4.|Главная и вспомогательная задачи, научный результат и научное |24 |

| |положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .| |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|3.5.5.|Эффективность технологической карты в организации научных |25 |

| |исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|4. |Практические рекомендации для выполнения выпускной квалификационной|28 |

| |работы бакалавра физико-математического образования профиль | |

| |информатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |

| |. . | |

|4.1. |Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра |28 |

| |физико-математического образования: цель и задание . . . . . . . . | |

| |. . . . . . . . . . . . . . | |

|4.2. |Тематическая ориентированность ВКР бакалавра физико-математического|30 |

| |образования профиль информатика . . . . . . . . . . . . . . . | |

|4.2.1.|Проблемные исследования в области информационных педагогических |30 |

| |технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|4.2.2.|Математические проблемы информатики . . . . . . . . . . . . . . . .|38 |

| |. . . . . . . . . . | |

|4.3. |Технология и содержание этапов выполнения выпускной |39 |

| |квалификационной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . | |

|4.3.1.|Информационно-технологическая схема выполнения ВКР . . . . . . . . |39 |

| |. . . | |

|4.3.2.|Выбор темы ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |42 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|4.3.3.|Пример выбора темы ВКР бакалавра физико-математического образования|44 |

| |профиль информатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |

| |. . . . . . | |

|4.3.4.|Изучение и анализ литературы по теме ВКР (информационный поиск) . |49 |

|4.3.5.|Обоснование актуальности и научной новизны темы ВКР . . . . . . . .|52 |

| |. . . . | |

|4.3.6.|Пример технологической карты выполнения ВКР . . . . . . . . . . . .|57 |

| |. . . . . . . | |

|4.3.7 |Составление плана исследований и разработка методики научного |58 |

| |поиска (технологическая карта ВКР) . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |. . . . . . . . . . . . . | |

|4.3.8.|Организация исследований по теме ВКР . . . . . . . . . . . . . . . |60 |

| |. . . . . . . . . . . | |

|4.3.9.|Научные результаты ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |60 |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|4.4. |Нормативные требования к оформлению ВКР . . . . . . . . . . . . . .|61 |

| |. . . . . . . . | |

|4.4.1.|Структура и содержание основных разделов ВКР . . . . . . . . . . . |61 |

| |. . . . . . . . | |

|4.4.2.|Изложение и оформление текстовой части ВКР . . . . . . . . . . . . |65 |

| |. . . . . . . . | |

|4.4.3.|Графическое представление иллюстрационного материала ВКР . . . . . |67 |

| |. . | |

|4.4.4.|Написание и пояснение математических формул . . . . . . . . . . . .|68 |

| |. . . . . . . | |

|4.4.5.|Составление списка использованных источников . . . . . . . . . . . |69 |

| |. . . . . . . . | |

|4.4.6.|Правила оформления приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|69 |

| |. . . . . . . . . . . . . | |

|4.5. |Принципы подготовки презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |

| |. . . . . . . . . . | |

|4.5.1.|Общие положение о презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |

| |. . . . . . . . . . . | |

|4.5.2.|Пример подготовки слайдов презентации по теме ВКР «Разработка и |71 |

| |исследование содержания дисциплины ДПП.04. Теоретические основы | |

| |информатики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

|4.6. |Рекомендации по оценке качества ВКР и защите в ГАК . . . . . . . . |78 |

| |. . . . . | |

|4.7 |Литература и документы, рекомендованные бакалавру |80 |

| |физико-математического образования профиль информатика для | |

| |выполнения ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |Приложения к методическим рекомендациям по выполнению ВКР |86 |

| |бакалавром физико-математического образования профиль информатика .| |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |

| |. . . . . . . . . . . . . . . | |

| |Приложение 1. Программа учебной дисциплины «Основы научных |87 |

| |исследований» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |

| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |

| |Приложение 2. Программа учебной дисциплины «Теоретические основы |97 |

| |информатики». (В сравнении с разделом 1 «Теоретическая информатика»| |

| |школьного предмета) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |

| |. . . . . | |

| |Приложение 3. Список основной и дополнительной литературы, |102 |

| |рекомендованной бакалавру для выполнения ВКР по направлению 540200 | |

| |Физико-математическое образование профиль информатика . . . | |

| |Приложение 4. Образец титульного листа ВКР бакалавра |108 |

| |физико-математического образования, профиль Информатика . . . . . .| |

| |. . . . . . . . . | |

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

Методические рекомендации разработаны для бакалавров физико-

математического образования по профилю информатика и преподавателей,

которые осуществляют научное руководство выполнением выпускных

квалификационных работ (ВКР) по направлению 540200 Физико-математическое

образование и указанной степени – бакалавр физико-математического

образования профиль Информатика [1-4].

Целью методических рекомендаций является предоставление бакалаврам

необходимой методической помощи по научному сопровождению при организации

и проведении рациональной и эффективной научно-исследовательской работы,

обобщении и представлении научных результатов, изложении и написании

научного труда, соблюдении нормативных требований к содержанию, объему и

оформлению ВКР, подготовке презентации и защите научных положений в

Государственной аттестационной комиссии.

Методические рекомендации уточняют форму задания ВКР, предлагают

примерные направления для выбора темы, анализа литературы и использования

различных информационных ресурсов, проведения исследований, ориентированных

на научно-методическую профессиональную деятельность по направлению физико-

математическое образование в предметной области информатика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.